5 фев 2020

Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев».

Саади В Казахстане опровергнут афоризм Конфуция, гласящий: «Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению». Здесь за многие годы реформ при поддержке Всемирного банка создана система, которая основную массу учеников должным образом не обучает и не социализирует. В шоке учащиеся, в шоке родители, учительский корпус и директора. Но задний ход «реформам» верховная власть не дает, видимо, надеясь на Чудо (чудо с маленькой буквы не справится) или на то, что все само собой рассосется. В постсоветский период система школьного образования деградировала уверенно, но достаточно медленно – сказывалась наработанная база учителей, методик, учебников и традиций. Однако если подрывная работа проводится долго, целенаправленно и системно, то результат обязательно будет. Точкой перелома стал 2017/2018 учебный год, когда Ерлан Сагадиев (11-ый министр образования Республики Казахстан) сломал-таки хребет вменяемой общеобразовательной школы. Стержнем очередной реформы стало лишение школьного образования системности, логики и последовательности с переносом упора на хаотичность, мозаичность и разрозненность вкладываемых в детей знаний. Чтобы это не столь резко бросалось в глаза, деструктивные вещи подали под видом очередной реформы, где суть была упакована в новую форму. Поэтапное внедрение реформы (1, 2, 5, 7-ой классы – в 2017/18 учебном году; 3, 6, 8, 10-ый – в 2018/19 и 4, 9, 11-ый – в 2019/20) нарушило прежде всего педагогический принцип системности. Так, в 7-ом классе по многим предметам школьники изучали те же темы, что уже были ими пройдены в 6-ом классе (география, биология, алгебра/математика, литература). При этом по той же биологии в кучу свалили изучение ботаники, зоологии и анатомии. Введение новой системы оценивания, по официальной задумке МОН, должно было привести к снижению психологической нагрузки школьников, уменьшению страха перед оценками. На деле СОРы (суммативное оценивание раздела) и СОЧи (суммативное оценивание четверти) довели учеников 2, 5 и 7-ых классов (в 1-ых классах пока безоценочная система) до состояния интеллектуальных зомби с неустойчивой психикой. Именно из этих 2-3-х оценок по каждому предмету складывается итоговая четвертная. И ситуация, когда школьники в течение двух недель ежедневно пишут СОРы, СОЧи, количество которых доходит до 4-5 в день, приводит к хронической усталости, переходу мозга в щадящий режим работы и нервным срывам. Сейчас в школах Казахстана фиксируется небывало высокий уровень заболеваемости среди учеников. При некоторой поправке на январь, все напоминает защитную реакцию детских организмов, у которых просто нет другого варианта выхода из бесконечного режима перегрузок. Родители, чьи школьные горы пришлись на «досагадиевскую эпоху», пока не возьмут в руки учебник той же «Географии», не понимают, что это совсем не та нормальная география. Раньше было – про материки, климат, полезные ископаемые, животный мир, растения, народонаселение, транспорт и прочие понятные вещи, плюс правильная ориентация в пространстве. Теперь «География» превращена в кучу вещей, очевидных разве что специалистам-климатологам или исследователям космоса, но собранных предельно бессистемным и корявым пазлом. По другим предметам ситуация не лучше. Например, методически обучение русскоязычных и казахоязычных детей построено так, будто родной язык является для них иностранным. Хотя человеку, знающему русский (или казахский) язык от рождения, он нужен совсем не для того, чтобы объясниться в магазине. Системное отсутствие системы обучения – основная претензия к Ерлану Сагадиеву со стороны специалистов. В результате такой «методологии» детали становятся важнее базовых вещей, а база уходит из процесса обучения как таковая. Что характерно, подобная аналогия закреплена соответствующим пакетом документов. Все задает ГОСО (государственный стандарт образования). В соответствии с ним разрабатывается типовой учебный план, а уже на основе него – типовая рабочая программа. Опираясь на требования рабочей программы, пишутся и принимаются в работу учебники. То есть Министерство образования изначально требует учебники, по которым невозможно получить нормальные знания, а разработчики делают их согласно нормативам (техническому заданию). Преподаватели, со своей стороны, получили «бонус» в виде резкого увеличения рабочей нагрузки за ту же мизерную зарплату. Заработные платы в системе образования как были на 40% ниже, чем в среднем по экономике, так и остались (серьезные деньги педагогам пока только обещают), однако трудиться теперь приходится гораздо больше. Хоть и принято считать, будто школьный учитель в Казахстане – это социальный неудачник и податься ему некуда, но текучка кадров в ходе и после 2017/18 учебного года свидетельствует об обратном. Учителя увольняются из школ в поисках лучшей (или хотя бы не худшей) доли, а как следствие, в учебных заведениях растет число незаполненных вакансий. Часто директора не в состоянии уволить учителя, на которого жалуются родители и ученики просто потому, что в случае его ухода преподавателя некем будет заменить. Даже в школах Алматы массово не хватает учителей-предметников, что уж говорить о малокомплектных школах в сельской глубинке? А ведь когда-то сельские школы, в особенности из северных регионов (местами западных регионов, центрального Казахстана – Карагандинская область…) давали знания на хорошем уровне, не хуже столичного (Алма-Ата). Правда, это было в советскую эпоху… При Асхате Аймагамбетове, 13-ом министре образования, в текущем учебном году начались издевательства над средним образованием. Для десятиклассников придумали три профиля специализации (есть не в каждой школе, где-то один – два), при выборе которых школьник (и его родители) должны определиться с будущей сферой деятельности на дальнейшую жизнь. Дело в том, что при выборе гуманитарно-социального профиля, например, в аттестате о среднем образовании не будет физики и информатики, а значит поступление на технические специальности станет автоматически закрыто. Получается в итоге, что, если даже ученик через год понял, что выбранная сфера – не его (!) обратной дороги уже нет. Ряд наблюдателей нововведение со специализацией объясняет желанием ректоров вузов Казахстана «застолбить» за собой местных абитуриентов. Пока казахстанские вузы в своей торговле дипломами не испытывали нехватки абитуриентов, проблема оттока выпускников школ к северному партнеру по Евразийскому экономическому союзу беспокоила их постольку-поскольку. Но если первоначально в российские вузы поступали в основном представители славянских этносов, то в последние годы ситуация кардинально поменялась. Теперь в университеты Москвы, Петербурга, Новосибирска, Томска, Казани, Уфы и других городов все активнее едут и сами казахи, представители государствообразующей нации… Очень часто это фактически билет в один конец, ибо российский рынок труда при всех его перекосах предлагает более широкий выбор профессий, рабочих мест и зарплат. А во время обучения – стипендии и общежития. К слову, выше мы упоминали, что крепкое среднее образование – это была фишка северных регионов Казахстана. Так вот, сегодня у республики имеются большие проблемы с оттоком населения, по сути дела, идет обезлюдение, прежде всего в сельской местности. В частности, это особенно ярко проявляется в Северо-Казахстанской области (СКО, адмцентр Петропавловск). Но здесь еще одна «падающая» синусоида, утяжеляющая графики оттока населения. Речь идет о том, что буквально пару лет тому назад (опять же – при Сагадиеве!) систему высшего образования Казахстана тех регионов поразила следующая проблема – абитуриенты недовольные условиями поступления в вузы (качеством обучения в них?), равно как и заключительными экзаменами в выпускных классах в огромном количестве рванули в российские вузы. Да так рванули, что местные вузы, как частные, так и государственные, оказались на мели – в прямом (нет студентов…) и финансовом (нет студента – нет оплаты…) смысле. Такая ситуация – это тоже яркая иллюстрация текущей катастрофы в сфере образования по-казахски. Сегодня трудно прогнозировать, как будут поступать в российские вузы нынешние десятиклассники, когда закончат одиннадцатый класс. Но уже ясно, что их позиции изначально подорваны по сравнению с теми, кто проскочил очередной деградационный рубеж в силу возраста. Все понимают, что система школьного образования и обучения должна меняться под требованиями времени. Однако меняться и деградировать –принципиально разные вещи. Ну а пока, средняя школа уходит в пике дисфункции социального института, родители учеников панически ищут пути выхода из устроенной обществу засады. Пока еще никому не удалось найти эффективный и одновременно законный рецепт решения проблемы. ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Источник: https://ia-centr.ru

