Солдатская Слобода

В X веке Смоленск первоначально формировался на левом берегу Днепра вокруг Соборного холма, ставшего для города центром духовной и гражданской власти. Городская территория обживалась у подножия со стороны Днепра и в двух крупных оврагах (логах): на западной и восточной стороне Соборного холма (современные улицы Парижской коммуны и Красный ручей). Собственно городская территория была обнесена укреплениями и не превышала 2 кв. км.
Город быстро обрастал пригородами вдоль Днепра, который использовался как основная транспортная магистраль зимой и летом, а также служил источником воды. В силу узости Днепра в этом месте, Заднепровский пригород появляется почти одновременно с городом, о чем свидетельствует мощный культурный слой, вскрытый в районе Нижне-Никольского храма (ул. Беляева).
С XI в. и до второй половины XIII столетия город быстро развивался, расширялась его территория. Все застройки: крупнейшие монастыри, резиденция Великого князя — располагались на левом берегу Днепра. Здесь же располагались важнейшие пристани. Нижняя пристань находилась примерно там, где в Днепр впадает небольшой приток Кловка. Можно предположить, что здесь был Нижний Волок. На запад от Кловки шли труднопроходимые песчаные бугры и глубокая в те времена речка Ясенная. Сюда приплывали купцы с запада. В XVIII веке по долине Кловки проходила дорога из Смоленска на Красный.
Выше Смоленска, примерно там, где теперь улица Верхний Волок, находилась верхняя пристань. Здесь выгружались товары, привозимые с востока, юго-востока, из Ростово-Суздальской Руси, Владимира на Клязьме, Средней Азии, Персии, позднее Москвы. Обе пристани соединялись Большой (Великой) дорогой. Так эта дорога именовалась в документах XVII века.
На территории древнего Смоленска, возможно, был Средний Волок. Он проходил по западному логу. Таким образом, можно говорить, что древний Смоленск имел выход на равнину по трем волокам: Верхнему, Среднему и Нижнему.
Пятницкий лог (ул. Воровского) в состав города вошел на рубеже XII—XIII столетий. Он аналогичен Западному и Восточному логам и тоже выходит непосредственно к Днепру. Пятницкий лог огражден от сильных ветров холмами, хорошо прогревается солнцем, имеет обильные ключи. В XII веке этот лог относился к сельской местности.
Князь Роман Ростиславович основал свою княжескую резиденцию при устье реки Чуриловки. Здесь при нем была построена Богословская церковь. Видимо, между князем и городским самоуправлением шла борьба за Пятницкий лог.
После смерти Романа Ростиславовича стал княжить его брат Давид, который окончательно рассорился с городом и был вынужден перенести свою резиденцию дальше на запад, где им был построен храм Архангела Михаила. Земли Пятницкого лога вошли в состав городских земель.
Размещение пристаней на левом берегу Днепра объясняется тем, что основные торговые и политические связи Смоленска раннего средневековья были направлены на юг и юго-восток: Киев, Чернигов, позднее — Владимир, Рязань, Ростов, Москву. В этом направлении шли основные большаки того времени.
На левом берегу город располагался вдоль Днепра в пределах его долины. Посад на правом берегу занимал в основном первую надпойменную террасу в ее более широкой части, там, где коренной берег подходил близко к руслу Днепра (между речкам Вязовенька и Городянка). Таким образом, вся жизнь средневекового Смоленска тяготела к Днепру. Город был вытянут вдоль Днепра узкой полосой.
Протяженность Смоленска вдоль Днепра была восемь километров от Троицкого монастыря на западе до храма на восточной окраине современной Рачевки. Ширина жилой полосы занимала не более километра, следовательно, общая площадь города по левому берегу составляла 8 кв. км. Заднепровье имело площадь 3 кв. км. Таким образом, общая площадь города с пригородами была 11 кв. км.
По рамкам Западной Европы такая площадь города является большой. Но нужно иметь в виду, что русские города раннего Средневековья формировались в других, более суровых природных условиях и другого социально-бытового уклада. Русские города, в основном, строились из дерева. Пожар дома мог превратиться в бедствие. В летописях неоднократно отмечалось, что какой-то город выгорел. Города обычно выгорали полностью, когда их захватывал неприятель. Этим можно объяснить то, что в древних русских городах преобладала застройка усадебного типа. Даже казенные дома размещались поодаль друг от друга. Кроме того, горожане имели приусадебные участки, на которых выращивали капусту и другие овощи. У крестьян покупали только зерно для скота. Имелись у горожан выпасы и сенокосные угодья.
