Душа




Наша душа – Божества дуновенье, небесная сущность,

Что претерпела смешенье с земным и соделалась светом,

Скрытым в пещере, – но светом нетленным, божественным, ибо

Образу Бога великого не надлежит распадаться,

Как это свойственно гадам и тварям, не знающим речи,

Хоть и старался порок, чтобы тленным соделать сей образ.

И не палящее пламя души естество: в истребимом

Огнь истребляющий вряд ли основа. Едва ли и воздух,

Вдохом гонимый и выдохом, не находящий покоя.

Но и не крови поток, проходящий сквозь плоть; не согласье

Членов, что в теле сошлись воедино, – поскольку у плоти

И у бессмертной идеи природа нисколько не схожа.

Лучших над худшими что возвышает, коль вправду смешенье

Лишь и свершило прекрасных – прекрасными, скверными – скверных?

И отчего же отнюдь не дана бессловесным разумность?

Ибо в гармонии эйдос и смертная плоть бессловесных.

Это ученье гласит: превосходных умеренна сущность.

Вот как сии рассуждают; они полагают душою

То, что исходит, когда оставляется жизнию тело.

Пищей, без коей не может прожить человек, обретая

Силы в питании бренном, душа никогда не бывала.

Ведомо мне и ученье, какого вовек не приму я, –

Душу считаю не общей, отнюдь не на всех поделенной,

И не блуждающей вечно по воздуху: все бы вдыхали

И выдыхали единую душу. И каждая в каждой

Тварь, что дыханьем живет, находилась бы, ибо природе

Воздуха свойственно в разное время во всех разливаться.

Если душа постоянна, то что было живо в утробе,

В чем содержалась душа, коль извне привлекла меня матерь?

Если же матерью отпрысков многих жену почитаешь,

Многих наградою ты поглощение душ воздаешь ей.

Это не мудрых ученье мужей, но лишь книжная басня,

Будто душа беспрерывно меняет тела, сообразно

Существованиям прежним своим – превосходным иль скверным,

За добродетель наградою или за грех наказаньем,

Так словно с мужа одежду они совлекают бесстыдно,

Чтобы одеть его снова, напрасно себя утруждая.

Выдумав круговорот, колесу Иксиона подобный,

Душу вселяют (коль так колесо повернется – и дважды)

В зверя, растение, смертного, птицу, змею, и собаку, и рыбу.

Сколько сие допускать? Я не видел разумного зверя

И о глаголющем терне не слышал. Всегда молчалива

Рыба в соленой воде, а ворона трещит, не смолкая.

Если душа (как они говорят) обретет воздаянье,

Тщетен сей круговорот: коль вне плоти свершается кара –

Диво великое. Коль во плоти – то какую из многих

Ввергнешь в огонь? Но всего удивительней вот что: коль скоро

Ты съединил меня с множеством тел и я многое знаю,

То отчего мне одно неизвестно: какую носил я

Кожу вначале, какую затем, и во скольких я умер?

Видно, обилен мешками, не душами мой съединитель.

Или я прежнюю жизнь позабыл после долгих скитаний?

Выслушай ныне мое о душе превосходное слово

С этого места, а я примешаю приятность к сей песни.

Некогда Разума Слово высокое мир сотворило,

Следуя помыслу Отчему; мира же не было прежде.

Все, что угодно Ему, по реченью Его совершалось.

Море, и суша, и небо соделались миром, и Слово

Матерь всего – то есть мудрость – способного ведать взыскало,

Богобоязненным чтоб таковой был царем над земными.

Молвило Слово: «Просторное небо служителей полно

Чистых и вечных, умов целомудренных, ангелов добрых,

Гимнов слагателей, Мне воспевающих вечную славу;

Землю же лишь неразумные твари пока населяют.

Род обоюдный, причастный и к тем и к другим, сотворю Я –

Мыслящего человека: меж смертных и вечных он будет

Радоваться о делах Моих; мудрый, проникнет он в тайны

Неба и станет великим владыкой земли; сей из персти

Созданный ангел иной воспоет Мои силу и разум».

Так изрекло и, частицу земли новосозданной взявши,

Дланью Своею бессмертною форму мою сотворило,

Собственной жизнью ее наделив, ниспослав в нее Духа,

Часть Божества, Каковое вне форм существует телесных.

Так из дыханья и персти был создан бессмертного смертный

Образ. В природе ума быть владыкой тому и другому.

Из-за земного во мне избираю земную дорогу,

Ради божественного мое сердце к иному стремится.

Так образован был первый из смертных. Впоследствии тело

Воссоздается из плоти, душа же невидимо входит

В перстный состав. Съединившему ведомо, как наделил Он

Землю дыханием и даровал ей Свой образ. Иной же,

В помощь словам этой песни, слагаемой мной, устремляясь,

Смело и следуя многим такое изложит ученье:

Как изначально из персти для нас сотворенное тело

Стало потом беспрерывным потоком людским, где из корня

Некогда созданного происходят всё новые люди,

Так и вдохнутая Богом душа с человеческой формой,

Новорождённая, с этой поры съединяется; многим

Будучи сообщена от начального семени людям,

В смертных пределах вовеки хранит постоянную форму.

Вот как душа получила себе во владычество разум.

Как отзывается слабым, нестройным звучанием флейта,

Тонкая даже в руках изощренного мужа, но сразу

Звук раздается приятный, лишь флейту пошире возьмет он, –

Так и душа, если в слабом находится теле, бессильна;

В крепком, напротив, сияет, являя весь ум человека.

Сыном бессмертным был смертный затем сотворен, чтобы славу

Новую тот приобрел, чтобы к Богу отправился богом,

Землю сию покидая в последнее время, и послан

Был человек не свободным, но и не со связанной волей.

Сын поместил в человеческом сердце наклонности к благу,

В нашей природе закон утвердил и средь вечно цветущих

Райских долин поместил человека, взирая, в какую

Сторону склонится он – обнаженный, лишенный лукавых,

Лживых покровов. Мне рай представляется жизнью небесной.

Здесь человек был поставлен как делатель Божьих заветов.

Плод от единого Бог запретил ему древа отведать,

Что совершенное зла и добра различенье давало.

Тем, кто возрос, совершенство пристало, не тем, кто в начале

Странствий земных, – и последним оно будет столько же вредно,

Сколько младенцам еда, каковую готовят для взрослых.

После того, как злокозненностью человекоубийцы

Увещеваниям внял человек от жены исходящим,

И преждевременно сладость отведал плода, и, облекши

В ризы тяжелую плоть, обратился в носителя трупа

(Только Христос Своей смертью греха ограничил пределы),

Смертный был изгнан из рая на землю, от коей был создан,

И преисполненный тягот удел этой жизни он принял.

Бог же поставил свой гнев пламенеющий, чтобы Адаму

Всякому путь преградить, как и праотцу, к чудному древу,

Да не войдет прежде времени он, не навыкнув от ветви

Сладкой плодов избегать, и во зле древа жизни не тронет.

Как мореход после яростных бурь возвращается в гавань,

Вновь паруса дуновенью подставив попутного ветра,

Или на веслах свой путь довершает с великим усильем,

Так же, от Бога отпав, мы в обратное плаванье можем

Только изведав немало трудов и борений пуститься.

Вот каковую нам, смертным, посеял беду прародитель,

Так-то пророс нам на горе исполненный пагубы колос.

святитель Григорий Богослов

Комментарии