К. Рерих. Святой Меркурий Cмоленский. 1918 В.А. КАРАУЛЬЩИКОВ Святой Меркурий Смоленский 1918 год. Гражданская война. Порою казалось, что на мир надвинулась какая-то мгла. Словно какое-то Батыево нашествие – мрачное, меняющее формы, шествовало по миру. И этому нашествию надо было противостоять! Вот тогда-то и всплыл из памяти образ Святого Меркурия Смоленского. Тогда, среди пейзажей Финляндии и Карелии, среди северной палитры красок, вдруг встал, в багровых отсветах, воин иного мира, который таинственным образом свяжет произошедшее в далеком XIII-м веке с его собственной судьбой. Познакомимся со средневековой повестью о Меркурии Смоленском, как она звучит в пересказе Т.Н. Мехельсон: «Жил во граде Смоленске юноша по имени Меркурий. Был он честен и прямодушен, любил отчизну свою и граждан смоленских. Всегда он готов был стоять за истину и чуждался лжи. Воздержание и мудростью сиял он как звезда посреди всего мира … А в то время злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, христиан мучил, проливал безвинную кровь, как воду. И пришел тот царь Батый с великой ратью ко граду Смоленску, стал от города за тридцать верст, и многие церкви и села пожег, христиан побил, и готовился к приступу. Люди Смоленска были в великой скорби. День и ночь со многими слезами молились они в церкви соборной о сохранении города от нашествия иноплеменных. И случилось чудо великое. В Печерском монастыре, за рекою Днепром, вне города, явилась Богородица пономарю той церкви и сказала: О, человек божий! Поди скорее к кресту, где молится любезный мне Меркурий, и скажи ему: «Зовет тебя Божья Матерь». …Когда вошел Меркурий в церковь, увидел он Богородицу, на золотом престоле сидящую, с Христом-младенцем на руках, окруженную ангельским воинством. Охваченный трепетом, Меркурий пал к ногам Ее. Подняла его от земли Пречистая Матерь Божия и сказала ему: «Меркурий, избранник мой, посылаю тебя на отмщение крови христианской. Иди, победи войско злочестивого царя Батыя. Потом придет к тебе светлый юноша, прекрасный лицом, дай ему в руки оружие свое, и отсечет он главу твою. Ты же возьми ее в руку свою и иди в город свой, там примешь ты кончину, и положено будет тело твое в моей церкви». …И принял благословение от нее, и оружие, и доспехи, и, вооружившись, поклонился Ей до земли, и вышел из города. Доехав до полков злочестивого царя, побил Меркурий врагов, отпустил пленных христиан в град свой и храбро скакал по полю битвы, как орел по воздуху летая… И тогда появился перед Меркурием светлоликий воин. Меркурий поклонился ему, отдал меч и подставил голову. Приняв усечённую голову в руки и ведя за собой коня, пошёл он, обезглавленный, в свой город Смоленск. Народ, глядя на это, дивился божьему промыслу. И дошёл Меркурий до Мологинских ворот. Какая-то девушка шла за водой к Днепру и встретила его в воротах. Увидев, что святой несёт голову свою в руках, она стала глумиться над ним. Тогда святой пал на пути и отдал богу душу. А конь его исчез в тот же миг. Узнав об этом, архиепископ смоленский пошёл крестным ходом со множеством народа, чтобы взять и перенести в церковь священное тело героя. И не могли поднять его, не позволил им святой. Поднялся громкий плач и рыдания в толпе: «Не скорби об этом, слуга Господень! Кто послал Меркурия на одоление врагов, тот и похоронит его!» И три дня дня лежало тело Меркурия непогребённым. Архиепископ всю ночь молил бога, чтобы открыл ему тайну этого чуда. И глядел со страхом в оконце, что выходило к соборной церкви. И видит: стало светло, среди ночи будто засияла солнечная заря, и в этом сиянии вышла из собора пречистая Богородица с архистратигами Михаилом и Гавриилом. И, подойдя к воротам, где лежало тело святого, подняла его богородица, окутала его своим покровом, и перенесла его в соборную церковь и положила во гроб на том месте, где и доныне стоит он, всеми видим, и творит чудеса во славу Христа, бога нашего, благоухая, как кипарис. Смерть праведника представлялась прекрасной, считалось, что зло не может коснуться светлого и возвышенного, оно не властно над добром, и гибель человека чистого – не победа темных сил, а высокий и прекрасный подвиг, убеждающий остальных в правоте славного дела. Жители Смоленска не сразу поняли героический подвиг Меркурия. Они, как часто бывает в народном эпосе, оказались не достойны его жертвы. Вот почему им не было дано похоронить своего защитника. Когда архиепископ смоленский пришёл в собор к заутрене, увидел преславное чудо: святой лежит в гробу на месте своём, будто спит. И стал сбегаться народ поглядеть на это чудо, и все славили бога». «Русские повести XY-XYI веков» Также очень интересно, что, приступая к картине, Николай Константинович переосмысливает древнюю легенду: у него святой Меркурий возвращается вовсе не с поля брани. Рерих прекрасно знал, что каменных укреплений в Смоленске во времена монголов еще не было – здесь иное время и иные события. Массивные, мрачные стены. Осыпающаяся штукатурка. Гибнущие фрески. На всем лежат словно бы отблески кроваво-красного, незримого пламени и даже дорога вся словно пропитана запекшейся кровью. «Тогда пылало алое пламя. Пламя гнева. Пламя безумия. Оно застлало глаза» [Рерих Н.