В составе Великого княжества Литовского Смоленск не потерял своего торгового и культурного значения, но территория города не расширялась. Исчез Великокняжеский двор. Наместник — не великий князь. Политическое и религиозное значение города упало. Литовским католикам были неизвестны первые наши святые — Борис и Глеб. Снизилась потребность в рукописных священных книгах на русском языке. Начался некоторый отток населения, видимо, наиболее квалифицированного: ремесленников, писцов, художников, каменщиков, зодчих. Новое строительство в Смоленске не велось. Уменьшение численности населения привело к сокращению территории города, прежде всего посадов в Заднепровье и на левом берегу Днепра.
Маленькая Литва, захватив большую территорию, заселенную народами, значительно различавшимися друг от друга численностью, языком, религией, уровнем социального развития, не имела сил для их объединения и усиления своих границ. Поэтому Смоленская крепость не укреплялась, и до нас не дошел ни один памятник архитектуры того времени.
В 1514 году Смоленск вошел в состав Московского государства. Москва предвидела дальнейшую борьбу за Смоленск. Так как к этому времени сформировалась главная сухопутная дорога из западной Европы в Восточно-Европейское пространство, в Смоленске был размещен крупный гарнизон и построена (в середине XVI века) земляная крепость, включавшая в свою территорию примерно 3 юз. км. В итоге в середине XVI века численность населения города увеличилась, чего нельзя сказать о численности пригородного населения. Возросло значение Заднепровского посада в связи с тем, что новая дорога на Москву в то время начиналась на правом берегу Днепра. Старая дорога на восток шла по левому берегу Днепра. О существовании ее можно судить по хорошо оформленной воротной Авраамиевской башне. В наши дни никакая дорога к этой башне не подходит.
После героической обороны города 1609—1611 годов от поляков Смоленск еще дважды был в осаде. Штурмовали его стены, жгли жилища, разрушали храмы, выжигали посады. В это время окончательно заглохла Свирская слобода, которая вплоть до середины XX века заканчивалась у Свирской церкви. За ней был священный колодец, по преданию открывшийся на месте убиения святого князя Глеба. В 1853 году за чудесное исцеление его водой муромский купец А. Ермаков сделал вокруг колодца беседку с позолоченным крестом наверху. Еще в начале XX века торчали из земли остатки стен храма из плинфы (плинфа от греческого plinthos — кирпич, широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в XII—XIII веках на Руси), просвечивали на луговинах могильные холмики.
Рачевский конец в XVII веке был более оживленным, потому что здесь проходили переправы на Московский большак. На южной окраине город за пределы крепостных стен не выходил. Заднепровье стало оживать только во второй половине XVII века, когда Андрусовское мирное соглашение с Польшей окончательно решило судьбу Смоленска.
Во второй половине XVIII века по причинам, указанным выше, экономическая жизнь города оживает, и в силу этого несколько расширяется его территория. Сохранившийся план Смоленска XVIII века позволяет судить об изменениях, которые произошли в тот период.
Город стал расширяться на юг за пределы крепостных стен во второй половине XVIII века. Здесь размещают слободы, используя излюбленную тогда квартальную планировку. Так возникли Солдатская, Дворянская, Офицерская слободы.
В Заднепровье тоже были организованы слободы: Донская, Кукуй. Ямская слобода появилась раньше, в конце XVII века, когда со Смоленском была установлена регулярная ямская связь, одна из первых в Московском государстве. Ямская слобода размещалась по склону Днепровской долины южной экспозиции, там, где начинается Московский большак. На небольшом холме Ямской слободы была построена слободская церковь — Крестовоздвиженская. Во второй половине XVIII века ее заменили каменной. Церковь дошла до наших дней. По этой церкви названа современная транспортная развязка — Крестовоздвиженская. Для Ямской слободы специально были отведены луговые угодья в районе нынешней железнодорожной станции Духовская.
На запад от Ямской слободы располагалась слобода Кукуй. Она занимала всю территорию от Днепра до подошвы коренного склона долины, а на запад почти до речки Городянки (название Кукуй, видимо, связано с Московской слободой Кукуй). За ней от Городянки далее на запад размещалась Донская слобода. В состав Смоленского гарнизона входили донские казаки. Первоначально они расселялись в пределах крепости в овраге Зеленый Ручей. Во второй половине XVIII века их вывели за пределы крепости, закрепив за ними луга и пастбища на равнине. Для жителей этой слободы была построена деревянная Нижне-Никольская церковь.
