Виктор Арышев
22 дек 2019
Сергей Наговицын. Потерянный край

ЗОЛОТОМ ПОКРЫТЫ КУПОЛА.

И малец-послушник листья жгёт. Помолюсь за тех, кто в кандалах ждёт». Строчка эта – первая из песни – как-то сразу же запоминается, - мгновенно западает в душу: сила в ней, однако, есть. И как же здорово «играет» эту песню, - по-другому и не скажешь: именно, играет, - всеми нами обожаемая актриса Лариса Гузеева, - просто любо-дорого смотреть. При том, что фильм этот – под названием «Граффити» - совсем не о тюрьме, - намёка даже никакого нет. И Богу тоже в фильме этом вроде как никто не молится, - по крайней мере, нам не показали этого: скорее даже он безбожный, этот фильм. Тем не менее, слова эти и в целом песня удивительно к нему подходят. Впрочем, так же, как и голос автора её и исполнителя – Сергея Наговицына. А он ведь тоже не имел по жизни никакого отношения к тюрьме, - и к церкви тоже: он был комсомольцем в своё время, - и примерным парнем тоже был когда-то. Явное несоответствие, казалось бы, мы наблюдаем между содержанием и формой, - как такое может быть?.. А дело в том, что мы имели дело с очень интересным, необычным человеком, - просто уникальной личностью. И мы, пожалуй, пару слов о нём замолвим, -
О СЕРГЕЕ НАГОВИЦЫНЕ
Он, может, даже и не должен был стать тем, кем стал – звездой шансона: в детстве, да и в юности его ничто не предвещало этого. Вот если бы он стал политиком, как дед его двоюродный – народный комиссар социального обеспечения страны при Сталине - Иосиф Алексеевич Наговицын, - это было бы, по крайней мере, ожидаемо. Он так же мог бы стать потомственным рабочим по примеру своего отца, вся трудовая жизнь которого прошла на Кировском заводе в городе Перми. И мать его трудилась там же, кстати говоря. А вот Сергей, их сын, решил стать медиком и после школы поступил в мединститут, - в Перми опять же, дома у себя. А ведь туда ещё, попробуй, поступи: огромный конкурс – 20 человек на место. Может быть, при поступлении сыграли свою роль его спортивные успехи, ведь Серёга был на удивление спортивный парень, и везде преуспевал. Практически любые виды спорта, - зимние и летние, - командные особенно, ему давались поразительно легко. Вот, скажем, в баскетболе он спокойно забивал мячи в корзину сверху вниз, что выглядело просто фантастически, ведь рост Сергея был всего-то метр семьдесят четыре. Да и в одиночных видах спорта тоже он имел успехи, и немалые. Вот, в боксе, например, сумел подняться аж до кандидата в мастера. А «камээс» по боксу это, сами понимаете, уже серьёзный уровень, - весьма престижный, между прочим, - и не только в спорте, но и в обществе, - а в молодые годы так особенно. В своей компании, и в целом, в городе Перми Серёга был всегда в большом авторитете. Он ведь честный парень был, и справедливый, - слабых он не обижал: наоборот, он был для них заступником. Жена Сергея Инна вспоминает, как в студенчестве однажды на сельхозработах к ним пристали «местные», - к девчонкам, - пьяные жлобы, - понятно, с какой целью: «закадрить» кого-нибудь. Но ведь девчонкам было попросить кого о помощи: там был студент один, - обычный с виду паренёк ещё допризывного возраста. И «местным» вдруг в своей деревне тесно стало, - еле ноги унесли они – от паренька. А это был Серёга Наговицын.
Так, что, кем бы он мог стать, гадать только приходится. А стал он - неожиданно для всех - поэтом, композитором и музыкантом, - его имя на слуху у всех и по сей день: для нас он стал уже легендой.
