Молитва Господня



Заключительное славословие


Мф.6:13. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь

Здесь мало что нужно объяснять. Господь Иисус Христос подводит основание, как бы фундамент, под все предыдущие прошения в очень кратких словах. Господи Отче! Ты всё содержишь в Своей власти!

Твоё Царство! Ты и заботишься о нас. А мы, как Твои дети, на Тебя и надеемся во всём, как дети на отца своего.

Твоя сила! Ты всё можешь! Тебе все повинуется – даже и преисподняя. Наше дело только опять просить и опять надеяться на Тебя, потому что сами мы – немощны. Ты же – всесилен.

Твоя слава! Ты все творишь во славу Твою. И мы этого же и желаем, и исповедуем, и в самом начале просили: «Да святится имя Твое!» Да прославляешься Ты всегда, везде и во всём! Это – истина! Аминь.

С этого начал молитву Христос, и этим же её и заканчивает. Слава Богу во веки!

P.S. Теперь в конечном славословии прибавляются слова: «Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» – т.е. обычный конец возгласов. Но когда Господь говорил Свою молитву, тогда Он ещё не мог добавлять этого конца, потому что не открыл тайну Пресвятой Троицы и Своего равенства со Отцем, как например, при вознесении на небо (Мф. 28, 19), при исповедании Его Петром (Мф. 16, 16), в беседе с Никодимом (Ин. 3, 12–17) и др. (Мф. II, 27, 18, 36; Ин. 5:26, 37, 43, 6:29, 38, 57, 7:39, 8:14, 28, 29, 42, 58, 9:35, 10:15, 30, 33, 14:10, 2:16, 23, 15:26, 16:7, 15, 28, 17:6; и т.д.). А после открыл – вот потому и добавляем.


Источник: Молитва господня : из творений митрополита Вениамина (Федченкова). - Москва : Сибирская Благозвонница, 2010. - 286 с.
Молитва Господня


Беседы о Молитве Господней




Почему эта молитва называется «Молитвой Господней»?

Дело в том, что молитвы, употребляемые Святой Церковью, имеют различное происхождение.

Одни молитвы составлены святыми угодниками Божиими, духоносными отцами.

Другие молитвы люди заимствовали от Ангелов; такова молитва «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», воспетая Ангелами в ночь Рождества Христова (Лк 2, 13–14), от Ангелов также заимствованы молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святым Безсмертный...» и «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего».

Есть молитва, составленная и воспетая Пречистой Девой Марией, – «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1, 46–55). Эта молитва поется Церковью ежедневно, за исключением только нескольких дней в году.

Молитва же Отче наш дана людям Самим Господом Иисусом Христом, поэтому она называется «Молитвой Господней».

Ученики просили Господа Иисуса Христа научить их молиться, в ответ на эту просьбу Он и дал им молитву Отче наш (Мф. 6, 9–13).

Поскольку эта молитва дана Самим Господом, то мы должны относиться к ней с величайшим вниканием; должны уяснить себе смысл не то что каждого слова молитвы, но и порядка, в каком одно слово следует за другим.

Сегодня мы остановимся на начальных словах Молитвы Господней: Отче наш, Иже еси на небесех!

В этих словах раскрывается истина, имеющая основное значение и для христианского мировоззрения, и для христианской жизни.

Все народы Земли имели и имеют религию, все народы стремятся познать Бога, войти с Ним в единение, в контакт, построить свою жизнь по Его закону.

Но познать Бога – дело нелегкое, дело, требующее великого труда, великого напряжения всех сил человеческой души.

Если трудно познать те или иные природные явления или жизнь человеческих обществ, то еще труднее познать Бога.

Если наши знания, относящиеся к природе или истории, отличаются неполнотой, ошибками, постоянно меняются и дополняются, то тем более знания, относящиеся к Богу, и ограниченны, и неполноценны.

Это объясняется тем, что у падшего, удалившегося от Бога человека познавательные способности – ум – ограничены и омрачены.

Поэтому у различных народов существуют различные, отличающиеся друг от друга понятия о Боге, о путях единения с Ним.

Каждый человек в глубине своей души ощущает, что есть Высшая Сила, есть Источник Бытия, но когда пытается составить представление, понять, что такое эта Высшая Сила, что такое Источник Бытия, то делает ошибки, впадает в противоречия.

Одни языческие народы отождествляли Бога с отдельными природными силами или природой в целом, думая, что выше природы ничего нет; природные силы они считали живыми существами, почитали их и поклонялись им.

Другие языческие народы думали, что выше природы судьба, что есть какой-то роковой закон, которому подчиняется и жизнь природы, и жизнь каждого человека, а человек и природа бессильны перед судьбой и роком.

Некоторые из языческих мыслителей признавали, что, кроме природы и человечества, есть другой, сверхприродный, идеальный мир, ничем не связанный с нашим миром; между этими мирами нет живой связи; в лучшем случае люди могут только созерцать идеальный мир, но созерцание это бесплодно и нежизненно.

Были и такие, которые приходили к мысли о Едином Боге, но одни из них считали, что Бог создал мир, но не управляет им и не заботится о нем, другие видели в Боге только Судию и Карателя.

Таковы человеческие понятия и попытки познать Бога. Как видите, они и многообразны, и противоречивы. Если бы падшие, отступившие от Бога люди были предоставлены только самим себе, если бы они оставались только с одними своими ограниченными и омраченными грехом познавательными способностями, то они были бы обречены на бесконечное блуждание и никогда бы не дошли до познавания Истинного Бога.

Но Бог Сам открыл людям истину о Себе – сначала частично, через пророков богоизбранного еврейского народа, а в полноте – через воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Человечество получило истинное знание о Боге, знание, принесённое Господом Иисусом Христом и хранящееся в Святой Церкви.

Начальные слова Молитвы Господней содержат эту великую истину о Боге, открытую Иисусом Христом.

В начальных словах Молитвы Господней Иисус Христос открывает, что Бог – не природная сила н не природа в целом, не судьба и не рок, не идеальный космос, не имеющий живой связи с. нашим миром. Бог – это Отец всего существующего. Бог не только создал Вселенную, весь мир – и природный и духовно-идеальный, – но как Отец, любит свое создание, заботится, промышляет о нем и ведет его к поставленной цели. Слово «Отец» близко и понятно человеческому уму и сердцу: Отец – это Тот, Кто вызывает к жизни, Тот, Кто любит Свое создание и заботится о нем.

