Тесно связана история гармони с годами Великой Отечественной войны. Ведь по всем дорогам войны гармонь прошагала рядом с солдатами до победного конца. Помните эти знаменитые строки из фильма «В бой идут один старики»?: «Кто сказал, что нету места песням на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!». В директиве №220 Главного политуправления Красной Армии говорилось: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава. В каждой роте надо иметь запевал, гармонистов и гармонь». Из писем ветеранов войны: “Не было на передовой музыки и гармони. На фронте не до музыки. Страшнейшее напряжение сил и чувств. Самое тяжелое испытание – постоянное давление смерти. Тогда солдату не до песен. Он идет в атаку на встречу смерти, кричит- подбадривает себя. Разум практически не работает. Выполняются действия и команды как автомат. Даже нет страха. На переформировании в тылу, в госпитале выручала гармонь и песня – она давала силы жить даже можно сказать врачевала израненные тела и души бойцов”, вспоминал Н.А. Мазаник полковник запаса, гармонист с большим стажем. “На фронте никаких музыкальных инструментов кроме гармошки не встречал. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы пляски и пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. На самой передовой гармони не использовались – немцы тут же открывали огонь. Почти у каждого немецкого солдата были губные гармошки. Играли они с большим мастерством. Когда линии окопов были близко мы слушали. Надо сказать, что у наших солдат так не получалось играть на трофейных инструментах. После 3-х дней боев во время штурма Кениксберга и бессонных ночей, солдат сморил сон. Расстелив шинели солдаты спали во дворах, на тротуарах и даже мостовой. А после отдыха откуда-то взялось несколько гармоней. Все гармонисты были очень молоды. Бойцы пели и плясали. Все бурно выражали радость в связи со взятием сильнейшей в Европе крепости”. П. М. Шкиндер полковник запаса. Кстати, в первые месяцы войны трёхрядок явно было недостаточно — всего около семидесяти тысяч. И потому в Тулу и Шую шли письма с таким призывом: «Дайте солдатам гармонь! С песней воевать легче!». Существовал даже лозунг «В каждую роту — гармонь!». В 1942 году по ходатайству Политуправления Советской Армии наркомат местной промышленности РСФСР обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов. Шуйский мастер Владимир Иванович Воробьев вспоминал военное детство:” Во время войны отцу приносили гармони в починку. Тогда, не понимал, а сейчас, удивительно, что люди в голодные военные годы думали еще о чем-то , кроме еды или как выжить. Платили отцу кто чем мог, чаще продуктами. Но сейчас понимаю, что это было не главным. Ему доставляло удовольствие вернуть изорванной гармони голос”. Много разных интересных историй связано с гармонью. К примеру, в Минске, в музее Великой Отечественной войны, хранится аккордеон «Hohner» - трофей Первой Белорусской партизанской бригады Витебской области. В мае 1942 года разведчики этого отряда заметили на Западной Двине, у деревни Островки, две моторные лодки и открыли по ним огонь. Первую подбили сразу, в ней и нашли аккордеон (вторую лодку тоже подбили, но у соседней деревни). Инструмент гитлеровцы использовали во время своих агитационных поездок по захваченным сёлам Витебской области. Партизаны передали найденный аккордеон в Москву — с просьбой вручить его Белорусскому ансамблю песни и танца. Под клавишами прикрепили письмо: «Играйте на нём веселей, и пусть звуки его гремят похоронным маршем для Гитлера». Ансамблю действительно передали этот инструмент, который с тех пор исколесил с новыми хозяевами немало дорог. А в 1944 году, на партизанском параде в освобождённом от фашистов Минске, партизаны увидели свой давний трофей. До 1954 года этот аккордеон выступал на концертах государственного ансамбля хоровой капеллы БССР имени Г.Р.Ширмы. А потом музыканты передали его в музей в Минск. Добрым словом поминал гармонь и Георгий Константинович Жуков в своей знаменитой книге «Воспоминания и размышления»: «При подготовке операции войск степного фронта мне пришлось познакомиться с командующим 53-й армией генералом И.М.