Сусаноо или Такэхая Сусаноо-но Микото (яп. «доблестный быстрый ярый бог-муж из Суса») — бог ветра, в японской мифологии последний из божеств, появившийся из капель воды, которыми первый на свете бог-мужчина Идзанаги омыл свой нос после того, как вернулся из страны Мёртвых Ёми-но куни. Согласно Кодзики, Сусаноо был рождён из капель воды, которыми Идзанаги омывал свой нос. От своего отца, бог получил во владение море и ветра. Однако Сусаноо посчитал себя обделенным, так как при разделе владений, его сестра – Богиня Солнца Аматэрасу получила в управление весь мир под Солнцем. Не желая принять на себя правление Сусаноо захотел удалиться вслед за своей умершей матерью Идзанами в страну Нэ-но катасу куни («страна прочных корней»). Его обиженные рыдания об этом были так сильны, что вызвали засуху по всему миру. Видя это, разозлённый Идзанаги изгнал своего сына Сусаноо. Перед тем как покинуть страну, Сусаноо решил навестить свою сестру, Аматэрасу. Дабы доказать ей, что он пришёл с миром, он провел с ней особый обряд в ходе которого, из вещей друг друга божественные брат и сестра родили ряд богов. Доказав чистоту своих помыслов Сусаноо впал в буйное веселье. Он сначала испражнился в покояхАматэрасу, следом уничтожил все межевые знаки на рисовых полях, которые установила его сестра. Однако, из жалости, богиня оправдала поведение брата. Тогда он ободрал шкуру с пегого жеребца и бросил в ткацкий зал своей сестры. Небесные ткачихи с перепугу укололи себя челноками и умерли, а Аматэрасу тоже испугалась, разгневалась и скрылась в пещере, а весь мир погрузился во тьму. После того как богам удалось выманить Аматэрасу наружу, они в наказание заставили Сусаноо заполнить тысячу столов искупительными дарами, обрезали ему бороду, вырвали ногти и изгнали с неба. Спустившись на землю, Сусаноо встретил старика и старуху — богов Асинадзути и Тэнадзути. Они рассказали Сусаноо о своей беде — раньше у них было восемь дочерей. Однако, каждый год к ним стал являться восьмиглавый змей Ямато-но ороти и пожирать по одной дочке. Сусаноо попросил их последнюю дочь, Кусинаду-химэ, себе в жены. За это он научил старика и старуху как одолеть змея. Для этого они сделали восемь бочонков сакэ, восьмикратной перегонки и поставили их внутри ограды с восемью воротами. Сусаноо превращает девушку в гребень и втыкает гребень себе в волосы. Появившийся гигантский змей Ямато-но ороти выпил всё сакэ, опьянел и заснул. В это время Сусаноо убил его, изрубив на куски своим мечом. Разрубая средний хвост змея, меч Сусаноо сломал. В хвосте змея Сусаноо нашел меч Кусанаги но цуруги, который подарил Аматэрасу (согласно легендам, данный меч стал одним из трех императорских сокровищ). После этого он обосновался со своей женой в стране Идзумо, в местности называемой Суга. Полагают, что первоначально Сусаноо был богом бури и водной стихии, затем появилось представление о нем как о божественном предке родов, связанных с Идзумо. Возможно, что в его образе объединились несколько божеств, поскольку Сусаноо также считали божеством страны мертвых, в некоторых мифах он божество плодородия. В одном из вариантов «Нихонги» небесные боги объявляют Сусаноо, что за совершённые им прегрешения он должен отправиться в страну мёртвых. Соорудив себе накидку из травы, Сусаноо скитается и просит убежища у разных богов, но они отказывают ему как изгнаннику с небес и он вынужден удалиться в страну мёртвых. Миф же о рождении в теле убитой Сусаноо О-гэцу-химэ семян риса, пшеницы, бобов, фасоли обнаруживает в Сусаноо черты бога плодородия. О том же свидетельствует и миф, записанный в «Идзумо фу доки»: Сусаноо, говорится здесь, дал своё имя селу, назвав его Суса, и выделил для людей «большое поле и малое поле». Одним из главных святилищ Сусаноо является святилище Идзумо – тайся. Идзумо-тайся расположено в префектуре Симане. Высота главного здания 24 метра. У входа под кровлей укреплена огромная, плетенная из рисовой соломы веревка — симэнава, свидетельствующая о святости места. Это величественное сооружение — образец древней японской архитектуры — служило моделью для многих культовых сооружений. Eго центральная колонна явилась прообразом осевой мачты при строительстве пагод. Великое святилище Идзумо поражает воображение не яркостью и богатством украшений, а строгой сдержанностью, простотой. По легенде раз в год боги из всех храмов Японии собирались здесь в десятом месяце по лунному календарю, чтобы обсудить важнейшие дела. Поэтому этот месяц назывался «месяц без богов». Это святилище является любимым местом совершения брачных церемоний, и большая площадка перед главным зданием нередко напоминает диковинный цветник, на котором яркими красками расцветают нарядные кимоно невест, оттеняющие строгие костюмы мужчин. Со святилищем Идзумо связано и рождение всемирно известного классического театра Кабуки. Одна из его жриц — Идзумо-но Окуни — слыла искуснейшей исполнительницей священных танцев-молений — нэмбуцу-одори. Эти представления явились прообразом знаменитого театра Кабуки. В память об этом ежегодно в святилище Идзумо устраиваются подобные представления.