Созданная Богом Вселённая многообразна: с одной стороны, это «наш» мир – мир природный и человеческий; с другой – это ангельский духовно-идеальный мир, называемый на библейском языке «небом». Поэтому Бог называется с одной стороны Отцом «нашим», то есть Отцом нашего природно-человеческого мира, а с другой – Отцом «Небесным», Иже, еси на небесех, то есть Отцом духовного мира, ангельских сил.

И Ангелы, и природа составляют одну Вселенную. одну великую Божию семью, имеющую Единого Отца. Ангелы – это старшие братья людей, а: животные и вся природа – это младшие братья.

Эта великая истина о Боге как Отце Вселенной и о мире как Божией семье имеет великое жизненное значение: человек – это не «винтик» бездушной природы, не игрушка «судьбы» и «рока», человек – это чадо Божие.

Бог не только создал человека, но и любит его, и заботится о нем.

Человек не одинок в мире, он живет в великой Божией семье: у него есть живая связь и с ангельскими силами и с младшими братьями – животными, растениями и более элементарными природными силами.

Великая истина о Боге – Отце Вселенной – окрыляет и вдохновляет человека, наполняет его неизреченной радостью и силой. Аминь.

Беседы о Молитве Господней: Первое прошение.
В прошлое воскресенье мы беседовали о той молитве, которой научил Сам Господь Иисус Христос, о молитве, начинающейся словами: «Отче наш, Иже еси на небесех»!

Говоря о начальных словах этой молитвы, мы видели, что в них открывается великая истина, лежащая в основе всего христианского мировоззрения и всей христианской жизни. В этих словах Молитвы Господней открывается, что Бог есть Отец всего создания, что вся Вселенная – и видимая н невидимая – является великой Божией семьей, что духовный мир – ангельские силы – являются нашими старшими братьями, а все мы вкупе являемся детьми Божиими.

Вот какая великая истина открывается в этой молитве.

Эта молитва проливает свет на наше отношение и к Богу, и к миру, и друг к другу; эта истина определяет основной закон жизни.

Начальными словами молитвы мы призываем Отца Небесного, обращаемся к Нему. А дальше следуют наши прошения – то, о чем мы просим Бога.

Всех прошений семь.

Первое прошение: «Да святится Имя Твое»; второе: «Да приидет Царствие Твое»; третье: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»; четвертое: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»; пятое: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»; шестое: «И не введи, нас во искушение»; седьмое: «Но избави нас от лукаваго».

А в конце содержатся заключительные слова молитвы.

Если мы будем иметь в виду, что молитва нам дана Самим Господом Иисусом Христом, то мы должны с величайшим вниманием отнестись к ней, со вниманием осознать содержание этих прошений, и не только содержание, но даже и порядок прошений, осознать, почему именно одно прошение предшествует другому.

Сегодня мы побеседуем о первом прошении Молитвы Господней: «Да святится Имя Твое».

Что это значит? О чем мы просим в этом прошении? Какая духовная нужда, какая потребность нашего существа раскрывается и выявляется этим прошением?

Вы знаете, что Бог свят и пресвят в Самом Себе. И даже если бы не было ни человеческого рода, ни ангельских сил, то Бог был бы всегда свят и пресвят. Бог не только свят, но Он является Источником святости для всего творения. Всякая святость, всякая святыня исходит от Него, всякая святыня освящается им. Бог – Начало святости, Бог – Источник святости.

Если наш Отец Небесный является святым и пресвятым, если наш Отец Небесный является Источником святости, то это нас, детей Божиих, обязывает знать и помнить о святости Божией, благоговейным чувством сердца ощущать Его святыню, стремиться к уподоблению Ему.

Еще в Ветхом Завете Бог, обращаясь к людям, говорил:

«Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19, 2; Лев. 20, 7).

Слова эти приводит в своем Первом соборном послании и апостол Петр (1Пет. 1, 16).

Если у человека имеется живое знание Отца Небесного, благодатное ощущение Его святости, постоянное волеустремление уподобиться Небесному Отцу, то в этом человеке прославляется и святится Имя Божие.

А если человек забыл своего Небесного Отца, если в сердце человека нет никакого благоговения к святыне Божией, если у человека нет устремленности уподобиться Отцу Небесному, то в таком человеке Имя Божие поносится, хулится.

Таким образом, в первом прошении Молитвы Господней мы просим о том, чтобы Бог просветил наш ум знанием о Своей святости, осенил наше сердце ощущением Своей святыни, направил нашу волю к уподоблению Ему, Небесному Отцу.

Вот что значит: «Да святится Ими Твое».

Если мы посмотрим на людей, достигших степени духовного совершенства, много потрудившихся над собой и с помощью благодати действительно ставших чадами Божиими, то увидим, что в их устроении все это имеется: имеется и знание 0тца Небесного, и благодатное ощущещение Его святости, и постоянное целеустремление – уподобиться Небесному Отцу.

Но если мы обратимся к своему внутреннему состоянию, то увидим, что в нас не прославляется Имя Божие, потому что мы настолько погружены в грех, что сила греха отводит нас от уподобления Отцу Небесному.

Мы стремимся выйти из этого положения и начать прославлять Имя Божие.

Мы смотрим на духовное совершенство святые, и у Нас возникает вопрос: с чего начать, как сделаться действительно чадами Божиими? Что нам нужно сделать, чтобы и в нашем сердце прославлялось Имя Божие?

Если мы обратимся к творениям святых подвижников, которые опытно прошли духовную жизнь, то они говорят, что первой ступенью прославления Имени Божиего является страх Божий.

В Ветхом Завете говорится: «Начало премудрости – страх Господень» (Притч. 1, 7). Вспомните также слова Псалмопевца: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11); или «Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас» (Пс. 33, 12).

В творениях святых отцов много внимания уделяется страху Божиему. Если возьмем книгу, которую можно назвать азбукой христианской жизни, – «Душеполезные поучения» преподобного Аввы Дорофея или книгу «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, то они говорят, что желающие спастись, желающие сделаться чадами Божиими должны научиться страху Божиему.

Страх Божий – это сознание и чувство ответственности за свою жизнь; сознание того, что жизнь дана человеку Богом и человек несет ответственность перед Богом за то, как проведет жизнь.