Территория Заднепровского посада соответствовала размерам Заднепровского поселения средневекового Смоленска. Следовательно, в XVIII веке город значительно не расширился.
До шестидесятых годов XIX века территория города оставалась стабильной. Усиленно разрушались развалины Борисо-Глебского и Троицкого монастырей. Плинфа, сделанная в XII веке, отличалась высокой прочностью, поэтому ее использовали при закладке фундаментов, в качестве щебенки при мощении дорог. С разрешения губернатора часть крепостной стены разобрали для строительства Витебского шоссе.
Только в 80-х годах XIX века, благодаря стараниям краеведа С. П. Писарева и других его современников, руины, по возможности, стали охранять и беречь.
В конце XIX века территория города стала расширяться более интенсивно, чем в предшествующие годы. Это объясняется тем, что железнодорожный транспорт был освоен. Перевозки грузов на дальние расстояния полностью перешли на железную дорогу. Речной транспорт, за исключением сплава плотов в верховьях Днепра и Западной Двины, имел только местное значение.
Снова переместилась Донская слобода. Донских казаков передислоцировали в овражную зону правого берега. В уютных, не очень широких оврагах, не продуваемых северными ветрами и хорошо освещенных солнцем, они разместили свои дома. За этим местом закрепилось название Доншина. После революции улицы Донщины были переименованы в Профинтерновские. Исчез Кукуй, так как возникла правильная система улиц, указывающая основные направления выезда из города.
На южном и северном берегах Днепра город выходит на слабо волн истую равнину, типичную для всей области. В отличие от предшествующих веков, территория города стала расширяться не вдоль Днепра, а от него с севера на юг. Мешали росту территории вдоль Днепра особенности рельефа. Возможности расширения ограничивались глубокими оврагами: на востоке — Чертовом оврагом, на западе — Чуриловским. Оба оврага были глубокие, с крутыми склонами и полноводными ручьями.
В южной части города на месте дворянской слободы XVIII века появились улицы: Костельная (ул. Урицкого), Казинки, Выгонная. Они прилегали к Киевскому большаку с востока.
На западе от Киевского большака (проспект Гагарина) начинались улицы Большая Краснинская (на ее месте в XVIII веке была Могилевская дорога, сейчас ул. Николаева), Средняя Краснинская и Малая Краснинская. На некоторых картах того времени они объединены в Краснинскую слободу.
В Солдатской слободе появились улицы: Энгельгардтовская, Всесвятская и тоже Выгонная.
Офицерская слобода, расположенная, как и в конце XVIII века, между крепостной стеной и Чертовым оврагом, осталась примерно в прежних границах. Улицы имели названия: Потемкинская (ул. Исаковского), Константиновская (ул. Мира), Большая Никольская (ул. Энгельса), Задняя (ул. 8 Марта) и добавилась улица Запольная. Она отличалась от остальных наличием небольших кирпичных заводов и разнохарактерным, примитивным жильем.
Граница города начала XX века проходила по следующим ориентирам.
Восточная граница города была там, где в наше время перекресток улиц Тенишевой, Кирова, Шевченко. Братское кладбище располагалось вне городской территории. В юго-западном направлении граница выходила на Киевское шоссе южнее каторжной тюрьмы (современная тюрьма).' Киевский большак включался в территорию города примерно до Областной больницы. Далее городская граница круто поворачивала на запад, через километр — на северо-запад и выходила на Краснинскую улицу (ул. Николаева) к Чуриловскому оврагу. В направлении на север граница шла вдоль западного склона этого оврага. Здесь граница отделяла от городской территории земли, принадлежавшие военному ведомству. На них размещались казармы Нарвского полка и жилые дома офицеров. Севернее находилась деревня Чернушки.
Не доходя улицы Свирской (современная Краснофлотская) граница круто поворачивала на запад, включая в состав города Свирскую слободу и храм Архангела Михаила. Расположенные здесь казармы Софийского полка занимали земли военного ведомства. Территория, где находились руины Борисо-Глебского и Троицкого монастырей, не входила в городскую черту. Граница города шла через Днепр на 500 метров к западу от устья реки Шклянной и, поворачивая на северо-восток, пересекала Шклянную в ее среднем течении. Вся территория Донщины включалась в состав города. Городская граница пересекала речку Городянку в среднем ее течении, вновь поворачивала на северо-восток. В территорию города включался военный госпиталь и Земская больница. От нее граница шла вдоль левого берега Ильинского оврага и поворачивала вновь на восток, включая в городскую территорию Садки и Крестовоздвиженский храм. Гурьевское и Еврейское кладбища не входили в состав собственно городских земель. Вне города оставалась Ямская слобода, расположенная в верховьях Ильинского и Крупошевского оврагов. Восточнее Крестовоздвиженского храма граница пересекала Днепр, и в состав города на Рачевке входила Окопная церковь.
