17 июня 1968 года умер Алексей Крученых — поэт-футурист, чей заумный язык повлиял на весь русский авангард.

Рассказываем о том, как Крученых, Матюшин и Малевич создали самую странную постановку XX века, «Победу над Солнцем».
Идея оперы пришла во время «Первого всероссийского съезда футуристов», который прошел летом 1913 года на даче Михаила Матюшина. Но несмотря на громкое название, на съезде были лишь сам Матюшин, а также Малевич и Крученых.
Авангардисты, охваченные духом перемен, вдохновленные заумью и мыслями о сломе всех существующих традиций, загорелись идеей создать свой театр под названием «Будетлянин». Первой постановкой стала та самая «Победа над Солнцем» — опера, построенная на литературных, живописных и музыкальных алогизмах.
Название было также продиктовано идеями о новом мире — предки считали, что затмение сулит несчастье, поэтому авангардисты решили провозгласить триумф нового мира, где нет глупых суеверий, где наука и прогресс побеждает природу, а разум подчиняет себе стихию.
В основе сюжета «Победы над Солнцем» лежала история о группе «будетлян», которая отправилась покорять Солнце. Крученых стал автором либретто, полностью написанного на заумном языке, то есть без привычных словесных конструкций. Малевич занялся декорациями и костюмами, которые представляли собой геометрические абстрактные фигуры. Они служили для карикатурной гиперболизации характеров персонажей. Главной фигурой, как можно догадаться, был квадрат — он закрывал круг, символизирующий Солнце.
Матюшин также был ответственен за оформление сцены, подготовку эскизов, а также за написание музыки, которая сильно отличалась от традиционных оперных композиций: ей были свойственны хроматика и диссонанс.
Спектакль показали на сцене Петербургского театра «Луна-парк» после двух репетиций. Среди исполнителей было всего два профессиональных певца, остальные — студенты и актеры-любители. Музыка исполнялась на расстроенном фортепиано.
Публика была шокирована: зрители кричали, свистели, становясь тем самым невольным соавторами происходящего на сцене. После спектакля главному администратору театра Фокину пришлось успокаивать толпу, уверяя, что авторов оперы увезли в сумасшедший дом.
Но несмотря на негодование, спектакль произвел резонанс в обществе, и в 1920 году «УНОВИС», под руководством Малевича, содействовал постановке оперы в Витебске. После этого спектакль не показывали вплоть до 1980-х. В 1983 году Западно-Берлинская академия искусств совместно с Калифорнийским институтом искусств реконструировали «Победу над Солнцем».

17 июня 1968 года умер Алексей Крученых — поэт-футурист, чей заумный язык повлиял на весь русский авангард. - 974326402136
17 июня 1968 года умер Алексей Крученых — поэт-футурист, чей заумный язык повлиял на весь русский авангард. - 974326402392

Комментарии

Комментариев нет.