Из страха Божиего вырастает решимость порвать с греховной жизнью. Под влиянием страха Божиего человек начинает исполнять заповеди Божий; со страха Божиего начинается прославление Имени Божиего.

Если человек начнет со страха Божиего, если он углубит чувство ответственности перед Богом за всю свою жизнь; то это чувство ответственности заставит человека действовать, трудиться, чтобы исполнять волю Божию, чтобы уподобляться Богу; а когда человек начнет исполнять волю Божию, начнет уподобляться Богу, то в его сердце станет произрастать сыновнее благоговение по отношению к Небесному Отцу.

Страх Божий – это начальная ступень, это «начало премудрости», а завершение – это сыновнее прославление Имени Отца Небесного.

И если мы действительно хотим спастись, хотим быть чадами Божиими, то должны начать со страха Божиего.

Мы должны заботиться, чтобы воспитывать в своей душе страх Божий. На страхе Божием, как на фундаменте, возрастает все прочее, необходимое для духовной жизни. На этом фундаменте возрастает и благоговейное сыновнее отношение к Отцу Небесному.

«Да святится Имя Твое» – это значит: да прославляется в нас Имя Твое. Высшая ступень прославления Имени Божиего – это сыновнее отношение к Небесному Отцу.

Святые подвижники дают целый ряд практических указаний, как воспитывать в нашей душе страх Божий.

Так, в книге Аввы Дорофея мы находим следующие наставления: тот, кто хочет воспитать в своей душе страх Божий, должен прежде всего ежедневно вспоминать о смерти и о том, что следует за смертью, то есть о Суде и о вечном наказании преступающих волю Божию. Если мы будем помнить, что на земле живем временно, что нам придется переходить в другую жизнь и мы понесем величайшую ответственность за неисполнение воли Божией, то эта память о смерти будет порождать в нашей душе страх Божий.

Это первое средство для воспитания страха Божиего.

Второе средство – это ежедневно вечером, перед отходом ко сну, проверять себя, как провел минувший день, вспоминать основные особенности минувшего дня, вспоминать, в чем нарушил заповеди Божии. Нужно не только вспоминать, что сделал плохого, но и раскаяться в этом и решиться в дальнейшем воздерживаться от греха.

Далее преподобный Авва Дорофей. говорит, что если хочешь научиться страху Божиему, то живи с человеком, который живет со страхом Божиим.

Если мы будем сближаться с такими людьми, которые внимательны к себе, то от них научимся страху Божиему. Одна душа влияет на другую. Если человек имеет страх Божий, то из его души и в нашу душу может влиться страх Божий.

Итак, первый путь воспитания страха Божиего – думать о смерти; второй путь – ежедневно просматривать все события минувшего дня; третий путь – стараться сближаться с людьми, имеющими страх Божий.

Святые отцы указывают еще один путь, одно практическое средство, как воспитать в своей душе страх Божий.

Преподобный Авва Дорофей говорит о том, что если мы хотим научиться страху Божиему, мы должны отучиться от вольного обращения со своими ближними.

Когда вы в первый раз знакомитесь с человеком, то вы относитесь к нему со вниманием; вы заботитесь, как бы чем-нибудь его не обидеть, не оскорбить. Так бывает первое время, потом у вас образуется панибратское отношение к человеку: вы теряете первое благоговейное отношение к нему, позволяете себе и пренебрегать им, и презирать его, и даже оскорблять; вот это и есть так называемое вольное обращение.

Если мы посмотрим, как мы относимся к своим ближним, то увидим, что многие из нас заражены этим вольным обращением.

Такое отношение искореняет из души страх Божий, искореняет бдительность и заботу о своем спасении.

Итак, братие, на нас лежит великая обязанность, чтобы в нашей жизни прославлялось, святилось Имя Божие, чтобы мы уподоблялись Отцу Небесному, а для этого мы должны заботиться о воспитании в нашей душе страха Божиего, должны идти тем путем, каким шли святые Отцы. Аминь.

Беседы о Молитве Господней: Второе прошение
В прошлое воскресенье мы беседовали о той молитве, которой научил нас Господь Иисус Христос. Эта молитва начинается словами: Отче наш, Иже еси на небесех!

Мы видели, что в этих словах открывается та истина, что Бог является Отцом всего создания, что вся Вселенная, весь мир – великая Божия семья, а небесные ангельские силы – наши старшие братья.

Мы беседовали о первом прошении Молитвы Господней: Да святится Имя Твое, значит: да прославится Имя Твое святое в нас, людях, в наших мыслях, в нашей воле.

И мы старались уяснить, как же нам начать прославлять Имя Божие, с чего положить начало прославления Имени Божиего. Мы видели, что мы, грешные, подверженные всяким страстям, должны начинать прославление Имени Божиего со страха Божиего. Мы пытались понять, как святые отцы учат приобретать в своей душе страх Божий.

Сегодня побеседуем о втором прошении Молитвы Господней.

Второе прошение читается: Да приидет Царствие Твое.

Что означают эти слова: Да приидет Царствие Твое?

О каком царстве мы просим в этом прошении, чтобы оно пришло?

Повествование евангельское начинается проповедью Иоанна Крестителя. Он, проповедуя, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2).

Этими словами начал Свою проповедь и Господь, возвещая, что приблизилось Царствие Божие. И Евангелие, которое проповедовал Он и Его ученики, так и называется – Евангелие Царства.

Царство Божие является начальной проповедью и святого Иоанна Предтечи, и Самого Господа Иисуса Христа, и Его учеников.

Царство Божие является тем, что заповедует искать Господь Иисус Христос. Господь говорил: «Ищите же прежде Царства Божия» (Мф. 6, 33).

С одной стороны, Царство Божие приблизилось, с другой – Господь заповедует искать прежде всего Царство Божие.

Если вы обратитесь к содержанию Евангелия, то там многократно упоминается о Царствии Божием. Говорится, что Царство Божие нужно искать с усилием. «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11, 12). Приводится ряд притч, содержащих некоторый сокровенный смысл, о Царстве Божием.

Господь Иисус Христос говорит: «Царство Небесное подобно зерну горчичному... которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом» (Мф. 13, 31–32).

Господь Иисус Христос уподобляет Царство Небесное неводу, закваске, вечери, пиру, который устроил человек и на который созвал приглашенных.

