☭★ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945☭★
4 апр

110 года назад, 4 апреля 1914 года родилась Елена Григорьевна Мазаник – белорусская партизанка-подпольщица, Герой Советского Союза, участница ликвидации фашистского гауляйтера Белоруссии Вильгельма фон Кубе.

Родилась в деревне Поддегтярная ныне Пуховичского района Минской области Республики Беларусь в крестьянской семье. Белоруска. Окончила 6 классов. Работала сестрой-хозяйкой в доме отдыха ЦК КП(б)Белоруссии.
После падения Минска Елена (подруги называли её Галиной, под этим именем она была известна и немцам, и партизанам) устроилась уборщицей в одну из немецких воинских частей, потом работала официанткой на фабрике-кухне и в казино для немецких офицеров. В начале июня 1943 года она была принята на работу в трёхэтажный особняк по ул. Театральной, 27, в котором жил вместе с семьёй генеральный комиссар Белоруссии Вильгельм Кубе.
К моменту начала работы Елены в особняке за Кубе уже велась охота. Однако все покушения остались безрезультатными.
Зная о том, что Мазаник имеет доступ в комнаты, где работает и отдыхает гауляйтер Белоруссии, руководством партизанской бригады «Дядя Коля» (командир — капитан государственной безопасности П. Г. Лопатин) была сделана попытка использовать это обстоятельство для покушения на Кубе.
Первой вышла на Елену Мазаник с предложением ликвидировать гауляйтера резидент разведотдела бригады «Канская» — Надежда Троян. Однако впоследствии, испугавшись, что Троян является агентом гестапо, Мазаник стала уклоняться от встреч с последней и вскоре прекратила с ней всякую связь.
Казалось, все планы по уничтожению Кубе опять рушатся. Но с Еленой смогли связаться разведчики разведывательно-диверсионного отряда «Дима» разведуправления Генштаба Красной Армии. Отрядом командовал Герой Советского Союза майор Николай Федоров. Теперь связь с Мазаник осуществляла Мария Осипова. Встречу помог организовать Николай Похлебаев, который по заданию подпольщиков работал директором кинотеатра. На встречу Елена Мазаник пришла с сестрой Валентиной Шуцкой. Мазаник не сразу поверила Осиповой. В качестве доказательства она потребовала организовать встречу ее сестры с кем–либо из командования. Такая встреча состоялась, и Елена Мазаник дала Осиповой согласие.
Первое предложение, выдвинутое Осиповой — воспользоваться для совершения теракта мышьяком — было сразу же отвергнуто Еленой, так как первым обедал маленький ребёнок генерального комиссара, что могло привести к срыву операции. В итоге решено было взорвать Кубе.
20 сентября 1943 года подготовка операции завершилась: Мария Осипова передала Елене Мазаник небольшую мину и — на всякий случай — яд для самоубийства. Вот как описывает этот эпизод Елена Мазаник: «…Я подложила мину под матрац, и мы сели на кровать — попробовали, не чувствуется ли мина. Оказалось, что не чувствуется, и мы пришли к выводу, что это надежный способ отправить на тот свет господина Кубе. Мину я сначала положила в печку, там она пролежала до темноты. В час ночи я принесла ее в комнату. Завести ее нужно было в два часа ночи с тем, чтобы она взорвалась в два часа ночи на следующий день. В два часа ночи я завела мину и положила ее под подушку».
Во вторник, 21 сентября в 6 часов утра Елена Мазаник, положив в сумку мину, направилась в последний раз на работу в дом гауляйтера Кубе. Содержимое сумки было покрыто красивым носовым платком. На входе в дом Кубе прислугу всегда обыскивали. В этот день, на счастье Елены Мазаник, дежурил солдат, с котором она была в хороших отношениях. Обыск прошел формально. Придя к себе, Мазаник переоделась, а мину подвязала под платье ниже груди. Поверх платья надела фартук, но не завязала его сзади, чтобы он висел на ней свободно — так мина была совсем незаметна. Таким образом, она ходила с миной до 11 часов.
Проявив незаурядное мужество в сочетании с чисто женской изворотливостью, кокетством и притворством (она имитировала зубную боль, да так естественно, что сам Кубе велел адъютанту после работы отвести ее к зубному врачу), Елена сумела на какое–то время остаться одна в спальне Кубе и подложить мину в кровать гауляйтеру.
Из воспоминаний Мазаник: «Как правильно, как хорошо поступили мы, что еще вчера вечером, у меня дома, пробовали закладывать мину между пружинами матраца. Теперь на это у меня ушло не более двух–трех минут, да еще успела и прощупать, не выступает ли она. И только тут услышала торопливые шаги в коридоре, а вслед за ними увидела перекошенное от ярости лицо офицера, застывшего в проеме дверей.
— Ты, русская свинья! — заметался немец по комнате, заглядывая под кровать, под подушку, в гардероб. — Ты как посмела сюда войти?!
— Но мне фрау велела заштопать вот эти штанишки! — постаралась я сделать обиженный вид. — Я просто искала нитки и...
— Вон! — затопал он. — Вон отсюда!
Я пулей выскочила из спальни и — вниз, в полуподвал. Надела пальто, схватила портфель с бельем и мочалкой и, громко крикнув, так, чтобы и офицер наверху услышал: «Ухожу к зубному врачу!» — захлопнула за собой входную дверь. На этот раз ни один, ни второй часовой не стали меня задерживать, и в следующую минуту ворота особняка остались позади».
Точно в назначенное время у здания Минского драматического театра в грузовике ее ждали разведчики Николай Фурц и Осипова. Николай отвез женщин за шестнадцать километров от Минска в сторону Лагойска. Дальше они пошли пешком и к полуночи добрались до деревни Янушковичи, где их уже ждали партизаны.
Кубе вернулся домой в первом часу ночи, сказал, что плохо себя чувствует и сразу лег в постель. Через двадцать минут в спальне генерального комиссара и гауляйтера Вильгельма Кубе взорвалась мина. Священная месть советского народа свершилась, и самый гнусный грабитель, насильник и вешатель советских людей перестал существовать. Собирали гауляйтера по кускам. Все силы гестапо были брошены на поиск Мазаник, за ее голову обещали огромные деньги; местные газеты опубликовали ее приметы. Но Мария Борисовна Осипова, Надежда Викторовна Троян и Елена Григорьевна Мазаник самолетом были уже вывезены в Москву. 29 октября 1943 года всем им были присвоены золотые звезды Героев Советского Союза.
После окончания войны Е.Г. Мазаник проживала в Минске. В 1946 году вступила в ряды ВКП(б), в 1948 году окончила Высшую республиканскую партийную школу при ЦК Компартии Белоруссии, в 1952 году — Минский педагогический институт. С 1952 по 1960 год Елена работала заместителем директора Фундаментальной библиотеки Академии наук Белорусской ССР. Заслуженный работник культуры Белорусской ССР.
Скончалась 7 апреля 1996 года. Похоронена в городе-герое Минске на Восточном (Московском) кладбище.
Награждена орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.
На доме № 2 по улице Чичерина в городе-герое Минске, в котором жила Е.Г. Мазаник, установлена мемориальная доска.
В 1958 году вышел советский художественный фильм «Часы остановились в полночь», посвященный подвигу советских подпольщиков.

Комментарии