Далее граница шла на юго-запад, через Рачевский ручей и по левому берегу Чертова оврага (в состав городской территории были включены Марголинский и Поповские ключи на восточном склоне Чертова оврага) выходила на Рославльское шоссе (современный перекресток улиц Кирова — Тенишевой).
В пределах этих границ протяженность городской территории с юга на север составляла 4,5 км, а с запада на восток — 4,2 км, а площадь города была 12 кв. км. Но городу принадлежали и городские земли, имевшие преимущественно сельскохозяйственное назначение.
В русском языке есть хорошее слово для обозначения территории, тяготеющей к городу экономически и административно — подгородчина. Трудоспособное население такой территории частично работает на предприятиях и учреждениях города, в основном мужчины, а остальная часть занята в сельском хозяйстве. Продукция сельского хозяйства, не считая той, которая потреблялась семьей, реализовывалась на городском рынке. В бюджете семьи эта статья дохода играла важную роль.
Зона Смоленской подгородчины не всегда административно подчинялась Смоленску. Например, деревня Чернушки входила в состав Хохловской волости, хотя она непосредственно примыкала к городской черте.
В начале XX века в окрестностях города преобладали частные владения. На юге были владения Семичева, сельцо Булховка — владение Римкевича, сельцо Большие Вишенки (название дошло до наших дней) было владением Вельской и Стаховской.
На западе к городу примыкали земли военного ведомства. На северо-востоке отметим сельцо Вязовенька. Южнее, ближе к Днепру, тоже Вязовенька братьев Танцовых. Еще южнее, ниже по течению речки, владения наследников Танцовых.
В северной части близко к городской черте располагались дачи. У горожан до Великой Отечественной войны существовали топонимы — Танцова роща, Скворцова дача.
К черте города в верховьях речки Городянка примыкало сельцо Королево. Западнее находилась небольшая деревня Ситники. На востоке и юге около города располагались крестьянские земли деревень Новоселки, Поповка, Тихвинка.
Советская власть конфисковала все пригородные имения и передала Смоленскому горсовету для организации пригородных совхозов. Задача этих первых совхозов была простая — обеспечить горожан овощами, свежим молоком, птицей, яйцами. Специализация хозяйств резко не изменилась, и трудовая деятельность работавших в этих хозяйствах тоже. В числе первых городу были переданы хозяйства в Пасове, Вязовеньке, Миловидове, Александровке.
В 1926 году Смоленску передается урочище «Черный лес» для организации зоны отдыха. Черный лес был переименован в Красный Бор, и началось его освоение. Создали транспортную связь. Об автобусах в то время понятия не имели. Вдоль зоны проходили две двухпутные железные дороги: Минск — Смоленск и Смоленск — Витебск. Это соображение и определило передачу лесной зоны площадью 18,8 кв. км под зону отдыха.
В районе Козьих гор не трудно было построить ветку, соединяющую эти две дороги, и организовать кольцевую связь «самоходов» (так тогда называли смоляне пригородные поезда). В 1926 году пригородные поезда были пущены в зону отдыха Красный Бор. Летом в выходные дни они ходили часто, и никаких проблем с транспортом не было. Красный Бор быстро стал любимым местом отдыха для смолян.
На рубеже 20-х — 30-х годов XX века составили первый перспективный план развития Смоленска на несколько пятилетий. Частично он осуществился до войны, и некоторые его черты нашли отражение в современном облике Смоленска.
Во второй половине 20-х годов на северной окраине города, точнее, на присоединенной к городу территории, построили авиационный экспериментальный завод. Место это было так малопосещаемо и такое глухое, что абсолютное большинство смолян о существовании этого завода не знало. Для снабжения его материалами и вывоза готовой продукции была построена железнодорожная ветка, взятая под особую охрану.
