ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ НЕДЕЛИ:

Неделя Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.
Третья глава книги Бытия содержит поразительно простой и глубокий рассказ о том, как первые люди ослушались Бога и утратили рай. Иногда люди, которые не вчитываются в этот рассказ, задаются вопросом: «А нас-то за что? Адам с Евой согрешили, а мы чем виноваты?»
Но нам достаточно вглядеться в библейское повествование, чтобы понять: оно и о нас тоже.
Это мы слушаем змея, а не Бога;
это мы едим запретные плоды;
это мы, согрешив, ищем, на кого возложить ответственность:
«жена, которую Ты мне дал», «змей соблазнил».
И изгнание – это тоже про нас.
Мы живем здесь не дома, а в изгнании – это не наш далекий предок, а мы сами вновь и вновь ввергаем себя в катастрофу греха.
Мы пребываем в состоянии страшной утраты – настолько страшной, что даже не решаемся ее осознать.
Все беды и горести этого мира сводятся к одному: грехом мы утратили рай. Мы призваны осознать и плакать это несчастье, порождающее все несчастья, – чтобы обрести надежду. Как поет Церковь:
Седе Адам прямо рая,
и свою наготу рыдая плакаше:
увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу
и окрадену и славы удалену!
Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну!
Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся:
ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя:
в землю бо пойду, от неяже и взят бых.
Милостиве щедрый, вопию Ти:
помилуй мя падшаго».
Тем, кто оплакивает свое падение, Церковь возвещает благую весть: мы можем вернуться, если всерьез захотим. Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, призывая каждого ко спасению. Великий пост – это время, когда мы оплакиваем наше падение и обретаем надежду.

Комментарии