Прокля́тие: 1) осуждение кого-либо или чего-либо со стороны Бога; 2) следствие осуждения Божьего, наказание Божье; 3) крайняя степень осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека; 4) последствия осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека. В чём состоит особенность проклятия, проистекающего от человека? Тогда как проклятие Божье всегда сопровождается действием суда, проклятие, провозглашённое человеком, — далеко не всегда. Это связано с тем, что человек не настолько могущественнен, чтобы любое его произволение стало результативным. Неизбежную действенность проклятия может обеспечить лишь Всемогущий Владыка. Так, когда Он изрек в адрес змия осуждение: «за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14), действие суда не заставило себя долго ждать. Проклятие, озвученное Ноем в адрес Ханаана — «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:25) — тоже не осталось без последствий и было реализовано в рамках Божественного Промысла. Почему Бог откликнулся на него? Дело в том, что это проклятие соответствовало принципам Высшей Божественной Правды: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10); «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» (Втор. 27:16). На том же основании результативными могли становиться и проклятия, провозглашаемые ветхозаветными священниками, действовавшими строго в рамках Божественных установлений, например: «тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим» (Чис. 5:21). Если же человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, этим он сам преступает закон. В этом случае проклятие может обратиться на голову самого проклинающего: «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь тó же» (Рим. 2:1). Так, Бог, зная о праведности Авраама, пообещал ему, что всякий злословящий его будет проклят: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» (Быт. 12:3). ************************************************************** Благослове́ние: 1) действие Божие, выражающееся в низведении особых благостей, милостей на человека, (группу людей, семью, род. народ и т. п.); 2) священнодействие, совершаемое пастырем (архипастырем), направленное на призывание Божественной благодати, Божественной помощи; 3) разрешение пастыря, духовного наставника на совершение предполагаемого действия, поступка, на выбор образа поведения подопечного; 4) одобрение (пример: родительское благословение на брак сына с такой-то невестой); 5) (Бога) хвала Богу. Формы благословения: - осенение крестным знамением пастырем верующих при богослужении; - получение благословения – форма приветствия при встрече со священнослужителем; - хвала Бога (напр. Пс. 102); - молитвенное пожелания благоденствия, долголетия человеку; - родительское благословение – крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием); - в церковном обиходе означает разрешение священноначалия. Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Когда в храме священнослужители осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся и совершают поясной поклон, а когда осеняют свечами, благословляют рукой или кадят, произносят слова общего благословения «Мир всем» и другие, то необходимо совершить поясной поклон без крестного знамения. Чтобы получить лично благословение от священника (епископа), следует сложить ладони крестом: правую на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, батюшка (или Владыка – епископу)». Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, – целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст – «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». Это ясно из слов священника, который преподает благословение: «Бог благословит!». Родительское благословение представляет собой крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием). Призывать благословение Божие необходимо не только в важных делах и опасных предприятиях, но и во всех обыкновенных житейских занятиях: на свою пищу, на свой честный труд и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны; на путь, чтобы он был благополучен; на своих детей. источник: сайт "Азбука веры" __________________________________________________ Проклятие (Быт. 27:12) – в библейском употреблении означенное слово противоположно слову благословение. Под проклятием в противность благословению разумеется лишение благословения и осуждение на бедствия. Проклятие произнесено было в первый раз Богом по случаю грехопадения первых человеков (Быт. 3:17). Проклята земля за тебя, сказал Бог в раю согрешившему прародителю. Проклятие изречено Богом Каину (Быт. 4:11). Проклятию подверглась земля со всеми живущими на ней, осужденными на истребление потопом во дни Ноя (Быт. 6:7, 7:21-23). Закон Божий вообще изрекает проклятие на всех нарушителей его: "Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона" (Втор. 27:26), (Гал. 3:10); но Господь Иисус Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано проклят всяк висящий на древе) (Втор. 21:23), (Гал. 3:13). Проклятие на нарушителей закона торжественно произносилось израильтянами по занятии Земли Обетованной с горы Гевал (Втор. 27:2). Иисус Навин произнес проклятие на восстановителя Иерихона (Нав. 6:25), Елисей – на детей вефильских (4Цар. 2:24), ап. Павел на лжеучителей вопреки благовествованию Христову (Гал. 1:7-9). источник: архимандрит Никифор (Бажанов) (1832–1895) "Библейская энциклопедия"
Группа "Слава Богу за всё"
Священное Писание: проклятие и благословение
Прокля́тие:
1) осуждение кого-либо или чего-либо со стороны Бога;
2) следствие осуждения Божьего, наказание Божье;
3) крайняя степень осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека;
4) последствия осуждения кого-либо, чего-либо со стороны человека.