Манагаровым. А когда была кончена работа и мы сели ужинать, он взял в руки баян и прекрасно сыграл ряд очень весёлых вещей. Усталость как рукой сняло. Я глядел на него и думал: таких командиров очень любят бойцы и идут за ним в огонь и в воду. Я поблагодарил Манагарова за отличную игру на баяне, чему, кстати, всегда завидовал...» А вот как описал в 1943 году поэт-фронтовик Николай Старшинов встречу с гармонью: Всю неделю провели в походах, Пулеметы тащим на себе. Лишь однажды на короткий отдых Разместились в бросовой избе. Ни стола, ни лавки в ней, пустынной, Но нашли ребята-москвичи, Всю опутанную паутиной, Тульскую гармошку на печи… Разморило нас жарой июльской, Вот прилечь бы, да забыться сном. Но от разливной гармошки тульской Ноги сами ходят ходуном И плясали мы и распевали Может час всего и вновь подъем. Ну, а словно дома побывали, Каждый в доме побывал своем. Песни военных лет – это отдельная тема, но, говоря о гармони нельзя не сказать и о песне. Прошло более 60 лет, но песни тех огненных лет понятны, они трогают душу своей прямотой, трагизмом и душевностью. «То что грело и поднимало – не просто незабываемо. Оно стало бессменным, вечно живым уроком задушевности, правды, и совести – тем самым мерилом, которым проверяется, подлинность новых творений». Такие песни, как «Лизавета», «Застольная», «Огонёк», «Землянка», «Синий платочек», «Темная ночь», «Потому, потому, что мы пилоты», «Пора в путь дорогу», «Катюша» исполнялись под гармонь и баян. Леонид Утесов говорил, что только песня обладает свойством приобретать массовый характер – это когда ее не только с удовольствием слушают в исполнении артиста, но и когда народ сам повсюду ее поет. «Военные песни звали в бой, скорбели о погибших, вселяли бодрость и напоминали о далеких любимых, дорогих, путь к которым идет через войну». В страшное военное время, когда каждый день людям угрожала смерть и страх за жизнь своей семьи и друзей, душа продолжала тянуться к прекрасному. И именно песни под гармонь дарили каждому солдату воспоминание о мире и родном доме и вселяли надежду на лучшее.
SMT Pro. Гармонь Баян Аккордеон
Гармонь в военные годы.
Тесно связана история гармони с годами Великой Отечественной войны. Ведь по всем дорогам войны гармонь прошагала рядом с солдатами до победного конца. Помните эти знаменитые строки из фильма «В бой идут один старики»?: «Кто сказал, что нету места песням на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!».
В директиве №220 Главного политуправления Красной Армии говорилось: «Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава. В каждой роте надо иметь запевал, гармонистов и гармонь».
Из писем ветеранов войны:
“Не было на передовой музыки и гармони. На фронте не до музыки. Страшнейшее напряжение сил и чувств. Самое тяжелое испытание – постоянное давление смерти. Тогда солдату не до песен. Он идет в атаку на встречу смерти, кричит- подбадривает себя. Разум практически не работает. Выполняются действия и команды как автомат. Даже нет страха. На переформировании в тылу, в госпитале выручала гармонь и песня – она давала силы жить даже можно сказать врачевала израненные тела и души бойцов”, вспоминал Н.А. Мазаник полковник запаса, гармонист с большим стажем.
“На фронте никаких музыкальных инструментов кроме гармошки не встречал. На ней часто играли на привалах, тут же стихийно организовывались танцы пляски и пели песни. Гармонь поднимала настроение, облегчала каждодневные трудности бойцов. На самой передовой гармони не использовались – немцы тут же открывали огонь. Почти у каждого немецкого солдата были губные гармошки. Играли они с большим мастерством. Когда линии окопов были близко мы слушали. Надо сказать, что у наших солдат так не получалось играть на трофейных инструментах.
После 3-х дней боев во время штурма Кениксберга и бессонных ночей, солдат сморил сон. Расстелив шинели солдаты спали во дворах, на тротуарах и даже мостовой. А после отдыха откуда-то взялось несколько гармоней. Все гармонисты были очень молоды. Бойцы пели и плясали. Все бурно выражали радость в связи со взятием сильнейшей в Европе крепости”. П. М. Шкиндер полковник запаса.
Кстати, в первые месяцы войны трёхрядок явно было недостаточно — всего около семидесяти тысяч. И потому в Тулу и Шую шли письма с таким призывом: «Дайте солдатам гармонь! С песней воевать легче!». Существовал даже лозунг «В каждую роту — гармонь!».