Нам предстоит углубиться в понятие Царство Божие. Предстоит понять, что такое Царство Божие, которое приблизилось, которое нужно искать прежде всего, которое силою берется и употребляющие усилия восхищают его. Чтобы понять смысл евангельских понятий о Царстве Божием, мы должны напомнить, какое понятие о Царстве Божием бытовало в то время среди окружающего Господа иудейского народа.

Иудейский народ имел определенное мировоззрение, определенное понятие о мире. И в этом мировоззрении содержалось много истин, открытых Богом. Но было много и привнесенных человеческих мудрований. Эти человеческие мудрования искажали богооткровенные истины. В то время, когда жил Иисус Христос, приблизительно две тысячи лет тому назад, иудеи потеряли свою политическую самостоятельность. Иудея была подчинена римской власти. Такое подчинение римскому народу, потеря национальной независимости переживалась иудеями с большими скорбями.

И самой пламенной мечтой было – вернуть национальную самостоятельность, освободиться от римского ига и вновь стать свободным, независимым народом. Иудеи мечтали, что придет Мессия, могущественный завоеватель, способный освободить их от власти римлян, сделать иудейский народ самым могущественным, и тогда все другие народы подчинятся иудеям. А так как иудейский народ был народом богоизбранным, народом Божиим, то это царство иудейского народа будет Царством Божиим.

Вот какое представление о Царстве Божием было у тогдашних иудеев. Таким образом, Царство Божие иудеи понимали внешним образом, как национально-политическое могущество.

В одном из евангельских рассказов говорится, что среди лиц, окружавших Господа Иисуса Христа, к Нему подошла мать апостолов Иоанна и Иакова. Она поклонилась Господу и стала молить, чтобы Он, когда сделается царем, владыкой, разрешил одному из ее сыновей сесть с правой, а другому с левой стороны.

У нее тоже было представление о Мессии как о внешнем завоевателе и о Царствии Божием как о царстве иудейского народа над другими народами.

Затем в Евангелии повествуется, что когда Иисус Христос пятью хлебами насытил пять тысяч человек, то это произвело такое впечатление, оказало такое действие на окружающих, что народ захотел сделать Иисуса Христа своим владыкой-царем.

Господь Иисус Христос, проповедуя Евангелие, говорил о другом царстве, говорил не о внешнем царстве, не о том царстве, которое достигается путем завоевания.

Господь Иисус Христов говорил: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк, 17, 21).

Как это понять, что Царство Божие есть внутри человека?

Когда апостол Павел в одном из своих посланий пишет о Царствии Божием, у него нет ни одного намека на иудейское понимание Царства Божиего как на подчинение других народов иудеям. Он говорит о Царстве духовном: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17).

Самой великой ценностью, которая выше материальной, политической, научной ценности, является душа человеческая; и Господь сказал, что душа человека дороже всего в мире, потому что душа человека является образом и подобием Божиим. Подобие Божие заключается не только в том, что душа имеет сходство с Богом, но также и в том, что душа имеет единение с Богом, что она соединена с Богом.

Душа человека может быть подобной Богу, сходной с Богом именно потому, что она способна быть в единении с Богом.

Если душа может единиться с Богом, то сила Божественной благодати может изливаться в душу человека и человек может уподобляться Богу. Если человек является чадом Божиим, то находится во внутреннем таинственном благодатном единении с Богом.

Если душа человека находится в единении с Отцом Небесным, если благодать Отца Небесного изливается в душу человека и душа уподобляется Отцу Небесному, то душа находится в том состоянии, которое именуется Царствием Божиим.

Когда душа находится в благодатном общении с Богом, и человек уподобляется Отцу Небесному, это значит: Царствие Божие внутрь вас есть.

Может быть другое состояние человеческой души. В душе может царствовать не Бог, не Отец Небесный, а кто-то другой.

Если душа порвала связь с Богом, если она не находится в единении с Отцом Небесным, если она не уподобляется Отцу Небесному, если она связала себя с диаволом, то Царства Божиего в такой душе нет. В такой душе царствует диавол; душа уподобляется диаволу, а не Отцу Небесному.

Обращаясь к творениям святых отцов, часто встречаешь противопоставление этих двух состояний души. В душе может быть или Царство Божие, или царство диавола.

Если обратите внимание на жизнь святых угодников, на их труды и подвиги, то увидите, что они стремились к тому, чтобы в их душах было Царство Божие, чтобы из их душ был изгнан диавол – грех, чтобы их души были богоподобными, чтобы Царство Небесное было в их душах. Жизнь угодников Божиих – это борьба за Царство Божие; они боролись за то, чтобы изгнать из своих душ зло – грех – и чтобы в их душах воцарился Бог. Они старались исполнять слова: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

Вот о каком Царстве Божием благовествовал Господь Иисус Христос; вот о каком Царстве Божием проповедовали Его преемники; вот к какому Царству Божию стремились угодники, за какое Царство Божие умирали мученики.

Когда читаем молитву: Да приидет Царствие Твое, в этих словах мы молимся, чтобы в наших душах воцарился Бог, чтобы души наши были чадами Отца Небесного, чтобы был изгнан грех.

Да приидет Царствие Твое. Да приидет благодатное Царство Божие в наши души.

Если обратим внимание на толкование святых отцов, то у них Царство Божие понимается не только как благодатное состояние души. Прошение Да приидет Царствие Твое говорит не только о царстве благодати, но и о царстве славы.

Царство Божие – это, с одной стороны, благодатное состояние души, с другой – царство славы.

Что такое царство славы?

Весь мир, вся Вселенная есть Царство Божие. И было время, когда во всей Вселенной Божией не было греха, не было зла, не было смерти. Вся Вселенная была храмом Божиим. Затем часть Вселенной отпала. Мир разделился на две части. Одна часть мира осталась верной Богу. В этой части и сейчас господствует жизнь добра, радости. А в другой части, в той части Вселенной, в которой живет падшее человечество, совершилась великая катастрофа: под влиянием диавола эта часть Вселенной заразилась грехом, а вслед за грехом последовала и смерть.

Таким образом, в настоящее время часть Вселенной является царством славы, а та часть Вселенной, которая заразилась грехом, является царством греха.