К. Пути Благословения]. «…бойтесь алого пламени. Оно выедает все ценные условия восхождения и ясного сознания. Это пламя – пламя судороги, припадка, но жить и созидать среди этого пламени нельзя» [Рерих Н.К. Пути Благословения]. Но вот, среди мрачной подавляющей тишины, звонко процокали копыта, и в ворота вошли два странных Путника. Белый конь, с поразительно разумными, все понимающими глазами, прихватив край удивительного по своей красоте плаща, вел за собой стройного воина, который держал в руке свою отсеченную голову, сияющую неземным светом. Только на это сияние и не смогли наложить свой отблеск грязно-кровавые сполохи, отразившиеся на шкуре коня и одежде доблестного воина. Конь ступает медленно и очень бережно, взгляд его необычайно серьезен. Все его существо преисполнено сознанием ответственности Водителя. Эти двое пришли совсем из другого мира – чистого, звонкого, наполненного синими, золотистыми, изумрудными красками. Их словно принесла к самому порогу серебристо-голубая лента реки, к самому началу кровавой дороги. Принесла из той дали, где поднимаются на горизонте неприступные вершины. Наверное, там, в чудесной горной Твердыне и было решено, что именно такая необычная форма посланцев лучше всего ответит их миссии – принести в хаос и разрушение Весть иного, Высшего Мира, изменить цвет пламени! «Мы окружены чудесами, но слепые не видим их. Мы напоены возможностями, но темные не знаем их. Придите. Берите. Стойте. Но приказ звучит. Пламя меняет цвет» [Рерих Н.К. Пути Благословения]. Служение еще только начинается! И трижды правы были Рерихи, когда верили, знали одну простую истину: тот, кто по-настоящему любит свою Родину, всегда возвращается. И потому медным колоколом звучит формула древних мудрецов: «Как наверху, так и внизу. Что было, то и будет опять». #РериховскаяКарелияНКРерихКартины
Туристический Смоленск
Н.
К. Рерих. Святой Меркурий Cмоленский. 1918
В.А. КАРАУЛЬЩИКОВ
Святой Меркурий Смоленский
1918 год. Гражданская война. Порою казалось, что на мир надвинулась какая-то мгла. Словно какое-то Батыево нашествие – мрачное, меняющее формы, шествовало по миру. И этому нашествию надо было противостоять! Вот тогда-то и всплыл из памяти образ Святого Меркурия Смоленского. Тогда, среди пейзажей Финляндии и Карелии, среди северной палитры красок, вдруг встал, в багровых отсветах, воин иного мира, который таинственным образом свяжет произошедшее в далеком XIII-м веке с его собственной судьбой.
Познакомимся со средневековой повестью о Меркурии Смоленском, как она звучит в пересказе Т.Н. Мехельсон:
«Жил во граде Смоленске юноша по имени Меркурий. Был он честен и прямодушен, любил отчизну свою и граждан смоленских. Всегда он готов был стоять за истину и чуждался лжи. Воздержание и мудростью сиял он как звезда посреди всего мира …
А в то время злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, христиан мучил, проливал безвинную кровь, как воду. И пришел тот царь Батый с великой ратью ко граду Смоленску, стал от города за тридцать верст, и многие церкви и села пожег, христиан побил, и готовился к приступу.
Люди Смоленска были в великой скорби. День и ночь со многими слезами молились они в церкви соборной о сохранении города от нашествия иноплеменных.
И случилось чудо великое. В Печерском монастыре, за рекою Днепром, вне города, явилась Богородица пономарю той церкви и сказала:
О, человек божий! Поди скорее к кресту, где молится любезный мне Меркурий, и скажи ему: «Зовет тебя Божья Матерь».
…Когда вошел Меркурий в церковь, увидел он Богородицу, на золотом престоле сидящую, с Христом-младенцем на руках, окруженную ангельским воинством. Охваченный трепетом, Меркурий пал к ногам Ее. Подняла его от земли Пречистая Матерь Божия и сказала ему: «Меркурий, избранник мой, посылаю тебя на отмщение крови христианской. Иди, победи войско злочестивого царя Батыя. Потом придет к тебе светлый юноша, прекрасный лицом, дай ему в руки оружие свое, и отсечет он главу твою. Ты же возьми ее в руку свою и иди в город свой, там примешь ты кончину, и положено будет тело твое в моей церкви».
…И принял благословение от нее, и оружие, и доспехи, и, вооружившись, поклонился Ей до земли, и вышел из города.
