Каждая страсть есть болезнь души — ведь зависть, гнев, скупость не телесны, а душевны.

Лечат больное тело, тем более необходимо лечить больную душу. Для борьбы со страстями и существуют монастыри. Впрочем, и мирские люди не могут быть избавлены от этой борьбы, если хотят спасения. Вот и у нас в скиту ведется борьба. Никто сразу не делается бесстрастным.
Один поступает гордым, другой — блудником, если не чувственным, то мысленным, третий так зол, что мимо него проходить надо со страхом, четвертый скуп, дорожит каждой копейкой, так что невольно скажешь: зачем же он в монастырь шел? Пятый — чревоугодник, ему все есть хочется. И все в таком роде. Такие люди сами сознают свои грехи и каются в них, но вначале исправление идет медленно. Опытные в духовной жизни старцы смотрят на них снисходительно: ведь он — новоначальный, что же от него еще ждать? Но проходит лет двадцать пять, и видим, что труды не пропали даром. Из чревоугодника сделался постником, из блудника — целомудренным, из гордого — смиренным и т. д. В миру редко кто знает об этой борьбе. На вопрос «Как спастись?» более благонамеренные отвечают, что надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться — и спасешься. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасет его.
Единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположным — добродетелями. Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно — задушат. Победив одну страсть, переходить к искоренению другой и т. д.
Человек, достигший бесстрастия, получает как бы диплом на право входа в Царство небесное, делается собеседником ангелов и святых. Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю, его задержат на мытарствах. Но предположим, что он вошел в рай, однако остаться там не в состоянии, да и сам не захочет. Как тяжело человеку невоспитанному быть в благовоспитанном обществе, так и человеку страстному быть в обществе бесстрастных. Завистливый и в раю останется завистливым, гордый и на небесах не сделается смиренным...
Из бесед преп. Варсонофия Оптинского

Комментарии

  • 17 сен 2015 11:29
    Помилуй Господи, спаси!  :'(:'(:'(
  • 17 сен 2015 11:55
    Со Христом не погибнем во мгле!
  • 17 сен 2015 14:19
    Аминь!!! Именно   так.Но желание человека  должно присутствовать.
  • 17 сен 2015 20:52
    СПАСИ ГОСПОДИ.
  • 17 сен 2015 21:37
    Да я согласна с Вами. Спасение подарил нам Христос,а мы  приняв от него эстафету,бежим как на  ристалище ,стараясь  достичь  победы-Вечной жизни!Все  возрастая и возрастая от молока до твердой пищи ., превращаясь в образ Христов!