„А ещё мир прекрасен потому, что можно путешествовать.
“ Этими чудесными словами Николая Михайловича Пржевальского хочется начать рассказ о нём самом и его стремление доказать существование невероятного, тайного и загадочного. Видимо это стремление и спровоцировало его кончину в расцвете жизненных сил, как было сказано в одном из некрологов, он пал, надорвавшись под тяжестью разочарований и неясных целей. Наш земляк, великий русский путешественник провел в странствиях одиннадцать лет своей жизни и повидал немало. Человек, преодолевший более тридцати тысяч километров по степям, пескам, тайге, горным тропам имел видимо очень определённые цели и задачи. Самое главное, что почетный член Петербургской Академии наук, генерал-майор все свои научные материалы, собранные им в Уссурийском крае и Центральной Азии смог систематизировать в научные труды для потомков. Эти материалы и сегодня не утратили своей актуальности, и ещё долгое время будут служить надежным маяком для всех тех, кто отправляется на поиски неизведанного. Давайте оставим в стороне то неоценимое, что сделал Николай Михайлович для государства Российского, остановимся на малоизвестных фактах биографии ученого, породивших в душе его «горячечную страсть», стремление доказать существование невероятного и тайного. Современникам Пржевальского, входившим в его экспедиционный отряд, цели, кажущиеся неясными непосвященным, были абсолютно ясны и понятны. Путешественник не отступил перед труднейшей задачей: найти на дне тянь-шаньского озера Иссык-Куль древний город – «побратим» легендарного российского града Китежа. Пржевальский мечтал доказать реальность государства-поселения, ускользающего от праздного греховного человечества. И не случайно писатель П.И. Мельников-Печерский, увлеченный былинами о потаенных городах неизреченного света, предложил такую гипотезу: «Цел город до сих пор. Цел град, но невидим… Откроется перед страшным Христовым судом». Пржевальский, впрочем, данный таинственный град света видел, о чем свидетельствует одно из его писем: «Никто не возьмется определить, сколько по миру разбросано недоступных нашему зрению городищ для праведников – этих средоточий гуманных мыслей, человеколюбия, мудрости. В России монахи сказывают о Млевских неприступных подземных монастырях в Тверской губернии, о Кирилловой горе возле Городца, под сводами которой обитают незримо и неощутимо наставляющие и опекающие нас всезнающие старцы. Возьмем еще алтайский народец чудь, богоизбранный и богоравный… И вот здесь в азиатской горной глуши, в синей озерной воде, которой киргизы излечиваются от туберкулеза, с плота видели мы не раз хрустальные купола высоких кубически очерченных строений, видели колышущиеся дерева, под стать ископаемым земным. Видели людей в самоходных приспособлениях для передвижения. Эти невероятности возможно созерцать, ежели солнечные лучи падают на спокойную водную гладь под углом 45 градусов, и вода в верхних слоях утрачивает естественную свою голубизну, делаясь белою, как молоко». Именно это путешествие и тайны озера видимо подвигло в дальнейшем через заснеженную пустыню пробираться к Тибету, куда ещё не ступала нога европейца не давая этому мероприятию даже один процент успеха. Именно этим смелым и отчаянным отрядом командовал офицер русского Генерального штаба Николай Михайлович Пржевальский. Жизненная перипетия событий не состояла для этого великого человека только из положительных картин его биографии. Это был разносторонний и увлекающийся человек, хороший охотник, удачный и мистический картёжник, разведчик и любитель всего тайного не только в природе, но и в человеке. Давайте обо всём по порядку. Великий путешественник происходил из довольно древнего белорусского шляхетского рода. Известно, что в XVI веке его предки отличились при взятии Полоцка армией Стефана Батория и их подвиг не был забыт. Николай Пржевальский родился весной в конце марта 1839 года в селе Кимборово Смоленской губернии. В семилетнем возрасте он остался без отца, и воспитал его дядя, отцовский брат, страстный охотник и путешественник, прививший мальчику любовь к странствиям и приключениям. В 1855 году после окончания смоленской гимназии Николай отправился служить унтер-офицером в пехотный полк. Через год поступил в Академию Генерального штаба, где