Бог не забыл и об этой отпадшей части. Он Своим искупительным действием стремится, чтобы и эта часть Вселенной была преображена, чтобы и из этом части был изгнан грех, была изгнана смерть, был изгнан диавол, чтобы и эта часть Вселенной тоже стала царством славы, нерукотворным храмом.

Если мы обратимся к Апокалипсису, книге, которой кончается Святая Библия, то увидим, что в ней открывается великая истина: вся Вселенная вновь станет животворящим храмом Божиим, в ней не будет ни зла, ни смерти, ни диавола.

Когда читаем прошение: Да приидет Царствие Твое, то, с одной стороны, молимся о благодатном царстве, чтобы в наших душах воцарился Бог; с другой стороны, молимся о том, чтоб пришло царство славы, чтобы вся Вселенная стала нерукотворным храмом Божиим. В это царство славы можно войти только в том случае, если в нашей душе будет благодатное Царство Божие. У кого в душе не будет царства благодати, тот не сможет войти в царство славы.

Царство славы – это великий храм. Он будет создан из живых камней – душ человеческих, приобщенных Божественной благодати.

Молясь, чтобы наступило царство славы, должно прилагать все усилия, чтобы в наших душах было царство благодати.

Вот о чем мы молимся в прошении: Да приидет Царствие Твое.

Как бы человек нравственно ни упал, как бы его душа ни была заражена инфекцией греха со стороны диавола, но в душе у него остается искра Божия, способная охватить душу и из грешника сделать святого.

Какая же искра Божия имеется в душе человеческой? Это совесть. Нет человека, у которого не было бы совести.

Святые отцы заповедуют хранить совесть.

Они говорят, что если ты хочешь, чтобы в душе твоей воцарился Бог, если ты хочешь, чтобы душа твоя стала Царством Божиим, то храни свою совесть. Если будешь хранить свою совесть, то в душе твоей воцарится Бог, а если будешь ее попирать, то в душе навсегда останется диавол и царство греха.

В творениях святых отцов, подвижников, где даются практические указания, как жить, как трудиться, указывается, что одной из основных, главных задач является хранение совести.

В Евангелии есть такие слова Господа Иисуса Христа: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 5, 25).

О каком сопернике говорит Святое Евангелие? О совести.

Хранение совести – это первый шаг к тому, чтобы в душах наших воцарился Бог.

Преподобный Авва Дорофей, книга которого является азбукой христианской духовной жизни, учит нас хранить совесть по отношению к Богу и по отношению к людям.

У каждого из нас есть, с одной стороны, открытая сторона жизни – наши поступки, слова, действия; с другой – есть сокровенная, тайная сторона – наши чувства, мысли, желания.

Хранить совесть по отношению к Богу – значит стараться о том, чтобы в нашей тайной, сокровенной стороне жизни было все угодно Богу. Если мы заметим мысли, не угодные Богу, мы должны эти мысли пресечь. Если мы заметим, что поднимаются чувства, противные Богу, мы должны их сокрушить. Если мы заметим желания, не угодные Богу, мы должны такие желания подавить.

Когда мы, заботясь о тайнах сокровенной стороны нашей жизни, стараемся, чтобы наши мысли, чувства и желания были угодны Богу, то этим самым сохраняем совесть по отношению к Богу.

О нашей внутренней, невидимой борьбе никто не знает, кроме Одного Бога.

Прилагая усилия вести такую невидимую борьбу, человек хранит совесть по отношению к Богу, борется в своей душе за Царство Божие.

Мы должны хранить совесть и по отношению к людям. Это значит: мы должны не соблазнять своими поступками других людей.

Представьте себе: кто-нибудь, зная о том, что мы христиане, члены Святой Церкви, замечает в наших словах, поступках что-то нехорошее и думает: «Он называется христианином, а какой он христианин?» И соблазняется. Этот соблазн распространяется и на всю Церковь.

Человек, познакомившись с нами как с христианами, может быть, стал бы тоже христианином, но, когда он соблазняется, то удаляется от Церкви. В этом наша вина.

Желая хранить по отношению к ближним совесть, мы должны заботиться, чтобы ничем не соблазнять ближнего, не подавать ему дурного примера,

Когда мы слышим или читаем Молитву Господню и доходим до прошения: Да приидет Царствие Твое, будем молиться, чтобы в нашей душе воцарилось благодатное Царство Божие, чтобы весь мир сделался царством славы. Будем помнить, что решаясь бороться в своей душе за Царство Божие, мы должны хранить свою совесть по отношению к Богу и по отношению к ближним. Аминь.

Беседы о Молитве Господней: Третье прошение.
Уже несколько воскресений мы беседуем о Молитве Господней, о той молитве, которую дал людям Господь Иисус Христос. Эта молитва начинается словами: Отче наш, Иже еси на небесех!

Мы беседовали и о начальных словах этой молитвы, и о первом прошении: Да святится Имя Твое, и о втором прошении: Да приидет Царствие Твое.

Сегодня мы остановимся на третьем прошении: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Мы обращаемся к Отцу Небесному, прося, чтобы па земле Его воля исполнялась так же, как на небе. Под словом «небо» здесь разумеется не физическое небо, а духовный мир, ангельские силы.

В Священном Писании под словом «небо» в некоторых местах разумеется физическое небо, то воздушное пространство, которое окружает нашу Землю, а в других местах – духовный мир, ангельские силы; так же как под словом «земля» в некоторых местах разумеется земля в буквальном смысле, а в некоторых – человечество, то есть человеческий род, населяющий Землю.

Слова: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли – можно передать следующим образом: пусть человеческий род, люди исполняют Твою волю так, как исполняют ее ангельские силы.

А как исполняют ангельские силы волю Отца Небесного?

Воля Ангелов едина с волей Отца Небесного. Воля Ангелов ничем не отличается от Его воли. Между волей ангельских сил и волей Отца Небесного царит полная гармония.

Помните, как Иисус Христос молился накануне Своего страдания? Он молился не только об апостолах, но и о верующих в Него по слову апостолов.

Господь Иисус Христос произнес такие слова: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21).

Вот о каком единстве молился Господь. О том, чтобы род человеческий, мы, люди, были едины с Отцом Небесным.

На небе, в ангельском мире, такое единство уже достигнуто. Там имеется единение между волей Ангелов и волей Отца Небесного. А среди людей не так. Люди под влиянием диавола отдалены от Бога. Их воля направлена не к Богу, а на нечто другое. Поэтому на земле нет единения между волей людей и волей Божией, а есть даже противоположность.