Комментарии

  • 5 фев 2020 16:21
    Проблема не только школьного , но и дошкольного образования
  • 5 фев 2020 16:37
    Понятно, русскоязычное население не устраивает, навязанное чиновниками новое образование для детей. Дети ограничиваются в изучении родного языка и литературы, а также истории своего  народа. Манкуртов хотят воспитать из русских.И самое интересное что этим занимаются простые русскоязычные учителя, вынужденные подчиняться системе и вышестоящему руководству. Трагично все это. Чтобы противостоять чиновничьему беспределу в образовании нужно высказывать свое мнение, организовывать родительские комитеты и подавать жалобы и предложения в Мажилис Республики. P. S. Чувствуется влияние западных друзей, им всегда виделся русский народ быдлом, вот и стараются.
  • 5 фев 2020 16:38
    Согласна с автором полностью!Такое ощущение, что сидят новоизбранные министры и думают - что бы ещё  такого сделать гадкого для народишка,чтобы жизнь медом не казалась!
  • 5 фев 2020 17:27
    Ну это же типа земля казахов ,сами министры в Казахстане взращивают  национализм
  • 5 фев 2020 19:15
    была на приёме у кардиолога. норма анализа от 0.3-3.4. у меня 3.21 я не могла доказать кардиологу что это норма. она заявляла что 3.21 больше чем 3.4 !!!  толи ещё будет !!! с таким то образованием!
  • 5 фев 2020 21:24
    Сегодня весь вечер слушала, как внучка 5-классница учит историю Казахстана.В кургане захоронено 11 лошедей, а в другом кургане 7 лошадей ит.д.у одних лошадей были маски с рогами, у других их не было.
  • 5 фев 2020 22:31
    Какой же умный,правдивый и печальный пост
  • 6 фев 2020 00:10
    У меня дедушка (его уже нет в живых) окончил 2 класса церковно-приходской школы. а  за 6 клас задачи решал спокойно. а сечас после института тупизна выходит
  • 6 фев 2020 06:51
    самое страшное - целые поколения лишают будущего упорно превращая их в стада баранов.....а может это делается намеренно ?   ни с одного министра образования не спросили за отрицательный результат - а ведь это преступление !!!!!!
  • 6 фев 2020 09:45
    Согласна с автором,у детей никакого желания учиться нету,с такой системой скоро разучатся читать и писать
  • 6 фев 2020 09:47
    Так раньше самоучки вели уроки и дипломов не имели, а сейчас такой спрос, что и на учителя учиться не поступают
  • 7 фев 2020 01:09
    Бастрык пишется.
    Но жто совсем другое
  • 7 фев 2020 22:16