В чём состоит особенность проклятия, проистекающего от человека?
Тогда как проклятие Божье всегда сопровождается действием суда, проклятие, провозглашённое человеком, — далеко не всегда.
Это связано с тем, что человек не настолько могущественнен, чтобы любое его произволение стало результативным. Неизбежную действенность проклятия может обеспечить лишь Всемогущий Владыка.
Так, когда Он изрек в адрес змия осуждение:
«за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14),
действие суда не заставило себя долго ждать.
Проклятие, озвученное Ноем в адрес Ханаана —
«проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9:25)
— тоже не осталось без последствий и было реализовано в рамках Божественного Промысла. Почему Бог откликнулся на него? Дело в том, что это проклятие соответствовало принципам Высшей Божественной Правды:
«Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10);
«Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» (Втор. 27:16).
На том же основании результативными могли становиться и проклятия, провозглашаемые ветхозаветными священниками, действовавшими строго в рамках Божественных установлений, например:
«тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим» (Чис. 5:21).
Если же человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, этим он сам преступает закон. В этом случае проклятие может обратиться на голову самого проклинающего:
«неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь тó же» (Рим. 2:1).
Так, Бог, зная о праведности Авраама, пообещал ему, что всякий злословящий его будет проклят:
«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» (Быт. 12:3).
**************************************************************
Благослове́ние:
1) действие Божие, выражающееся в низведении особых благостей, милостей на человека, (группу людей, семью, род. народ и т. п.);
2) священнодействие, совершаемое пастырем (архипастырем), направленное на призывание Божественной благодати, Божественной помощи;
3) разрешение пастыря, духовного наставника на совершение предполагаемого действия, поступка, на выбор образа поведения подопечного;
4) одобрение (пример: родительское благословение на брак сына с такой-то невестой);
5) (Бога) хвала Богу.
Формы благословения:
- осенение крестным знамением пастырем верующих при богослужении;
- получение благословения – форма приветствия при встрече со священнослужителем;
- хвала Бога (напр. Пс. 102);
- молитвенное пожелания благоденствия, долголетия человеку;
- родительское благословение – крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием);
- в церковном обиходе означает разрешение священноначалия.
Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.
Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.
Когда в храме священнослужители осеняют народ крестом или Евангелием, образом или чашей, то все крестятся и совершают поясной поклон, а когда осеняют свечами, благословляют рукой или кадят, произносят слова общего благословения «Мир всем» и другие, то необходимо совершить поясной поклон без крестного знамения.
Чтобы получить лично благословение от священника (епископа), следует сложить ладони крестом: правую на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, батюшка (или Владыка – епископу)». Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, – целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст –
«Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами».
Это ясно из слов священника, который преподает благословение: «Бог благословит!».
Родительское благословение представляет собой крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием).
Призывать благословение Божие необходимо не только в важных делах и опасных предприятиях, но и во всех обыкновенных житейских занятиях: на свою пищу, на свой честный труд и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны; на путь, чтобы он был благополучен; на своих детей.
источник: сайт "Азбука веры"
__________________________________________________
Проклятие (Быт. 27:12) – в библейском употреблении означенное слово противоположно слову благословение. Под проклятием в противность благословению разумеется лишение благословения и осуждение на бедствия. Проклятие произнесено было в первый раз Богом по случаю грехопадения первых человеков (Быт. 3:17). Проклята земля за тебя, сказал Бог в раю согрешившему прародителю. Проклятие изречено Богом Каину (Быт. 4:11). Проклятию подверглась земля со всеми живущими на ней, осужденными на истребление потопом во дни Ноя (Быт. 6:7, 7:21-23).
Закон Божий вообще изрекает проклятие на всех нарушителей его:
"Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона" (Втор. 27:26), (Гал. 3:10);
но Господь Иисус Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано проклят всяк висящий на древе) (Втор. 21:23), (Гал. 3:13). Проклятие на нарушителей закона торжественно произносилось израильтянами по занятии Земли Обетованной с горы Гевал (Втор. 27:2). Иисус Навин произнес проклятие на восстановителя Иерихона (Нав. 6:25), Елисей – на детей вефильских (4Цар. 2:24), ап. Павел на лжеучителей вопреки благовествованию Христову (Гал. 1:7-9).
источник: архимандрит Никифор (Бажанов) (1832–1895) "Библейская энциклопедия"