Это различие между волей человеческой и волей Божией и есть самое ужасное зло. Никакое другое зло, никакие другие бедствия не являются столь преступными, столь страшными, столь опасными, как то, что люди свою волю отдалили от воли Божией.

Что же стало предметом устремления людей?

Под влиянием диавола человеческая воля стала стремиться удовлетворять свое самолюбие, служить своему «я». «Я» занимает центральное место, возведено на пьедестал.

Самое ужасное в душе каждого из нас – разъединение с Богом. Человек поставил свое самолюбие, свое «Я» на место Бога. Это и было тем преступлением, за которым последовали другие бедствия.

Господь пришел на землю для того, чтобы избавить человечество от зла, чтобы вернуть волю человека к воле Божией, чтобы объединить человеческую волю- с волей Отца Небесного, чтобы человеческий род представлял такое же единение с Богом, какое представляют ангельские силы.

Многие читают Священное Писание и, наверное, обращали внимание, что в Святом Евангелии много раз упоминается о воле Божией.

Господь Иисус Христос говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21).

Господь Иисус Христос говорит, что Царство Небесное наследует только тот, кто творит волю Отца Небесного.

О Самом Себе Христос говорит, что Он пришел на землю не для того, чтобы исполнить волю Свою, но волю Отца Небесного.

В лице Господа Иисуса Христа объединяется и Божеское, и человеческое естество. Его человеческое естество как бы пронизано Божеством и является великим образцом для каждого человека.

Вспомните канун страданий Господа Иисуса Христа, Его Гефсиманскую молитву. Господу Иисусу Христу предстоит крест, предстоят не только физические страдания, но Ему предстоит взять на Себя грехи всего мира, взять на Себя ответственность за грехи всех людей, от первого до последнего. И в Гефсиманской молитве Он просит Отца: «Да минует Меня чаша сия» (Мф. 26, 39). Эту молитву Он заключил такими словами: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42).

Вот какова была воля человеческого естества Господа Иисуса Христа. Воля Отца Небесного была для Него всем. То, что проявилось в человеческом естестве Господа Иисуса Христа, является образцом и для каждого человека.

Если человек хочет спастись, то он должен стремиться, чтобы его воля была единой с волей Божией. Каждый из нас в глубине своего сердца искренне должен обращаться к Отцу Небесному: Не Моя воля, но Твоя да будет. Эти слова легко произнести. Но если вдуматься, если представить себе человека, который не только искренне их произносит, но и искренне самоопределяет себя, то мы удивимся величию слов: Не Моя воля, но Твоя да будет.

Если обратимся к нашему сердцу и душе, то увидим, что в нас живет воля, пробивная воле Божией, что наше сердце и душа как бы произносят: «Не Твоя, а моя воля да будет». А нужно было произнести наоборот: «Не моя, а Твоя воля да будет».

Когда мы добровольно отдаемся какому-нибудь греху, то мы свою волю и волю диавола ставим на место воли Бога, в то время как вожделенным стремлением подвижников, начиная от апостолов и кончая вашим временем, было преобразить свою волю. Они старались так устроить путь своей земной жизни, чтобы их воля преобразилась, стала едина с волей Отца Небесного.

В Священном Писании есть одно замечательное место. У апостола Павла в Первом послании к Фессалоникийцам есть такие слова: «Сия бо есть воля Божия, святость ваша» (1Фес. 4, 3). Если перевести на русский язык, то: «Воля Божия есть освящение ваше».

Бог свят, и Он хочет, чтобы и дети Его были подобны Ему, то есть были святы.

В Ветхом Завете сказано: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11, 44).

Все подвижники стремились к тому, чтобы стать подобными Отцу Небесному. Они старались изгонять из своего сердца и души грех, ибо грех вносит противоречие по отношению к воле Божией.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Да будет среди нас такое отношение к Отцу Небесному, как среди Ангелов.

В одном из псалмов читаем: «Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его» (Пс. 102, 20).

Такая характеристика дается Ангелам. Они называются сильными крепостью, творящими слово – волю Отца Небесного. Они приобретают силу, крепость и могущество через творение воли Божией. А когда человек нарушает волю Отца Небесного, то его духовная природа расслабляется, грех ведет к бессилию, а исполнение воли Божией делает человека крепким и мужественным. Поэтому Ангелы и называются сильными крепостью. Благословите Господа вси Ангелы Его, сильнии крепостию, творящии слово Его.

И далее, есть еще такое место в Священном Писании: «Творяй волю Божию пребывает во веки» (1Ин. 2, 17).

А почему творящий волю Божию пребывает вовеки?

Потому что творящий волю Божию соединяется с Богом, а Бог выше смерти. Кто соединяется с Богом, тот пребывает вовеки, а кто отдален от Бога, тот умирает и духовной и физической смертью.

Цель нашей земной жизни заключается в том, чтобы нашу волю соединить с волей Отца Небесного, чтобы в нашем сердце и душе жили стремления, подобные воле Отца Небесного.

Это великая и не легкая задача для человека, требующая труда и подвига всей жизни христианина.

Мы, принадлежащие к Святой Православной Церкви, должны стремиться, чтобы во время нашего земного пути наша воля стала единой с волей Отца Небесного.

Если каждый из нас обратится к своему сердцу, то увидит, что в нем нет единения с Божией волей. Наоборот, в нашем сердце живет противоречие воле Божией. Мы ежедневно преступаем, нарушаем волю Божию.

Нужно обратиться к творениям святых отцов, чтобы узнать, как они научились творить волю Божию, как они подвизались, чему учат.

Они учат отсекать свою волю.

Что значит отсечение своей воли?

Когда человек замечает в самом себе, в своих мыслях, чувствах, желаниях нечто противоречащее воле Божией, то он должен это отсекать или пресекать.

Можно привести самые простые примеры.

Вот представьте себе: вы встречаете людей, которые беседуют о чем-нибудь недолжном, заняты или пересудами, или болтливостью, и у вас возникает желание присоединиться к ним, попробуйте отсечь это желание, не принимайте участия в их пересудах; если вас тянет взглянуть на что-нибудь недолжное, на то, что вызывает нечистое желание, чувство, а вы не станете смотреть – этим вы отсечете свою волю; если вас тянет совершить какой-нибудь грех, – воздержитесь, отсеките его.

