14 февраля – 26 лет назад был убит настоятель Михаило-Архангельского храма города Грозного и благочинный православных церквей Чеченской республики иерей Анатолий Чистоусов /28.

08.1953 – 14.02.1996/
Родился в г. Кирове (Вятке). Окончил военное училище штурманов ВВС и педагогический институт (заочно). Проходил службу офицером-воспитателем в одном из военных училищ города Ставрополя.
Желание стать священником окрепло в нем после встречи с отцом Александром Фисуном в Ставрополе, где в Крестовоздвиженском храме он проходил алтарно-клиросное служение.
Мысли и чувства о перемене жизни крепли день ото дня, и отец Александр Фисун, духовник воцерковленного Анатолия Ивановича, испросил для него в Троице-Сергиевой лавре заочное благословение у архимандрита Кирилла Павлова /†20.02.2017/.
Через год он принимает окончательное решение об оставлении военной службы и увольняется в чине майора. Прежде, чем подать рапорт, отправляется к архимандриту Кириллу в Троице-Сергиеву Лавру, где после личной беседы старец благословляет его принять священство.
С этого дня в жизни офицера российской армии Чистоусова все происходило только по благословению старца Кирилла.
20 марта 1994 года рукоположен во священника. Правящий архиерей вспоминал: «Перед хиротонией я спросил Анатолия: А если пошлют туда, где неспокойно, где опасно, — пойдешь?» Он спокойно и твердо ответил: «Куда благословите, Владыка, туда и пойду. Никакие земные обстоятельства мне не страшны».
На следующий день он получил свое первое назначение - в распоряжение благочинного православных церквей Чеченской республики.
В декабре 1994-го в Грозном начались широкомасштабные боевые действия, «храм оказался в эпицентре боев, несколько снарядов попало в него, был разрушен второй этаж церковного дома. Но богослужения продолжались — теперь уже в специально оборудованном для этого хозяйственном помещении. Среди пуль и снарядов отец Анатолий шел к солдатам, к находившимся в подвалах домов жителям города: исповедовал, причащал, крестил. Его подрясник был прострелен в нескольких местах, но он вновь и вновь шел к тем, кто ждал его…»
Храм, который в Грозном называли «солдатским», «красным», сгорел в сто три года. Рядом с красной церковью до революции 1917 года хоронили российских воинов. В советское время их могильными плитами выстлали часть проспекта имени Ленина.
В горящем, разрушаемом городе храм оставался островком, где каждый день молились о ниспослании мира. Этот церковный корабль жил по строгому уставу. Благословение и послушание – вот что спасало православных молитвенников. Настоятель храма отец Анатолий Чистоусов служил, как положено Христову воину, и Господь помогал.
Отец Анатолий в Грозном часто исповедовался и навсегда утратил способность к конфликтам.
Когда благочинный церквей Чеченской Республики о. Петр Нецветаев тяжело заболел, отец Анатолий заботился о нем, а потом обратился к полевым командирам с просьбой не препятствовать выезду Нецветаева с территории, подконтрольной дудаевцам. Прощаясь с отцом Анатолием, благочинный в тревоге за него сказал: «Езжай со мной»… На что отец Анатолий ответил: «Как же я уеду? Люди здесь»…
После вынужденной эвакуации отца Петра, благочинным стал отец Анатолий. После пожара, уничтожившего храм, молились в подвале поврежденного административного здания. Днем и ночью церковный двор, подвал и уцелевшее пространство заполнялись людьми. Многие прихожане оставались надолго…
В январе 1995 года в разгар боев, когда в храме запас продуктов иссяк, отец Анатолий во спасение многих, обратился к мулле. И мусульмане тогда по-соседски добром ответили православным. Пастве и священникам удалось избежать голода.
Грозненцы пробирались в храм под перекрестным огнем – за Божьей помощью, водой и хлебом.
Особенным истязаниям подвергались девочки-подростки, девушки, молодые женщины, даже старушки. Русская православная церковь Михаила Архангела могла утонуть в слезах.
Есть видеокадры, на которых две рыдающие, согбенные от ужаса пожилые женщины, бьют слабыми кулачками в закрытые, простреленные ворота церковной ограды. Все страждущие здесь, - говорил отец Анатолий. – И мусульмане приходят…
В середине февраля отца Анатолия сняли на видеокамеру. Объединенная группа казаков пятигорского отдела Терского казачьего войска и станицы Гулькевичи Кубанского войска доставили в храм Михаила Архангела три Камаза с продовольствием – братскую помощь.
