КТО СТОИТ, БОЙСЯ, ЧТОБЫ НЕ УПАСТЬ

Нет «пенсии» на старость духовную. Чтоб расслабиться: «Я уже не согрешу!» Не бывает такого.
...Говоря о грехах, мы, как правило, имеем в виду юношеский образ жизни. Так у апостола Павла и написано: «Юношеских похотей убегай» (2Тим.2,22). Понимая, что человек в юности, когда у него кипит печка страстей и нету жизненного опыта, все время по краю ходит. Он всегда может согрешить, потому что у страсти в нем бурлят, он ничего не знает, голова у него пустая. И он, бедный, не знает, как ему себя вести на свете. У Мандельштама очень красиво сказано: «Дано мне тело. Что мне делать с ним?» Молодой человек не знает, куда ему себя деть. Вот я – расцвел. Вот я – вырос. И что теперь дальше? Куда? Понятно, что часто бывает – не туда. И мы часто считаем, что молодой, свежий возраст – это возраст грехов.
...Согрешают не только молодые, согрешают и старые. Согрешают не только люди, которые не знают ничего. Ничего не знающий, он, естественно, грешит. Согрешают люди, которые знаю все. Согрешают люди не только, которые много прочитали и много имеют в голове. Согрешают люди, которые имеют благодатный опыт, которые молились, молились и домолились, вроде, уже и до больших высот. Но все равно за ними враг ходит. Оказывается, спокойствие человеку не заповедано вообще. Если у нас появляется какая-то мысль: «Может я уже постарел, умудрился, успокоился?» и так далее; и, если мы захотим на этом построить свою дальнейшую жизнь, это будет очень опасное основание. Согрешить любым грехом могут даже такие люди, как царь Соломон.
И в Писании есть такое слово – и мы сегодня его запомним. «Кто стоит, бойся, чтобы не упасть» (1 Кор.10, 12). Именно по этой причине запрещается осуждать людей. Например: «О! Как он мог!» Но церковный народ давно сказал: «В чем осудишь, в том и побудешь». Обычно человек согрешает именно в том, за что он осуждает того или иного человека. Что бы это ни было. Вот гомосексуальные страсти. Страшное дело – сказать. Да вот: «Они такие… Сякие…» Осторожней, осторожней. Это – грех, и ты – осторожней. Пьянство, обжорство, блуд, уход от жены. Связь с молодухами, которые тебе в дочки годятся. Много же всего. Не говоря уж про воровство и казнокрадство. Это уж всегда и везде. И начинается: «Как он может? Почему? Что такое?» Помни: «За что осудишь, в том и побудешь». Люди знают, что могут согрешить, поэтому остерегаются.
Один молодой человек постоянно имел согрешение плоти. Его так тревожили блудные страсти, и он к старцу приходил и спрашивал: «Что делать?» Тот ему говорит: «Первое – не осуждай никого». Гордые всегда страдают от страстей. И в первую очередь от блуда. Человек, не судящий, – не падает. Кто не насмехается над чужим падением – сам не падает. Поэтому: «Бойся, чтобы не упасть». И не оправдывай себя возрастом. В одном патерике древнем есть история про одного пожилого монаха. Он говорил: «Я умер для блуда». Игумен ему отвечал: «А дьявол не умер». Монах в хибаре поселился и исцелял народ. И какая-то девица, исцеленная им из любви и благодарности (не из чего другого) осталась при нем, чтобы ухаживать за ним. И что вы думаете? Он согрешает с ней. Она рождает дите и приносит ему. Монах берет это дите, идет с ним в монастырь. На трапезу приходит. Монахи сидят, жуют свою кашу постную. Старик приходит с этим малышом и говорит: «Смотрите, братия. Это чадо непослушания». Его предупреждали: «Не выходи!» Монахам вообще не нужно из монастыря выходить. Монах вне стен монастырских, как рыба, из воды вытащенная. И, если у вас есть друзья монастырские, вы их к себе лишний раз не зовите. Это им не полезно. Монаху полезно быть в монастыре. Сидеть в келье. Как говорят: «Келья всему научит». Конечно, если в келье нет интернета.
