Родоница (укр.

Радуниця, Тризница) - 30 апреля

30 апреля заканчиваются последние весенние холода. В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: «Летите, милые деды...» Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе показывают своё боевое искусство. С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра. Заполночь начинается праздник - Живин день.
Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы:

«Кто прыгнет высоко
У того смерть далеко.»

На той же высокой горе затевают весёлые игрища и хороводы вокруг костра:

«Коло яри светом зарим
Мару борем, благодарим
Ярило, Ярило, яви свою силу!»
Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из кле-ток на волю, призывая весну:

«Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела
Много хлебушка поела!
Вы летите и несите
Весну красную, лето жаркое!»

Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек. Второго травня - День всходов. Зачин проводят на той же высокой горе, благодаря Мать-Сыру-Землю и Ярилу Сварожича за первые ростки на полях. Все три праздника проводят один за другим на высоких горах или холмах, с которых уже сошёл снег и расцвели первые весенние цветы, почему и объединены в один великий праздник - Красную горку.

Обрядовость праздника

Рядом с Капищем накрывается стол для Духов: режется на кусочки хлеб, кладется сыр, творог, печенье, другие продукты полученные человеческим трудом. На следующий день, придя на Капище, стоит посмотреть - как Духи трапезничали. Остатки их трапезы расскидываются по окрестным кустам, затем накрывается уже стол для славян, как живых, так и ушедших.


Для обряда загодя печется большой гадательный пирог, чтобы по куску каждому хватило. Перед тем как пирог запечь в разные его части закладываются мелкие монетки, колечко, маленькая деревянная человеческая фигурка. В последствии, при дележе гадательного пирога на общем славянском пиру определяется: кому богатства ждать, кому замужества (женитьбы), а кому и прироста в семье. Если кому монета выпадет, то пусть ее носит в кошельке и не тратит - глядишь и деньги водиться будут; если выпадет кому колечко - вероятно "вторая половина" где-то рядом ошиваеться; ну а если фигурка человеческая - знать новый член семьи скоро появиться.

Сам обряд славления Богов Светлых проходит как обычно.

Так на Родоницу общим жертвенным хлебом славяне не обносятся, жрец проходит и собирает со всех индивидуальные малые хлебные требы, коие каждый участник праздника должен загодя приготовить сам. Требу эту славянин посвещает своим Светлым Дедам, коих он из Ирия призывать будет. Ежели он такую требу приготовить не успел, то ее ему должены выдать (например, печенину). Каждый участник праздника вкладывает в такую требу пожелания своим Предкам-Покровителям - придти на пиршество в их честь, например. Затем, когда требы со всех собраны, они переводятся через заговоренный огнь в Ирий, как обычно. Треба всходит, а вместе с ней и призывы Дедам к проявлению. Вместе со славлениями Предков жрецы обязательно рекут и славление Роду, ибо Дух этот пронизывает всё Тремирье, границы которого в это время года весьма тонки.


Затем над Сакральным Огнем на Капище очищается и освещается гадательный пирог, Деды призываются в свидетели сего жребия. Таким образом, в дальнейшем (на пиру) жребий этот как бы проявляет в Явь пожелания Богов наших. Воля Дедов наших и Богов Светлых, чтоб вытянувший монету был богатым, вытянувший кольцо - женатым, а кто человечка вытянет - о детях подумать пора! Главное только жребий Божский не проглотить.

После обряда на Капище Светлых Богов (но до Пира!), все идут к воде. Придя люди затихают, и некоторое время стоят, молча глядя на водяную гладь.

После похода к Воде все собираются у пиршественного стола. Еще раз рекут призывы к Дедам посетить Пир сей и сотрапезничать с живыми. Обязательно Дедам ставится отдельный прибор и стаканчик с Мёдом. Начинается Пир. Съедобные остатки от пиршественного стола раскидываются по окрестным кустам и полянам - зверям лесным и птицам. После Пира можно устроить игрища - во славу Богов наших - Предков Светлых!

Комментарии

Комментариев нет.