Сотни стариков, детей, женщин сидят в подвалах, - сказал на камеру батюшка. – По полтора месяца они не видят белого света – голодные, холодные. Как они питаются – только одному Господу известно.
Нашим прихожанам и тем, кто приходит в храм, мы никому не отказываем, стараемся обогреть, поддержать продуктами питания и словом. Мы очень благодарны всем, кто оказывает нам посильную помощь. Особенно казачеству хотелось бы выразить благодарность за то, что как-то по-отечески и по-христиански отнеслись к нашим чаяниям.
Милость Божья: нежданно, нагадано Господь послал нам такую помощь – три больших Камаза, полностью груженых продуктами. Для всех страждущих это большая помощь. Спаси Господи. Спасибо Вам за все…
В Чечне над каждым летал ангел смерти, и отец Анатолий относился к чеченцам с состраданием. В годы ичкерийской смуты одни из них могли удивить чистотой души, другие – глубиной нравственного падения.
В 1995 году на въезде в город чья-то безжалостная рука широкой кистью, алыми красками изобразила на видном месте «Добро пожаловать в Ад». В тот год на земле не было более страшного места.
…1995 год. свидетельство специального корреспондента газеты «Щит и меч» Виталия Носкова, близко знавшего Батюшку: «Отец Анатолий рассказывал: когда грозненский железнодорожный вокзал в январе был в осаде, где боевики «зажали» десантников, которые героически дралась в новогоднюю ночь 1995 года, в церковь приехали боевики и под дулами автоматов посадили его в машину.
Привезли к вокзалу, приказав уговорить русских солдат сдаться. Был там в этот момент Сергей Адамович Ковалев, правозащитник и депутат Государственной Думы.
Он с мегафоном уговаривал русских солдат сдаться, что-то обещал им там, сулил. Говорил им, что, мол, вы пришли на чужую территорию, что эта земля не ваша… А Батюшка отец Анатолий единственно что сделал — перекрестил солдат и благословил.
Рассказ дополняет воспоминание участника боевых действий в Грозном — офицера спецназа ВДВ:
«… Чеченские боевики, уже отчаявшись взять вокзал штурмом, стали пытаться психически сломить наших ребят. Главная роль была отведена в этом деле Сергею Ковалёву. При помощи громкоговорителя он призывал десантников сложить оружие, так как они являются преступниками и убийцами.
Спецназовцы после этих слов не открыли огонь на поражение только потому, что они видели в группе боевиков рядом с Ковалёвым православного священника. Уже потом стало известно, что этим священником был отец Анатолий Чистоусов, насильно приведенный чеченскими бандитами для того, чтобы, подобно Ковалёву, призывать десантников сдаться. Но отец Анатолий отказался что-либо говорить и лишь молча перекрестил наших ребят».
В храме Михаила Архангела солдаты и офицеры федеральных сил, милиционеры крестились все чаще. Батюшек приглашали в подразделения, где бойцы принимали крещение взводами и ротами. Лишенные духовного смысла на гражданке, российские парни обрели его на войне.
С видимой болью отец Анатолий говорил о наших военнопленных, к которым во дворец Дудаева его однажды пустили.
Сорок российских пленных - из них семь офицеров - встретили православного священника с надеждой.
Я не мог им дать никаких гарантий, - сказал батюшка. - Хотя полевые командиры обещали, что будут относиться к пленным, как положено. Я хотел поддержать верующих, спросил: «Желает ли кто принять таинство?» Офицеры исповедовались и причастились...
12 декабря 1995 года батюшка пришлось столкнуться с бандитами. В этот день он направлялся в Ставрополь для участия в престольном празднике Кафедрального собора св. Апостола Андрея Первозванного. По дороге его машина была остановлена вооруженными чеченцами, один из которых сел за руль.
Однако внезапно двигатель заглох, завести машину так и не удалось. В суматохе бандиты стали кричать, оскорблять священника, угрожали расправой. Неизвестно, что помешало им сделать это тогда. Дело кончилось тем, что бандиты скрылись, отобрав у отца Анатолия сумку с деньгами, которые тот вез для нужд прихода.
Понимая, что боевики могут снова напасть на отца Анатолия правящий архиерей решил перевести его из Грозного в Ставрополь, где проживала его семья (жена и двое детей – сын и дочь). Но батюшка Анатолий просил владыку не делать этого, так как считает своим пастырским долгом быть со своей грозненской паствой. Скрепя сердце владыка согласился, но все же попросил отца Анатолия не рисковать и не выезжать за пределы города, а в случае опасности покинуть Грозный.