До армии он даже на гитаре не умел играть. Служил в Батуми, в Закавказье, - там и показал ему аккорды первые какой-то сослуживец. Ну, и началось: Сергей буквальным образом влюбился в это дело, - и с тех пор с гитарой вместе он пошёл уже прямым путём по жизни, не сворачивая. Появились песни, - ни с того, и ни с сего, казалось бы, - хорошие, причём: напевные такие, мелодичные, - ну, кто бы мог подумать: парень ведь, вообще, не образован в музыкальном отношении. Да и какой с него поэт, с боксёра, - ведь у них мозги отбитые обычно, - но, однако же, слова в них, в этих песнях были очень даже хороши, и рифма – перекрёстная, - короткая и звучная: в двух строчках по четыре рифмы. Как вот так он мог, - от фонаря, что называется, - творить такие совершенные стихи, - откуда это у него?.. От Бога. Ну, а как ещё всё это можно объяснить?.. Ведь чудеса, иначе и не скажешь.
Первый же альбом, - тогда ещё на плёнке, - «Городские встречи», - в 93-ем произвёл фурор, - по всей стране причём: и чуть ли не из каждого окошка в каждом доме доносилась песня эта бесподобная: «Золоткой упала с неба звезда. Что, не загадала?.. Ну, как всегда!..», затмив собой все «миражи» и «ласковые маи». Как то очень быстро песня эта стала дворовой, - запели пацаны её и заиграли на гитарах, - а девчонки подпевали им: ведь там два голоса нужны, - мужской и женский. И в кафе, и в ресторанах эта песня зазвучала, - хорошо-то как!.. В альбоме этом были и другие суперпесни: «Золотистые денечки», «Девочка-проказница», «Кабачный дым», - короче, спать он лёг обычным парнем, а проснулся знаменитым шансонье, - на всю страну великую, - при том, что из Перми Серёга никуда не уезжал. Уникальный случай, если разобраться, - ведь за славой все в Москву обычно едут.
Дома был записан и второй альбом Сергея – «Дори-Дори». Для записи был собран коллектив из самых лучших пермских музыкантов, - ведь Серёгу знали все и очень уважали. Вновь успех, и начались уже гастроли, - непрерывные, - что называется: пошло-поехало. Но только ведь гастроли эти проводили не концертные организации, и, соответственно, концерты эти проходили не в концертных залах, - крайне редко это было. Пел Серёга в основном по ресторанам, или где-нибудь ещё, на небольших площадках, - и по приглашению не филармоний там каких-нибудь, а частных лиц: «курганских», например, - серьёзная была в то время группировка, - или «уралмашевцев», - не менее крутая. Так вот он и задружил с братвой. И если первые его альбомы по своей стилистике напоминали, в общем-то, привычный авторский шансон, приближенный к дворОвой песне, то вот, начиная с третьего альбома, - назывался он «Этап», - тематика заметно отдалилась от гражданской лирики, приблизившись к так называемой «блатной» романтике. А следом вышел «Приговор», потом и «На свиданку», имеющий название ещё «Разбитая судьба». Это была трилогия, после которой, вроде как, Сергей хотел уйти от этой темы и вернуться снова «на круги своя». При том, что тему эту он довёл практически до совершенства. Песни из последнего его альбома: «Золотом покрыты купола», к примеру, или же «Столичная», - да, все: от первой до последней, - в своём жанре были просто выдающимися.
Всё было бы, конечно, хорошо, и даже очень. Только было уже поздно. Догорал уже Серёга. Так уж получилось, что спалил он сам себя, - сгорел на медленном огне. Он очень много пил, - почти без перерыва, - и при этом мало ел, - и всё курил, курил… Не он, конечно, первый в этом списке, и не он последний, кто пожертвовал собой во имя творчества. Сергею не было ещё и 32-ух лет, когда он возвращался из Кургана, из очередных гастролей. Ехал он на поезде. И у него остановилось сердце.
Ну, а песни его живы. На века они. Мы подпоём тебе, Серёга!..
Золотом покрыты купола,
И малец-послушник листья жгёт.
Помолюсь за тех, кто в кандалах ждёт,
Забегу к приятелю на миг,
Птицам побросаю каравай,
Выпью за потерянный людьми край.
Припев:
Там по периметру горят фонари,
И одинокая гитара поёт.
Туда зимой не прилетят снегири,
Там вороньё.
В кованых решётках терема,
На заборе проволока винтом.
Помолюсь за тех, кому тюрьма дом.
Лагерей надежда горяча,
На свиданке хата для двоих
Выпью за тоску и за печаль в них.
Припев:
Из книги Виктора Арышева «Мой песенный роман» том 1.

Комментарии

Комментариев нет.