отличался блестящими способностями, независимостью суждений и незаурядной внешностью. Он нравился женщинам, но избегал их, считая «фантазёрками и судашницами». Иногда всё же влюблялся, поначалу романтично ухаживал, но вскоре разочаровывался. После окончания академии преподавал историю и географию в Варшавском юнкерском училище. На досуге охотился, играл в карты, причём часто выигрывал — благодаря феноменальной зрительной памяти. В конце 1866 года Пржевальский добился от Генштаба назначения в Восточно-Сибирский военный округ. Отправляя его туда, начальство подразумевало военную разведку, а вовсе не географические открытия. Но получилось так, что одно не исключало другое. Итак, по официальной версии, путешествие в Уссурийский край имело своей целью учёт населения. На деле же перепись служила прикрытием для разведывания пути в Корею. С 1867 по 1869 год отряд Пржевальского составил подробную карту Уссурийского края, попутно собрав интересную коллекцию дальневосточных птиц. Однажды, проводя зиму в Николаевске-на-Амуре, Николай Михайлович выиграл в карты очень крупную сумму. И после этого больше никогда не притрагивался к картам. Ничего вам не напоминает этот мистический поступок? (тройка-семёрка-туз) Но больше всего этого неутомимого путешественника тянул к себе недосягаемый и мистический Тибет. И время было на его стороне. Наступил длительный период изучения Центральной Азии. Пржевальскому было поручено путешествие в Китай, Монголию и Тибет. Первая экспедиция длилась с 1870 по 1873 год. Дорога на Лхасу, столицу Тибета, длилась несколько месяцев. Половина верблюдов пала, люди были предельно истощены. До Лхасы они так и не добрались, но зато в Ургу (современный Улан-Батор) прибыли с богатейшими трофеями и картами, на которые были нанесены хребты Тибетского нагорья и прежде недоступные участки пустыни Гоби. Два года отряд не имел возможности даже дать о себе весточку. В Петербурге уже готовили спасательную экспедицию, когда из Пекина пришла депеша: русские возвращаются в Ургу через Гоби. По пути на караван напали дунганы — китайские мусульмане. Более двух часов шёл бой, в котором 14 участников экспедиции успешно противостояли 300 нападавшим! Пржевальскому удалось выяснить, что плоскогорье Гоби — вовсе не возвышенность над уровнем моря, а впадина с холмистым рельефом. В Китае были открыты семь крупных озёр, три хребта, нагорье. Российское географическое общество наградило исследователя Большой Константиновской медалью — ею отмечались путешественники, «отличившиеся важностью своих открытий». Во время второй экспедиции в Тибет (1876— 1877) было исследовано и описано озеро Лобнор (ныне высохшее), которое случайно обнаружил Марко Поло во время своего путешествия в Китай. Оказалось, Лобнор — не озеро, а болото, меняющее расположение из-за изменения русла образующих его рек. В окрестностях Лобнора Пржевальский обнаружил русские могилы: именно сюда приходили алтайские раскольники в поисках мифического Беловодья. Во время третьей экспедиции (1879—1880) были исследованы верховья рек Хуанхэ и Янцзы, описано несколько хребтов и озёр. Но главной целью по-прежнему оставалась таинственная Лхаса. Экспедиция, встав у стен столицы тибетских монахов, 16 дней ждала разрешения местных чиновников. Увы, из Тибета их выпроводили прочь. Как раз в эти дни должно было состояться возведение на престол тринадцатого далай-ламы. Им был младенец, которого искали четыре года. Чиновников и монахов пугала мысль, что русские похитят только что обретённое сокровище. Нам сейчас остаётся только гадать, о том, удалось ли Николай Михайловичу Пржевальскому разгадать тайны мифического Беловодья легендарной страны свободы в русских народных преданиях или нет. Вы можете задать этот вопрос теперь только (духу) памятнику Пржевальского, например, в Смоленске и может быть именно вам во сне откроется великая тайна, связанная с ирием — древнеславянским раем. Именно к нему восходит образ текущей с неба Молочной (Млечной) реки в русских сказках и сказаниях, от чего невидимый град становиться прозрачным и святящимся ускользающим от праздного греховного человечества. #Николай #Михайлович #Пржевальский #Смоленск #Дзержинского #улица #ирий #древнеславянский #рай
Туристический Смоленск
„А ещё мир прекрасен потому, что можно путешествовать.
