– Почему мы столько лет ходим в храм, а наша жизнь не меняется?

Какой должна быть правильная духовная жизнь, как нужно жить христианину?
– Вы задали чрезвычайно важный вопрос, который касается практически всех без исключения. Действительно, можно сто лет ходить в храм, и каким я был, таким остался. Почему это происходит? По очень простой причине, простой и печальной: само понимание Православия мы свели к исполнению чисто внешних церковных предписаний.
Мы ходим в храм, исповедуемся, причащаемся, венчаемся, соблюдаем посты, подаем записки, ставим свечи, читаем молитвы. Я говорю о т.н. воцерковленном христианине. И при всем этом, оказывается, человек может ни разу не помолиться. В лучшем случае он помолится, когда его постигнет какая-то болезнь, скорбь, когда предстоит что-то ответственное – тогда кому только не молится.
О самом же главном – о грехах – редко молимся, вяло, формально. Потому и остаемся без плода. Духовная жизнь невозможна без двух вещей: без понуждения себя к исполнению заповедей Евангелия и без молитвы покаяния.
И когда этого нет, когда о заповедях фактически не помним, а выполняем лишь внешние церковные обычаи и предписания, когда забываем о своей душе – не боремся с завистью, тщеславием, с неприязнью и прочими вещами, которым нет числа, когда, кажется, каемся и опять спокойно продолжаем жить по-прежнему и при этом не осознаем своего бессилия, не смиряемся, – то, естественно, никакого духовного изменения в нас произойти не может.
Не может быть изменений, если сама Исповедь – не более, как отчет о проделанных грехах, а Причастие – обычай. А где же очищение души от страстей? Получается точно по дедушке Крылову: "Слона-то я и не приметил".
Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов

Комментарии