Продолжение. Санитарно-эвакуационный госпиталь № 290 дислоцировался в км 12 от Вязьмы с первой половины марта 1943 года до 20-х чисел 1944 года. Находился он рядом с деревней Пыжовка в лесу. Решение о его дислокации в Вяземском районе было принято ввиду невозможности его устройства в самой Вязьмы из-за колоссальных разрушений города. Вся тяжесть работ по устройству госпиталя легла на его работников, в основном женщин и девушек. Как вспоминали сами сотрудники « лопата и топор соседствовали со скальпелем». Хотя госпиталь строили на месте бывшего аэродрома, пришлось сделать колоссальный обьем работ: пилить сосны, выкорчевывать пни, копать мерзлую землю и возводить лечебные корпуса . Госпиталь называют «подземным», так как помещения и корпуса находились в землянках. Было вырыто 18 больших землянок. Котлован под них был 50 метров в длину, 25- в ширину и 3 метра в глубину. При чем, 2/3 располагалось в земле, 1/3- на поверхности. Крышу из досок покрывали дранкой, заливали гудроном и покрывали слоем дерна, чтобы немецкие самолеты не могли обнаружить строения с воздуха. Путем героического труда в сжатые сроки был возведен автономный городок со всеми необходимыми для функционирования подсобными отделениями- электростанцией, автопарком, лесопилкой. Столовой, клубом. Сами медработники свой городок в шутку называли «Пыжградом» Обьем работ и благоустройство госпиталя привели в восторг наших союзников: американцев, англичан и канадцев, которые посетили госпиталь. Хотелось бы отдельно сказать о путях подьезда к госпиталю. К которому можно было добраться как по автомобильной дороге, так и по железной. Госпиталь находился примерно в 2-3 км от разьезда Пыжовка железнодорожной линии Вязьма-Калуга. От разьезда в лес был построен подьездной путь широкой колеи длиной около 500 метров. От тупика этого пути до самого госпиталя была проложена узкоколейка длиной около 2-х км. По этой узкоколейке ходил настоящий электровоз! Питался он электричеством от аккумуляторных батарей. Электровоз применялся в целях маскировки: паровоз можно было легко обнаружить по характерному дымку. Так, например нашими летчиками под Юхновом была обнаружена немецкая узкоколейка, которая была проложена немцами от станции Волоста-Пятница. В конце июня 1944 года, в связи с наступлением советских войск на запад, госпиталь сменил свое место дислокации. Было снято необходимое оборудование и демонтирована узкоколейка, о которой напоминает остатки насыпи в пыжовском лесу и сами котлованы лечебных корпусов. В 1974 году на окраине д.Пыжовка возле дороги Вязьма-Темкино был открыт памятник сотрудникам СЭГ № 290. На фото: о.п Пыжовка, памятник сотрудникам СЭГ 290, остатки насыпи узкоколейки, Котлованы лечебных корпусов, узкоколейный электровоз, фото лечебного корпуса. #вязьма #история #госпиталь #наследие
Туристический Смоленск
Подземный госпиталь под Пыжовкой (СЭГ № 290).
Продолжение.
Санитарно-эвакуационный госпиталь № 290 дислоцировался в км 12 от Вязьмы с первой половины марта 1943 года до 20-х чисел 1944 года. Находился он рядом с деревней Пыжовка в лесу. Решение о его дислокации в Вяземском районе было принято ввиду невозможности его устройства в самой Вязьмы из-за колоссальных разрушений города. Вся тяжесть работ по устройству госпиталя легла на его работников, в основном женщин и девушек. Как вспоминали сами сотрудники « лопата и топор соседствовали со скальпелем». Хотя госпиталь строили на месте бывшего аэродрома, пришлось сделать колоссальный обьем работ: пилить сосны, выкорчевывать пни, копать мерзлую землю и возводить лечебные корпуса . Госпиталь называют «подземным», так как помещения и корпуса находились в землянках. Было вырыто 18 больших землянок. Котлован под них был 50 метров в длину, 25- в ширину и 3 метра в глубину. При чем, 2/3 располагалось в земле, 1/3- на поверхности. Крышу из досок покрывали дранкой, заливали гудроном и покрывали слоем дерна, чтобы немецкие самолеты не могли обнаружить строения с воздуха. Путем героического труда в сжатые сроки был возведен автономный городок со всеми необходимыми для функционирования подсобными отделениями- электростанцией, автопарком, лесопилкой. Столовой, клубом. Сами медработники свой городок в шутку называли «Пыжградом» Обьем работ и благоустройство госпиталя привели в восторг наших союзников: американцев, англичан и канадцев, которые посетили госпиталь. Хотелось бы отдельно сказать о путях подьезда к госпиталю. К которому можно было добраться как по автомобильной дороге, так и по железной. Госпиталь находился примерно в 2-3 км от разьезда Пыжовка железнодорожной линии Вязьма-Калуга. От разьезда в лес был построен подьездной путь широкой колеи длиной около 500 метров. От тупика этого пути до самого госпиталя была проложена узкоколейка длиной около 2-х км. По этой узкоколейке ходил настоящий электровоз! Питался он электричеством от аккумуляторных батарей. Электровоз применялся в целях маскировки: паровоз можно было легко обнаружить по характерному дымку. Так, например нашими летчиками под Юхновом была обнаружена немецкая узкоколейка, которая была проложена немцами от станции Волоста-Пятница. В конце июня 1944 года, в связи с наступлением советских войск на запад, госпиталь сменил свое место дислокации. Было снято необходимое оборудование и демонтирована узкоколейка, о которой напоминает остатки насыпи в пыжовском лесу и сами котлованы лечебных корпусов. В 1974 году на окраине д.Пыжовка возле дороги Вязьма-Темкино был открыт памятник сотрудникам СЭГ № 290. На фото: о.п Пыжовка, памятник сотрудникам СЭГ 290, остатки насыпи узкоколейки, Котлованы лечебных корпусов, узкоколейный электровоз, фото лечебного корпуса.
#вязьма #история #госпиталь #наследие