Некоторые не обращают внимания на мелочи, думают, что путь спасения состоит из крупных дел. Мы должны быть верны Богу и в мелочах.

Святые отцы говорят: «Если хотите отсечь свои страсти, то начинайте с мелочей, начинайте отсекать волю с самых пустяков, с самых малых дел: тянет посмотреть – вы воздержитесь, тянет сказать какое-нибудь слово, или о чем-нибудь подумать, или помечтать о нечистом – воздержитесь».

Если начнете так трудиться над своей душой в мелочах, то через это приобретете способность отсекать и крупные свои, страсти, и основные свои пороки.

Многие из нас думая, что путь спасения состоит в крупных делах, ежедневно предаются мелким грехам, доживают до смерти и переходят в другой мир неочищенными. А святые отцы говорят, что работу над своей душой нужно начинать с мелочей.

Это первое практическое указание, как преобразить свою волю.

Многие, стремясь спастись, достигнуть святости, ограничиваются только внешними действиями и не стремятся преобразить свои чувства и желания. А для Бога важны не только наши внешние действия, но и наши внутренние стремления и чувства.

В житиях святых есть один поучительный в этом отношении пример.

В один монастырь, строгий по своему уставу и по жизни монахов, поступил молодой инок. Своим поведением он обратил на себя внимание более опытных в духовной жизни монахов. Они заметили, что он никогда не раздражается; когда его обижают, причиняют что-нибудь неприятное, он остается невозмутимым. В то время как даже старым монахам случалось раздражаться, быть недовольными чем-то, – он был спокоен. Многие задумались о том, как он, такой юный, а достиг такого совершенства?

Один большой подвижник, опытный в духовной жизни, однажды подошел к иноку и сказал: «Брат, открой тайну своей души, как ты достиг того, что никогда не раздражаешься?» Тогда молодой отшедши показал рукой на других монахов и сказал: «Мне ли раздражаться на этих псов?» Услышав такие слова, старец перекрестился и отошел.

На этом примере мы видим, что при внешней сдержанности, спокойствии, как будто бы даже святости, – внутри у инока царили гордость и самомнение. Всех других братьев монастыря он считал псами, недостойными того, чтобы из-за них раздражаться.

Это страшное внутреннее состояние было как бы диавольским состоянием. В самомнении, гордости, презрении к другим молодой инок как бы уподоблялся диаволу.

Таким образом, христианин должен заботиться о том, чтобы не только внешнее его поведение, вид, внешние поступки, но и внутреннее его состояние были близки к святости.

Это второе практическое указание.

Святые отцы говорят, что путь очищения души, путь к тому, чтобы сделать свою душу прекрасной, могущественной, близкой к Богу, – это путь трудный, и здесь нужен совет опытных людей. Если мы будем надеяться только на самих себя, то мы можем запутаться в духовной жизни, опуститься ниже того, чем мы были, начиная путь спасения.

Обращаясь к жизни святых угодников, которые подвизались и достигли святости, мы видим, что свою жизнь, свою волю они проверяли советом опытных людей.

У каждого из нас есть духовный отец, у которого мы исповедуемся, которому мы открываем свою душу. Свой жизненный путь мы должны проверять через совет духовного отца.

Многие из нас прибегают к таинству Исповеди, один раз исповедуются у одного духовника, другой раз у другого, третий раз у третьего! Нужно же стараться, чтобы у каждого из нас был один духовник, одному духовнику должно открывать свою душу.

Итак, третье практическое указание в деле преображения нашей воли заключается в том, чтобы мы старались проверять, правильным ли путем мы идем, проверять себя советом духовно более опытных людей, и прежде всего своего духовного отца.

Следуя святоотеческому пути, мы еще на земле достигнем начатков того блаженства, которым наслаждаются Ангелы Божии, творящие волю Отца Небесного. Аминь.

Беседы о Молитве Господней: Четвертое прошение
Уже несколько воскресений мы с вами беседуем о Молитве Господней, беседуем о той молитве, которой научил нас Господь Иисус Христос и которая начинается словами: Отче наш, Иже еси на небесех! Мы беседовали о начальных словах этой молитвы, о первом прошении Да святится Имя Твое, о втором прошении: Да приидет Царствие Твое и о третьем прошении: Да будет воля, Твоя, яко на небеси и на земли.

Сегодня речь будет идти о четвертом прошении молитвы Господней: Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

В это прошение как и во всю Молитву Господню, углублялись многие из богоносных и духоносных отцов.

Для уяснения смысла прошения Хлеб нам насущный даждь нам днесь они раскрывали нам истину о различии между бытием Божественным и бытием творений.

Бог имеет источник бытия и источник жизни в Самом Себе.

Бог ни в чем не нуждается, и бытие, и жизнь заключается в Нем Самом. Он Источник бытия и Источник жизни, а все творения, все создания Божии не имеют в самих себе источника жизни. Они не только вызваны к бытию Богом, но и в своей жизни нуждаются в Боге и друг в друге. Этим бытие творений отличается от бытия Божиего.

Бог является Самодовлеющим. Он ни в ком и ни в чем не нуждается.

Можно привести такой пример. Представьте себе самый простой организм, какое-нибудь растение. Чтобы развиваться, жить, это растение нуждается и в свете, и в тепле, и в питании.

Если растение совершенно изолировать, лишить питания, света и теплоты – предоставить его самому себе, то оно погибнет.

Для того, чтобы жить, самый простой организм – растение – нуждается в получении жизненной энергии, в соответствующей среде.

А возьмите какой-нибудь сложный животный организм. Даже самый высший организм животных – человеческое тело – не может жить без определенной среды, без притока жизненной энергии, нуждается и в питании, и в теплоте, и в свете.

Это касается материальных вещественных организмов. А высшие творения Божии – ангельские силы, не имеющие материального тела, плоти, – и они не могут жить без притока жизненной энергии. Они могут жить, только получая благодатную духовную энергию от Бога.

В одной из церковных книг ангельские силы называются вторыми светами. Бог – это Первый Свет, Источник всякого света, а ангельские силы являются вторыми светами потому, что она нуждаются в Первом Свете, нуждаются в светолитии, в Божественной энергии, исходящей от Первого Света Божиего.