То есть, старики, не думайте, что вы уже старые. Ни возраст, ни ученость, ни благодатность. Люди святые старались себя до последних вздохов беречь. Они не были уверены, что все хорошо даже поднимаемые ангелами до царских врат, до небесного обиталища. Вот такая печальная правда. Хорошо было бы как в жизни мирской. Поработал, поработал и ушел на пенсию. Ну, получаешь небольшую пенсию, но на пенсию себе живешь. Не нужно вскакивать с утра и нестись на работу. На пенсию скромно себе живешь и делаешь, что хочешь. Хочешь – вышиваешь, хочешь – с собакой гуляешь, хочешь – телевизор смотришь, хочешь – в церковь ходишь. А в духовной жизни не так. Нету пенсии, которую бы ты себе заработал на старость духовную. Чтоб на старости расслабиться: «Я уже не согрешу. Уже все спокойно, все в порядке. Я уже себе подкопил подушку безопасности. На старости буду отдыхать». Такого, оказывается, не бывает. Можно в старости веру потерять и согрешить любым грехом. И бывает так, что юные – веруют, а старые – не веруют. Такое еще бывает в нашем народе. И сплошь, и рядом. Родители – не верующие, дети – верующие. Такая вот каша. И мне сегодня, почему-то хочется об этом поговорить.
Все великие грешники были взрослыми, состоявшимися. Умные, благодатные люди. Те, о которых в Библии читаем. Лотт. Его Господь увел из Содома. Он в Содоме жил как ангел. Ангелы пришли из Содома и его забрали. И он уже в старости маститой пил до беспамятства два дня подряд благодаря дочкиным хитростям, и спал с одной, и спал с другой, вообще не понимая, что он делает. У дочек было оправдание. Это не была семья отъявленных негодяев. Но…он сотворил такое вне Содома. В Содоме ему это и в голову не приходило. Это был почтенный человек. Духовный. Опытный. Хороший человек. Петр отрекся. Тоже не был юношей. Иоанн был юношей и не отрекся. Петр был мужик здоровый, крепкий, семейный. Самый сильный, самый смелый. Самый любящий Христа. Отрекся. И Давид тоже не был мальчиком, когда на Вирсавию глаз положил.
Все они были взрослые, сильные, умные, благодатные люди. Понимаете?
Ладно, когда грешат молодые люди. Для них грех – это и не грех никакой. Для них это жизнь и удовольствие. Для червя падаль – это не падаль – это пища. Для людей грех – это не грех. Это моя жизнь, удовольствие. Это моя радость. Это мой смысл. Про этих зачем мы будем говорить? Не надо про них говорить. Мы говорим про тех, которые люди другие. Грешат христиане. Спросят: «Чего вы грешите? Вы же христиане». Ответят: «Эй брат. Ты не знаешь сути дела».
В послании к Римлянам и к Галатам описывается: «Плоть воюет на дух, дух воюет на плоть. Они помириться не могут и желают противного. Желаемое плотью не желается духом. Желаемое духом не хочется плоти» (см. Рим.8; Гал. 5, 17). «Я не то делаю, что хочу. А что не хочу то – делаю» (Рим. 7,15). Кто знает эту драму у себя внутри разгорающуюся, тот понимает, о чем Павел пишет. Это касается всех людей. Поэтому вот сегодня я вас немножко опечалил в том смысле, что не думайте найти себе такой покой, когда можно было бы сказать: «Все. Хорошо. Достигнуто».
Оказывается, пока жив человек, такой возможности у него нету. Поэтому, привыкайте к молитве, привыкайте к псалмопению, к Церкви Божией, ко всему святому. Оно нам будет, оказывается, нужно, аж, до самого последнего дня. Кто сколько проживет, тому столько и будет нужно. От сегодня и до конца. Всегда нужно будет крестное знамение, молитва, покаяние, не осуждение. Бога хвалить. На людей не смотреть. Знать свое и делать свое.
Протоиерей Андрей Ткачёв (Фрагмент проповеди)

Комментарии