Икона “Ангел хранит спящего человека”

Начала XIX века,
В центре иконы на ложе изображён спящий человек. Ангел-хранитель крестом и мечом поражает беса и бережёт безмятежный сон христианина.
Икона XIX века композиционно разделена на три области. Самая крупная и главная из них – центральная с ложем и спящим человеком, ангелом и пораженным бесом. Ангел показан дважды. В левой части видно его в полный рост. Но одет ангел-хранитель уже не в доспехи и отнюдь не напоминает воина. Да и в деснице (правой руке) у него уже не меч, а крест. Этой деталью сдвинуты приоритеты, главной становится защита не физическая, а духовная, молитвенная.
Второй раз ангел изображен над ложем. В руках он держит свиток, где записывает добрые дела человека, свершенные за день, чтобы потом свидетельствовать о них на Страшном суде.
(Интересная бытовая подробность – рядом с ложем мастер поместил табуретку с красной обивкой, а на ней аккуратно поставил туфли.)
Вторую область иконы и второй сюжет мы видим в верхней левой части доски. Перед иконой со Спасителем и Богородицей стоит престол с чашей и двумя свечами. Молящийся стоит перед престолом и осеняет себя крестом. Здесь мы видим предшествующее сну действие – вечерню молитву перед сном. Икона показывает важность исполнения вечерней молитвы на сон грядущий.
Третий план иконы в её правой части показывает эпизод Страшного суда. За ложем спящего человека изображена Геенна огненная, в ней варятся чудовища. Из бушующего пламени к небесам ведёт лестница. Верхняя её ступенька оканчивается у облака, на котором восседает Спаситель, Его окружают силы небесные. По лестнице восходит душа спасаемого человека со своим ангелом-хранителем.
Изображение ангела на ступенях напоминает о его обязанности сопровождать душу христианина в мир иной.
Если внимательно присмотреться к перекладинам лестницы, на них можно разглядеть надписи. На нижних, близких к аду ступенях видны обозначения смертных грехов и страстей человеческих: “Сребролюбие”, “Татьба” (воровство), “Осуждение”.
На верхних перекладинах, ведущих к небесам, написаны добродетели: “Смирение”, “Милосердие”, “Братолюбие”, можно разобрать другие надписи.
Обращает внимание пышность барочной архитектурной обстановки, где происходит событие. Здесь и коринфские колонны, и узорчатая скатерть престола, и замысловатые картуши, обрамляющие образы Спасителя и Богоматери. Красный угол с иконой обрамлён тяжёлой портьерой. Великолепен полог и покрывало ложа. Эти черты характерны для невьянской школы иконописи.
На иконе “Ангел хранит спящего человека” начала XIX века ярко проявились особенности невьянской школы иконописи начала позапрошлого столетия. Происходит она из старообрядческой среды. Манера невьянской иконы узнаваема благодаря своей барочной декоративности, жемчужному тону, особому колориту. Невьянские мастера любили нежные земляничные оттенки, алые, пурпурные тона. В уральских образах выделяют богатую палитру синих и зелёных тонов.
Часто невьянские иконы обрамляли особой рамкой с тонким орнаментом. По периметру образа тончайшей иглой процарапывали узор и кистью в три волоска заполняли орнамент цветными пигментами.
В дополнение к орнаментальному обрамлению в верхнюю часть иконной рамки поместили красный картуш с надписью на старославянскои языке с названием сюжета – “Ангел хранит спящего человека”.
Главным литературным источником сюжета “Ангел хранит спящего человека” считают «Слово от видения апостола Павла». Он входил в нравоучительный сборник «Измарагд».
Размышления об ангеле, прогоняющем беса во время сна есть в синодиках, то есть поминальных записях.
Молитвы на сон грядущий к ангелу-хранителю также включали в Молебные каноны.

Комментарии

Комментариев нет.