Японология: от культуры до языка
Легенда о Сусаноо-но Микото
Сусаноо или Такэхая Сусаноо-но Микото (яп. «доблестный быстрый ярый бог-муж из Суса») — бог ветра, в японской мифологии последний из божеств, появившийся из капель воды, которыми первый на свете бог-мужчина Идзанаги омыл свой нос после того, как вернулся из страны Мёртвых Ёми-но куни.
Согласно Кодзики, Сусаноо был рождён из капель воды, которыми Идзанаги омывал свой нос. От своего отца, бог получил во владение море и ветра.
Однако Сусаноо посчитал себя обделенным, так как при разделе владений, его сестра – Богиня Солнца Аматэрасу получила в управление весь мир под Солнцем. Не желая принять на себя правление Сусаноо захотел удалиться вслед за своей умершей матерью Идзанами в страну Нэ-но катасу куни («страна прочных корней»).
Его обиженные рыдания об этом были так сильны, что вызвали засуху по всему миру. Видя это, разозлённый Идзанаги изгнал своего сына Сусаноо. Перед тем как покинуть страну, Сусаноо решил навестить свою сестру, Аматэрасу. Дабы доказать ей, что он пришёл с миром, он провел с ней особый обряд в ходе которого, из вещей друг друга божественные брат и сестра родили ряд богов.
Доказав чистоту своих помыслов Сусаноо впал в буйное веселье. Он сначала испражнился в покояхАматэрасу, следом уничтожил все межевые знаки на рисовых полях, которые установила его сестра. Однако, из жалости, богиня оправдала поведение брата. Тогда он ободрал шкуру с пегого жеребца и бросил в ткацкий зал своей сестры. Небесные ткачихи с перепугу укололи себя челноками и умерли, а Аматэрасу тоже испугалась, разгневалась и скрылась в пещере, а весь мир погрузился во тьму. После того как богам удалось выманить Аматэрасу наружу, они в наказание заставили Сусаноо заполнить тысячу столов искупительными дарами, обрезали ему бороду, вырвали ногти и изгнали с неба.
Спустившись на землю, Сусаноо встретил старика и старуху — богов Асинадзути и Тэнадзути. Они рассказали Сусаноо о своей беде — раньше у них было восемь дочерей. Однако, каждый год к ним стал являться восьмиглавый змей Ямато-но ороти и пожирать по одной дочке. Сусаноо попросил их последнюю дочь, Кусинаду-химэ, себе в жены. За это он научил старика и старуху как одолеть змея.
Для этого они сделали восемь бочонков сакэ, восьмикратной перегонки и поставили их внутри ограды с восемью воротами. Сусаноо превращает девушку в гребень и втыкает гребень себе в волосы. Появившийся гигантский змей Ямато-но ороти выпил всё сакэ, опьянел и заснул. В это время Сусаноо убил его, изрубив на куски своим мечом. Разрубая средний хвост змея, меч Сусаноо сломал. В хвосте змея Сусаноо нашел меч Кусанаги но цуруги, который подарил Аматэрасу (согласно легендам, данный меч стал одним из трех императорских сокровищ). После этого он обосновался со своей женой в стране Идзумо, в местности называемой Суга.
Полагают, что первоначально Сусаноо был богом бури и водной стихии, затем появилось представление о нем как о божественном предке родов, связанных с Идзумо. Возможно, что в его образе объединились несколько божеств, поскольку Сусаноо также считали божеством страны мертвых, в некоторых мифах он божество плодородия.
В одном из вариантов «Нихонги» небесные боги объявляют Сусаноо, что за совершённые им прегрешения он должен отправиться в страну мёртвых. Соорудив себе накидку из травы, Сусаноо скитается и просит убежища у разных богов, но они отказывают ему как изгнаннику с небес и он вынужден удалиться в страну мёртвых. Миф же о рождении в теле убитой Сусаноо О-гэцу-химэ семян риса, пшеницы, бобов, фасоли обнаруживает в Сусаноо черты бога плодородия. О том же свидетельствует и миф, записанный в «Идзумо фу доки»: Сусаноо, говорится здесь, дал своё имя селу, назвав его Суса, и выделил для людей «большое поле и малое поле».
Одним из главных святилищ Сусаноо является святилище Идзумо – тайся. Идзумо-тайся расположено в префектуре Симане. Высота главного здания 24 метра. У входа под кровлей укреплена огромная, плетенная из рисовой соломы веревка — симэнава, свидетельствующая о святости места.
Это величественное сооружение — образец древней японской архитектуры — служило моделью для многих культовых сооружений. Eго центральная колонна явилась прообразом осевой мачты при строительстве пагод. Великое святилище Идзумо поражает воображение не яркостью и богатством украшений, а строгой сдержанностью, простотой.
По легенде раз в год боги из всех храмов Японии собирались здесь в десятом месяце по лунному календарю, чтобы обсудить важнейшие дела. Поэтому этот месяц назывался «месяц без богов».
Это святилище является любимым местом совершения брачных церемоний, и большая площадка перед главным зданием нередко напоминает диковинный цветник, на котором яркими красками расцветают нарядные кимоно невест, оттеняющие строгие костюмы мужчин.
Со святилищем Идзумо связано и рождение всемирно известного классического театра Кабуки. Одна из его жриц — Идзумо-но Окуни — слыла искуснейшей исполнительницей священных танцев-молений — нэмбуцу-одори. Эти представления явились прообразом знаменитого театра Кабуки. В память об этом ежегодно в святилище Идзумо устраиваются подобные представления.