“
Этими чудесными словами Николая Михайловича Пржевальского хочется начать рассказ о нём самом и его стремление доказать существование невероятного, тайного и загадочного. Видимо это стремление и спровоцировало его кончину в расцвете жизненных сил, как было сказано в одном из некрологов, он пал, надорвавшись под тяжестью разочарований и неясных целей.
Наш земляк, великий русский путешественник провел в странствиях одиннадцать лет своей жизни и повидал немало. Человек, преодолевший более тридцати тысяч километров по степям, пескам, тайге, горным тропам имел видимо очень определённые цели и задачи.
Самое главное, что почетный член Петербургской Академии наук, генерал-майор все свои научные материалы, собранные им в Уссурийском крае и Центральной Азии смог систематизировать в научные труды для потомков. Эти материалы и сегодня не утратили своей актуальности, и ещё долгое время будут служить надежным маяком для всех тех, кто отправляется на поиски неизведанного.
Давайте оставим в стороне то неоценимое, что сделал Николай Михайлович для государства Российского, остановимся на малоизвестных фактах биографии ученого, породивших в душе его «горячечную страсть», стремление доказать существование невероятного и тайного.
Современникам Пржевальского, входившим в его экспедиционный отряд, цели, кажущиеся неясными непосвященным, были абсолютно ясны и понятны. Путешественник не отступил перед труднейшей задачей: найти на дне тянь-шаньского озера Иссык-Куль древний город – «побратим» легендарного российского града Китежа.
Пржевальский мечтал доказать реальность государства-поселения, ускользающего от праздного греховного человечества. И не случайно писатель П.И. Мельников-Печерский, увлеченный былинами о потаенных городах неизреченного света, предложил такую гипотезу: «Цел город до сих пор. Цел град, но невидим… Откроется перед страшным Христовым судом».
Пржевальский, впрочем, данный таинственный град света видел, о чем свидетельствует одно из его писем: «Никто не возьмется определить, сколько по миру разбросано недоступных нашему зрению городищ для праведников – этих средоточий гуманных мыслей, человеколюбия, мудрости. В России монахи сказывают о Млевских неприступных подземных монастырях в Тверской губернии, о Кирилловой горе возле Городца, под сводами которой обитают незримо и неощутимо наставляющие и опекающие нас всезнающие старцы. Возьмем еще алтайский народец чудь, богоизбранный и богоравный… И вот здесь в азиатской горной глуши, в синей озерной воде, которой киргизы излечиваются от туберкулеза, с плота видели мы не раз хрустальные купола высоких кубически очерченных строений, видели колышущиеся дерева, под стать ископаемым земным. Видели людей в самоходных приспособлениях для передвижения. Эти невероятности возможно созерцать, ежели солнечные лучи падают на спокойную водную гладь под углом 45 градусов, и вода в верхних слоях утрачивает естественную свою голубизну, делаясь белою, как молоко».
Именно это путешествие и тайны озера видимо подвигло в дальнейшем через заснеженную пустыню пробираться к Тибету, куда ещё не ступала нога европейца не давая этому мероприятию даже один процент успеха. Именно этим смелым и отчаянным отрядом командовал офицер русского Генерального штаба Николай Михайлович Пржевальский.
Жизненная перипетия событий не состояла для этого великого человека только из положительных картин его биографии. Это был разносторонний и увлекающийся человек, хороший охотник, удачный и мистический картёжник, разведчик и любитель всего тайного не только в природе, но и в человеке.
Давайте обо всём по порядку. Великий путешественник происходил из довольно древнего белорусского шляхетского рода. Известно, что в XVI веке его предки отличились при взятии Полоцка армией Стефана Батория и их подвиг не был забыт.
Николай Пржевальский родился весной в конце марта 1839 года в селе Кимборово Смоленской губернии. В семилетнем возрасте он остался без отца, и воспитал его дядя, отцовский брат, страстный охотник и путешественник, прививший мальчику любовь к странствиям и приключениям.
В 1855 году после окончания смоленской гимназии Николай отправился служить унтер-офицером в пехотный полк. Через год поступил в Академию Генерального штаба, где отличался блестящими способностями, независимостью суждений и незаурядной внешностью. Он нравился женщинам, но избегал их, считая «фантазёрками и судашницами». Иногда всё же влюблялся, поначалу романтично ухаживал, но вскоре разочаровывался.
