Мы всё время твердим: "состязание клавиристов", "состязание клавиристов", но вряд ли кто-то из участников и организаторов квеста помнит, о каком состязании идёт речь) давайте вернёмся к истокам и вспомним всё с самого начала.

Идея, вдохновившая нас на квест, относилась к 1717 году, когда уже признанный мастер органного исполнительства, Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750 гг.) попытался обнаружить равного себе в лице стропитивого музыканта Луи Маршана (1669 - 1732 гг). Почему строптивого? Да потому, что Маршан не побоялся уйти с мессы, на которой присутствовал король только потому, что ему оплатили половину службы. Неслыханная дерзость! Однако, в случае состязания с Бахом француз не проявил такой храбрости. Вот, как было дело.
Тогдашний дрезденский концертмейстер Волюмье написал в Веймар Баху, достоинства которого были ему небезызвестны, и пригласил его незамедлительно приехать в Дрезден, дабы попробовать свои силы в состязании с высокомерным Маршаном. Бах с готовностью принял это приглашение и отправился в Дрезден.
Волюмье был рад его приезду и устроил так, что Бах смог инкогнито послушать своего соперника. После этого Бах учтивым письмом пригласил Маршана к состязанию, вызвавшись экспромтом исполнить все, что Маршан пожелает задать ему по части музыки, и выразив надежду, что тот проявит подобную же готовность. - Конечно же, немалое дерзновение! - Маршан определеннейшим образом изложил на то свое согласие. Условились - не без ведома короля - о времени и месте [состязания].
Бах в назначенное время явился на поле сражения - в доме именитого министра [графа Якоба Генриха фон Флемминга], где собралось общество знатных особ обоего пола. Маршан долго заставил себя ждать. Наконец, хозяин дома послал [слугу] туда, где остановился Маршан, дабы - если тот, допустим, запамятовал - напомнить ему, что пора показать себя мужчиною. Но - к величайшему [всеобщему] изумлению - обнаружилось, что Маршан в тот же день, рано утром, удалился из Дрездена с курьерской почтой.
Бах же, оказавшийся, таким образом, единоличным предержателем поля брани, получил достаточную возможность представить доказательства той силы, какою он был вооружен против своего соперника. И он представил их - к изумлению всех присутствующих.
Король назначил ему за это в порядке дара 500 талеров, однако из-за неверности некоего слуги, который счел, что может найти этому дару лучшее применение, Баху он не достался, так что единственным вознаграждением его усилий осталась добытая им честь, - лишь ее он мог взять с собой, когда возвращался к себе домой. - Какое странное стечение обстоятельств! Француз добровольно отказывается от предложенного ему долговременного жалованья в более чем тысячу талеров, а немец, которому тот уже самим своим бегством недвусмысленно уступает пальму первенства, даже не может заприходовать пожалованное ему милостью короля единовременное вознаграждение!
Этот инцидент никак не отразился на славе Маршана. Он преспокойно прибыл во Францию, где прожил оставшиеся годы в спокойствии, работая органистом и преподавателем (среди его учеников Пьер Дю Маж, Луи-Клод д'Акен, Жан-Адам Жилен и другие).
Впрочем, наш Бах охотно признавал за Маршаном достойное его славы совершенство исполнения.
#состязаниеклавиристов2020 #состязаниеклавиристов #маршанибах #историяквеста #состязаниемаршанаибаха #дрезденскоесостязание #музыкабарокко https://www.youtube.com/watch?v=sl8Z0gzkiCo https://www.youtube.com/watch?v=xw2e_k1Sau0

Комментарии

Комментариев нет.