В 1942 году по ходатайству Политуправления Советской Армии наркомат местной промышленности РСФСР обязал Шуйскую и Тульскую фабрики перестроить производство на выпуск гармоней и баянов.
Шуйский мастер Владимир Иванович Воробьев вспоминал военное детство:” Во время войны отцу приносили гармони в починку. Тогда, не понимал, а сейчас, удивительно, что люди в голодные военные годы думали еще о чем-то , кроме еды или как выжить. Платили отцу кто чем мог, чаще продуктами. Но сейчас понимаю, что это было не главным. Ему доставляло удовольствие вернуть изорванной гармони голос”.
Много разных интересных историй связано с гармонью. К примеру, в Минске, в музее Великой Отечественной войны, хранится аккордеон «Hohner» - трофей Первой Белорусской партизанской бригады Витебской области. В мае 1942 года разведчики этого отряда заметили на Западной Двине, у деревни Островки, две моторные лодки и открыли по ним огонь. Первую подбили сразу, в ней и нашли аккордеон (вторую лодку тоже подбили, но у соседней деревни). Инструмент гитлеровцы использовали во время своих агитационных поездок по захваченным сёлам Витебской области. Партизаны передали найденный аккордеон в Москву — с просьбой вручить его Белорусскому ансамблю песни и танца. Под клавишами прикрепили письмо: «Играйте на нём веселей, и пусть звуки его гремят похоронным маршем для Гитлера». Ансамблю действительно передали этот инструмент, который с тех пор исколесил с новыми хозяевами немало дорог. А в 1944 году, на партизанском параде в освобождённом от фашистов Минске, партизаны увидели свой давний трофей. До 1954 года этот аккордеон выступал на концертах государственного ансамбля хоровой капеллы БССР имени Г.Р.Ширмы. А потом музыканты передали его в музей в Минск.
Добрым словом поминал гармонь и Георгий Константинович Жуков в своей знаменитой книге «Воспоминания и размышления»: «При подготовке операции войск степного фронта мне пришлось познакомиться с командующим 53-й армией генералом И.М.Манагаровым. А когда была кончена работа и мы сели ужинать, он взял в руки баян и прекрасно сыграл ряд очень весёлых вещей. Усталость как рукой сняло. Я глядел на него и думал: таких командиров очень любят бойцы и идут за ним в огонь и в воду. Я поблагодарил Манагарова за отличную игру на баяне, чему, кстати, всегда завидовал...»
А вот как описал в 1943 году поэт-фронтовик Николай Старшинов встречу с гармонью:
Всю неделю провели в походах,
Пулеметы тащим на себе.
Лишь однажды на короткий отдых
Разместились в бросовой избе.
Ни стола, ни лавки в ней, пустынной,
Но нашли ребята-москвичи,
Всю опутанную паутиной,
Тульскую гармошку на печи…
Разморило нас жарой июльской,
Вот прилечь бы, да забыться сном.
Но от разливной гармошки тульской
Ноги сами ходят ходуном
И плясали мы и распевали
Может час всего и вновь подъем.
Ну, а словно дома побывали,
Каждый в доме побывал своем.
Песни военных лет – это отдельная тема, но, говоря о гармони нельзя не сказать и о песне. Прошло более 60 лет, но песни тех огненных лет понятны, они трогают душу своей прямотой, трагизмом и душевностью. «То что грело и поднимало – не просто незабываемо. Оно стало бессменным, вечно живым уроком задушевности, правды, и совести – тем самым мерилом, которым проверяется, подлинность новых творений». Такие песни, как «Лизавета», «Застольная», «Огонёк», «Землянка», «Синий платочек», «Темная ночь», «Потому, потому, что мы пилоты», «Пора в путь дорогу», «Катюша» исполнялись под гармонь и баян. Леонид Утесов говорил, что только песня обладает свойством приобретать массовый характер – это когда ее не только с удовольствием слушают в исполнении артиста, но и когда народ сам повсюду ее поет. «Военные песни звали в бой, скорбели о погибших, вселяли бодрость и напоминали о далеких любимых, дорогих, путь к которым идет через войну».
В страшное военное время, когда каждый день людям угрожала смерть и страх за жизнь своей семьи и друзей, душа продолжала тянуться к прекрасному. И именно песни под гармонь дарили каждому солдату воспоминание о мире и родном доме и вселяли надежду на лучшее.