После окончания академии преподавал историю и географию в Варшавском юнкерском училище. На досуге охотился, играл в карты, причём часто выигрывал — благодаря феноменальной зрительной памяти.
В конце 1866 года Пржевальский добился от Генштаба назначения в Восточно-Сибирский военный округ. Отправляя его туда, начальство подразумевало военную разведку, а вовсе не географические открытия. Но получилось так, что одно не исключало другое. Итак, по официальной версии, путешествие в Уссурийский край имело своей целью учёт населения. На деле же перепись служила прикрытием для разведывания пути в Корею. С 1867 по 1869 год отряд Пржевальского составил подробную карту Уссурийского края, попутно собрав интересную коллекцию дальневосточных птиц.
Однажды, проводя зиму в Николаевске-на-Амуре, Николай Михайлович выиграл в карты очень крупную сумму. И после этого больше никогда не притрагивался к картам. Ничего вам не напоминает этот мистический поступок? (тройка-семёрка-туз)
Но больше всего этого неутомимого путешественника тянул к себе недосягаемый и мистический Тибет. И время было на его стороне. Наступил длительный период изучения Центральной Азии. Пржевальскому было поручено путешествие в Китай, Монголию и Тибет. Первая экспедиция длилась с 1870 по 1873 год. Дорога на Лхасу, столицу Тибета, длилась несколько месяцев. Половина верблюдов пала, люди были предельно истощены. До Лхасы они так и не добрались, но зато в Ургу (современный Улан-Батор) прибыли с богатейшими трофеями и картами, на которые были нанесены хребты Тибетского нагорья и прежде недоступные участки пустыни Гоби. Два года отряд не имел возможности даже дать о себе весточку. В Петербурге уже готовили спасательную экспедицию, когда из Пекина пришла депеша: русские возвращаются в Ургу через Гоби. По пути на караван напали дунганы — китайские мусульмане. Более двух часов шёл бой, в котором 14 участников экспедиции успешно противостояли 300 нападавшим!
Пржевальскому удалось выяснить, что плоскогорье Гоби — вовсе не возвышенность над уровнем моря, а впадина с холмистым рельефом. В Китае были открыты семь крупных озёр, три хребта, нагорье. Российское географическое общество наградило исследователя Большой Константиновской медалью — ею отмечались путешественники, «отличившиеся важностью своих открытий».
Во время второй экспедиции в Тибет (1876— 1877) было исследовано и описано озеро Лобнор (ныне высохшее), которое случайно обнаружил Марко Поло во время своего путешествия в Китай. Оказалось, Лобнор — не озеро, а болото, меняющее расположение из-за изменения русла образующих его рек. В окрестностях Лобнора Пржевальский обнаружил русские могилы: именно сюда приходили алтайские раскольники в поисках мифического Беловодья.
Во время третьей экспедиции (1879—1880) были исследованы верховья рек Хуанхэ и Янцзы, описано несколько хребтов и озёр.
Но главной целью по-прежнему оставалась таинственная Лхаса. Экспедиция, встав у стен столицы тибетских монахов, 16 дней ждала разрешения местных чиновников. Увы, из Тибета их выпроводили прочь. Как раз в эти дни должно было состояться возведение на престол тринадцатого далай-ламы. Им был младенец, которого искали четыре года. Чиновников и монахов пугала мысль, что русские похитят только что обретённое сокровище.
Нам сейчас остаётся только гадать, о том, удалось ли Николай Михайловичу Пржевальскому разгадать тайны мифического Беловодья легендарной страны свободы в русских народных преданиях или нет.
Вы можете задать этот вопрос теперь только (духу) памятнику Пржевальского, например, в Смоленске и может быть именно вам во сне откроется великая тайна, связанная с ирием — древнеславянским раем. Именно к нему восходит образ текущей с неба Молочной (Млечной) реки в русских сказках и сказаниях, от чего невидимый град становиться прозрачным и святящимся ускользающим от праздного греховного человечества.
#Николай #Михайлович #Пржевальский #Смоленск #Дзержинского #улица #ирий #древнеславянский #рай