Таким образом, материальные существа – растения, животные и самые высшие из творений Божиих – ангельские силы не являются сами по себе источниками жизни, но нуждаются в притоке жизненной энергии извне.

А если вы обратитесь к человеку, то слово Божие, наука и опыт подтверждают ту истину, что человек является сложным существом. Его тело имеет в основном такие же органы, такие же функции, как тело и организм у животных. Но по своей душе он сродни ангельским силам. Его душа – ангелоподобное существо.

Человек нуждается, с одной стороны, в притоке вещественной энергии из окружающей материальной среды, а с другой стороны, – в благодатной жизненной энергии, исходящей от Отца Светов.

Когда мы слышим в четвертом прошении Молитвы Господней: Хлеб наш насущный даждь нам днесь, то прежде всего под хлебом разумеем то, что необходимо для подкрепления жизни нашего тела.

Наше тело нуждается в притоке жизненной энергии из окружающей среды. Хлеб, о котором упоминается в четвертом прошении, означает не только хлеб в узком смысле слова, но все те необходимые условия, которые нужны для жизни тела. Но душа наша выше тела, и поэтому то, что необходимо для души, выше того, что необходимо для нашего тела. Человеческая душа нуждается в иной пище, в другом хлебе.

То, в чем нуждается наше тело, – как бы хлеб с маленькой буквы, душа же нуждается в Хлебе, в пище с большой буквы.

В Псалтири сказано: «Хлеб сердце человека укрепит» (Пс. 103, 15). Ведь хлеб укрепляет не сердце, а наше тело.

Сердце на библейском языке – это наш внутренний мир, наша духовная жизнь.

Некоторые из учителей Церкви говорят, что святой пророк Давид, произнося слова: Хлеб сердце человека укрепит, имел в виду не наш обыкновенный хлеб, а другой Хлеб, который нужен нашей душе, духовному бытию.

Какой это хлеб, какая это пища, о которой пророчествовал пророк Давид?

В Святом Евангелии Господь Иисус Христос говорит о другой пище, о другом хлебе, необходимом для жизни нашей души.

Вспомните слова Спасителя: «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих» (Мф. 4, 4).

Господь указал, что человек нуждается не только в хлебе как телесной пище, но и в слове Божием.

Что такое слово Божие и почему оно необходимо для питания нашей души?

Под словом Божиим мы разумеем все тех что нам открыто Богом: о Нем Самом, о мире и о нас.

Человеческий ум ограничен и нуждается в откровении от Бога.

Все, что открывается Богом, именуется словом Божиим. Слово Божие является пищей для нашего духовного бытия. Слово Божие отличается от слов человеческих.

Когда мы воспринимаем слова человеческие, они действуют на наш рассудок. Мы стараемся уяснить их смысл, понять содержание словесных знаков. Через этот уясненный смысл слова могут влиять на наши чувства и стремления. Слово Божие точно так же может оказывать влияние на наши чувства и стремления, может просвещать наш ум. Но, кроме того, слово Божие имеет благодатную силу, способную влиять на нашу душу непосредственно, помимо рассудка. Благодатная сила Божия может озарять наш дух, открывать великие тайны, недоступные рассудку.

Многое недоступно нашему рассудку. Слово Божие открывает нам эти тайны непосредственно, является величайшей благодатной озаряющей силой, могущей питать и преображать наш духовный мир. Святой апостол о слове Божием говорит, что оно сильно, действенно.

И Господь Иисус Христос учит: «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих» (Мф. 4, 4); «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28).

В церкви значительная часть богослужения состоит из слова Божия. И если внимать тому, что читается в храме, то наша душа озаряется духовным благодатным светом, питается духовной пищей.

Чтение Святого Евангелия особенно торжественно. Оно предваряется молитвами, которые сосредоточивают наше внимание, подготавливают нашу душу к восприятию Божественной пищи. По прочтении Евангелия возносится благодарение Богу: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

В Святом Евангелии мы слышим слова не человеческие, но слова Самого Христа. А слова Христа имеют величайшее значение и оказывают могущественное влияние на тех, кто их воспринимает.

Несмотря на то, что прошло уже около 2000 лет после того, как жил Иисус Христос, слова Его действенны и ныне, ибо Господь пребывает вовеки.

милость не являются равнодушием, сентиментальным непротивлением злу, чем-то пассивным.

Если мы посмотрим на угодников Божиих, то увидим, что в их душах не было зла, ненависти, но было милосердие, которое выражалось в глубоком сожалении о падших людях и в стремлении им помочь.

Итак, когда мы терпим обиды, скорби или неприятности, мы можем действовать двояко: мы можем допустить злобу, желать мести, а можем уподобиться тем, кто проникался глубоким сожалением к падшим и стремился им помочь.

Вот что значит: якоже и мы оставляем должником нашим.

Должники – это те, кто причиняет нам скорби, и мы оставляем им грех, если не впускаем в свою душу злобу, ненависть и страсть. Если все эти пороки проникают в нашу душу, то это значит: мы не оставляем должникам нашим.

Какая связь между первым положением этого, прошения и вторым?

Для того чтобы с нашей души были сняты греховные долги, греховное бремя, мы нуждаемся в помощи благодати Божией, а если в душе живет злоба, ненависть, злопамятство, то благодать Божия не может войта в нашу душу и снять с нас тяжкое греховное бремя.

Господь Иисус Христос говорит, что когда мы молимся: и остави нам долги наша, – то оставление грехов возможно в том случае если в душе нет злобы, ненависти.

Вот что значат слова эти: якоже и мы оставляем должником нашим.

В другом месте Евангелия говорится: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15).

В этом глубокий смысл: оставить грехи – значит изгладить грех Божественной благодатью. А Божественная благодать не может войти в душу, если душа исполнена злом и ненавистью. Если хотим, чтобы Отец Небесный снял с нас грехи, то не должны допускать в душу зла, злопамятства, потому что это является преградой, не допускающей в душу благодати Божией.

Источник: Беседы великих русских старцев : О Православной вере, спасении души и различных вопросах духовной жизни. М.: Трифонов Печерский монастырь, «Ковчег», 2003. – 1504 с. / Архимандрит Борис (Холчев). Беседы о Молитве Господней. 764-826 с. ISBN 5-94741-036-7

Комментарии