В январе 1996-го в Грозный приехал протоиерей Сергий Жигулин по поручению Святейшего Патриарха Алексия II, с просьбой о содействии в поиске попавшего в чеченский плен рядового Сорокина. Задачей отца Сергия было встретиться с боевиками и, по возможности, договориться об обмене. Когда он прибыл в Грозный, отец Анатолий, с которым они были уже ранее знакомы, вызвался ехать на поиски солдата вместе с ним.
Штатный водитель церкви, боясь за жизнь, отказался сесть за руль. Машину вел отец Анатолий.
Отец Анатолий не обязан был никуда ехать, ни к этим боевикам, ни к этому полевому командиру, поскольку он исполнял обязанности Благочинного в Грозном, у него был свой приход, своих забот хватало, а ехать выручать человека — была исключительно миссия приехавшего священника.
Тем не менее, отец Анатолий поехал. После встречи с боевиками, на которой вроде бы о чем-то договорились, по дороге домой на десятом километре пути от этого города их схватили.
29 января 1996 года. Полученные ОВЦС документы представляют собой часть архивов Департамента государственной безопасности ЧРИ («чеченского Гестапо»). Согласно свидетельствам, после похищения отец Анатолий содержался в лагере ДГБ в районе села Старый Ачхой.
Пленных священников подвергли пыткам. Отцу Анатолию кощунственно вменяли, что он резидент российской разведки, что он водил на штурм дворца Дудаева боевые подразделения, допытывались – воевал ли он в Афганистане? Предлагали принять ислам.
Священника пытали, заставляя отречься от православной веры. Но его не сломали. Вместе с ним в яме сидел мулла-чеченец. Его имя до сих пор не удалось установить. Но известно, что он выступил против боевиков и войны, против ваххабитов и за это пострадал.
Чеченца заставляли носить на допросы избитого и терявшего последние силы отца Анатолия. Мулла всячески ободрял русского батюшку, омывал и перевязывал его раны, делился черствой коркой и глотком воды, помогал до последнего дня на общей этой земле.
Противостоять мучениям ичкерийского плена, удержать в себе Бога, мог только богатырь духа, подлинный воин Христов. В Старом Ачхое, зловещем концентрационном лагере Департамента государственной безопасности Ичкерии, на кольях торчали отрубленные головы российских офицеров и солдат…
Было от чего ужаснуться, потерять себя, как личность, распасться на молекулы. В застенках ичкерийского гестапо отец Анатолий Чистоусов молился: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят», утешаясь: «Христос пострадал, и мы должны страдать».
Отца Анатолия расстреляли. Факт его насильственной гибели подтвержден документом Ичкерийской госбезопасности, где сказано:
Составлен Акт от 14.02.96 года в крепости – Старый Ачхой.
Палачи даже сделали фотографию: окровавленный батюшка лежит неглубоко в земле. Подрясник и одеяло, в которое завернуто тело, тоже в кровавых пятнах.
Когда священника закопали, над его могилкой боевики сделали чистилку для обуви.
Предполагаемое место захоронения протоиерей Анатолия – бывшее школьное футбольное поле в чеченском селении Старый Ачхой.
P.S. Отца Сергия Жигулина чудом спасли, обменяв на Мусу Идигова – начальника охраны Дудаева.
Могилу отца Анатолия нашли лишь в 2003 году. Останки перенесли в Ставрополь. На его новой могиле стоит мраморный крест, деньги на который собрали русские беженцы - бывшие прихожане храма Архангела Михаила
PS
Убиенный иерей Анатолий (Чистоусов) /28.08.1953 – 14.02.1996/ - настоятель церкви Архангела Михаила в городе Грозный.
29 января 1996 года во время Первой чеченской войны был захвачен боевиками и помещен в концлагерь так называемого «департамента государственной безопасности Чеченской Республики Ичкерия».
Батюшку пытали, заставляя отречься от православной веры. Но не сломали. 14 февраля он был расстрелян.
Палачи даже сделали фотографию: окровавленный батюшка лежит неглубоко в земле. Подрясник и одеяло, в которое завернуто тело, тоже в кровавых пятнах.
.Могилу отца Анатолия нашли лишь в 2003 году. Останки перенесли в Ставрополь. На его новой могиле стоит мраморный крест, деньги на который собрали русские беженцы - бывшие прихожане храма Архангела Михаила.

Помяни Господи во Царствии Твоем убиенного иерея Анатолия и его же святыми молитвами помилуй и спаси нас грешных.

Комментарии