Доехав до полков злочестивого царя, побил Меркурий врагов, отпустил пленных христиан в град свой и храбро скакал по полю битвы, как орел по воздуху летая…
И тогда появился перед Меркурием светлоликий воин. Меркурий поклонился ему, отдал меч и подставил голову. Приняв усечённую голову в руки и ведя за собой коня, пошёл он, обезглавленный, в свой город Смоленск. Народ, глядя на это, дивился божьему промыслу. И дошёл Меркурий до Мологинских ворот. Какая-то девушка шла за водой к Днепру и встретила его в воротах. Увидев, что святой несёт голову свою в руках, она стала глумиться над ним. Тогда святой пал на пути и отдал богу душу. А конь его исчез в тот же миг.
Узнав об этом, архиепископ смоленский пошёл крестным ходом со множеством народа, чтобы взять и перенести в церковь священное тело героя. И не могли поднять его, не позволил им святой. Поднялся громкий плач и рыдания в толпе: «Не скорби об этом, слуга Господень! Кто послал Меркурия на одоление врагов, тот и похоронит его!»
И три дня дня лежало тело Меркурия непогребённым. Архиепископ всю ночь молил бога, чтобы открыл ему тайну этого чуда. И глядел со страхом в оконце, что выходило к соборной церкви. И видит: стало светло, среди ночи будто засияла солнечная заря, и в этом сиянии вышла из собора пречистая Богородица с архистратигами Михаилом и Гавриилом. И, подойдя к воротам, где лежало тело святого, подняла его богородица, окутала его своим покровом, и перенесла его в соборную церковь и положила во гроб на том месте, где и доныне стоит он, всеми видим, и творит чудеса во славу Христа, бога нашего, благоухая, как кипарис.
Смерть праведника представлялась прекрасной, считалось, что зло не может коснуться светлого и возвышенного, оно не властно над добром, и гибель человека чистого – не победа темных сил, а высокий и прекрасный подвиг, убеждающий остальных в правоте славного дела.
Жители Смоленска не сразу поняли героический подвиг Меркурия. Они, как часто бывает в народном эпосе, оказались не достойны его жертвы. Вот почему им не было дано похоронить своего защитника.
Когда архиепископ смоленский пришёл в собор к заутрене, увидел преславное чудо: святой лежит в гробу на месте своём, будто спит. И стал сбегаться народ поглядеть на это чудо, и все славили бога».
«Русские повести XY-XYI веков»
Также очень интересно, что, приступая к картине, Николай Константинович переосмысливает древнюю легенду: у него святой Меркурий возвращается вовсе не с поля брани. Рерих прекрасно знал, что каменных укреплений в Смоленске во времена монголов еще не было – здесь иное время и иные события. Массивные, мрачные стены. Осыпающаяся штукатурка. Гибнущие фрески. На всем лежат словно бы отблески кроваво-красного, незримого пламени и даже дорога вся словно пропитана запекшейся кровью.
«Тогда пылало алое пламя. Пламя гнева. Пламя безумия. Оно застлало глаза» [Рерих Н.К. Пути Благословения].
«…бойтесь алого пламени. Оно выедает все ценные условия восхождения и ясного сознания. Это пламя – пламя судороги, припадка, но жить и созидать среди этого пламени нельзя» [Рерих Н.К. Пути Благословения].
Но вот, среди мрачной подавляющей тишины, звонко процокали копыта, и в ворота вошли два странных Путника. Белый конь, с поразительно разумными, все понимающими глазами, прихватив край удивительного по своей красоте плаща, вел за собой стройного воина, который держал в руке свою отсеченную голову, сияющую неземным светом. Только на это сияние и не смогли наложить свой отблеск грязно-кровавые сполохи, отразившиеся на шкуре коня и одежде доблестного воина.
Конь ступает медленно и очень бережно, взгляд его необычайно серьезен. Все его существо преисполнено сознанием ответственности Водителя.
Эти двое пришли совсем из другого мира – чистого, звонкого, наполненного синими, золотистыми, изумрудными красками. Их словно принесла к самому порогу серебристо-голубая лента реки, к самому началу кровавой дороги. Принесла из той дали, где поднимаются на горизонте неприступные вершины. Наверное, там, в чудесной горной Твердыне и было решено, что именно такая необычная форма посланцев лучше всего ответит их миссии – принести в хаос и разрушение Весть иного, Высшего Мира, изменить цвет пламени!
«Мы окружены чудесами, но слепые не видим их. Мы напоены возможностями, но темные не знаем их. Придите. Берите. Стойте. Но приказ звучит. Пламя меняет цвет» [Рерих Н.К. Пути Благословения].
Служение еще только начинается! И трижды правы были Рерихи, когда верили, знали одну простую истину: тот, кто по-настоящему любит свою Родину, всегда возвращается. И потому медным колоколом звучит формула древних мудрецов:
«Как наверху, так и внизу.
Что было, то и будет опять».
#РериховскаяКарелияНКРерихКартины