В эти годы по общегосударственному плану проектировалось строительство железнодорожной ветки, соединяющей дороги: Москва — Ленинград, Москва — Витебск, Москва — Минск с выходом на Могилев. Ветка позволяла разгрузить Московский транспортный узел и усилить транспортные связи южной, средней и северной зоны европейской части страны. Дорога строилась быстро. Уже частично было отсыпано земляное полотно к северу от Смоленска, начались работы на подходах к городу. С учетом появления новой транспортной связи проектировалось размещение промышленных зон в Смоленске. Одна из них должна была располагаться на территории Поповки, где в первую очередь построили мельницу и второй крупный хлебозавод.
На перекрестке современных улицы Кирова и проспекта Гагарина намечалось строительство второго вокзала и управленческих зданий новой железной дороги. Одно из этих зданий успели построить. Оно сохранилось до наших дней.
С учетом расположения будущей железной дороги заложили областной больничный комплекс. Он достраивался уже после войны. Таким образом, сдвиг городской территории на восток и юго-восток в довоенные годы связан с существовавшей тогда концепцией развития железнодорожной сети общегосударственного масштаба. Но по неизвестным нам причинам строительство этой железной дороги было прекращено.
Из неосуществленных концепций развития города по первому генеральному плану следует отметить наметку разместить все высшие учебные заведения города, существующие и проектируемые, в одной зоне — сделать студенческий городок. Для этого намечалось отвести зону в районе Свирской церкви, то есть ту, где была когда-то княжеская резиденция, Борисо-Глебский и Троицкий монастыри и начиналась дорога в Северскую Русь. Местность, полная «преданий старины глубокой».
Сама по себе идея очень хорошая. Опыт стран Западной Европы и США свидетельствует, что объединение высших учебных заведений способствует интеграции в научной работе и в подготовке высококвалифицированных кадров. Но для Смоленска неосуществление этого плана к лучшему. Если бы студенческий городок организовали в те годы, то можно с уверенностью сказать, что церковь Михаила Архангела, как и развалины монастыря, были бы уничтожены.
В 1941 году площадь города составляла 62,6 кв. км. Основное расширение территории шло на восток и юго-восток по Рославльскому шоссе и Киевскому большаку. В Заднепровье город расширился на север по Демидовскому большаку.
После войны изменили план промышленного развития города. Вместо преимущественного развития легкой промышленности в городе размещались предприятия высоких технологий. Для нового промышленного строительства была отведена Поповка и прилегающая с северо-востока зона, опирающаяся на достроенную железнодорожную ветку от станции Тычинино.
В связи со строительством новых промышленных предприятий активно велось жилищное строительство, создавались новые зоны отдыха. Город постепенно расширял свою территорию. В начале 70-х годов общая площадь всех городских земель была 145 кв. км. В том числе собственно город (промышленная и жилищная зоны — 30 кв. км, зеленая зона — 14 кв. км, коллективные сады — 7 кв. км). На остальной территории размещались поселки городского типа с пригородным направлением развития сельского хозяйства. Они составляли резервную зону для будущего промышленного и жилищного строительства. В 1980 году в состав города включили поселок Колодню. В феврале 1988 года по решению ВС РСФСР в состав города включили деревню Шейновка, общей площадью 76,6 га. До 1918 года она называлась Шейнов Острог.
В конце 90-х годов площадь всей территории города превысила 160 кв. км. В том числе административные районы города имеют площадь: Ленинский район — 5,5 кв. км, Промышленный район — 16—17 кв. км, Заднепровский район — свыше 60 кв. км. Таким образом, общая площадь городских земель, подведомственных районам, равна 83 кв. км. На остальных 77 кв. км, находящихся непосредственно под управлением города, размещаются поселки сельского типа, садоводческие товарищества, личные дачи.
Постановлением Смоленской Областной Думы от 20 марта 1997 г. были определены новые границы территории Смоленска. Граница проходит через следующие пункты: от деревни Анастасьино, южнее поселка Печерск, южнее деревни Корохоткино, по шоссе до поселка Гедеоновка, из Гедеоновки на юг до Колодни. Далее черта города идет по Днепру, ТЭЦ-2, по застройкам жилого микрорайона Киселевка. В состав города входит: микрорайон Южный, кладбище, жилая застройка АО «Рябиновая поляна» и поселок Миловидово, включая основной массив садоводческих товариществ, затем граница поворачивает по речке Ясенной, тянется вдоль Днепра в западном направлении до устья реки Ольша, включая поселок Гнездово. От деревни Глущенки граница поворачивает на поселок «430 км» и идет до 24 квартала Вонляровского лесничества Смоленского лесхоза.

Солдатская Слобода - 901351013169

Комментарии

Комментариев нет.