ДАЛЁКАЯ казачья СТАРИНА!

СКЛАДЕНЬ.
ИКОНЫ-СКЛАДНИ в жизни КАЗАЧЕСТВА.
«Казак без веры не казак», – эта пословица отлично иллюстрирует отношение казачества к религии.
Православие определяло жизненный путь казака с первого дня его земной жизни, формировало мировоззрение и поведенческие установки. Казаки выполняли свой долг по охране государственной границы, и в этой нелегкой службе их сопровождала и охраняла икона-складень.
Это миниатюрный переносной иконостас, состоящий из нескольких складывающихся частей. На каждой из них или только на центральной изображался святой образ.
На Руси иконы-складни появились почти одновременно с принятием христианства – в Х в. Изначально привезенные из Византии, в русских землях складни быстро завоевали популярность у всех сословий. Наиболее распространенными стали тельные, наперсные и ставные складни – «путные» иконы, которые брали с собой в путешествие, в военный поход, на промысел или в деловую поездку.

Старинная икона. Складень походный 18-19 век.

Особой любовью у православных на Руси пользовался триптих – трехстворчатый складень, у которого средняя часть закрывается двумя боковыми створками. Триптих воспроизводит образ Царских врат, центрального места в пространстве иконостаса.

Процесс производства старинных складней был довольно трудоемким, и результат зачастую не отличался высоким качеством. Складни отливались из металлов – бронзы и меди, украшались драгоценными камнями и металлами, эмалями и костью. Такие иконы не боялись ни воды, ни огня и оберегали казаков в походах и в бою.

Текст и фото 3, 4 -  с сайта "Ставропольский Государственный музей-заповедник..."


СКЛАДЕНЬ.
Автор текста - Валерий Рублёв.

Складень - небольшая переносная складывающаяся икона.
Считается, что на Руси иконы-складни появились примерно в 5 веке и довольно быстро завоевали популярность в большинстве сословий.
Наиболее распространены стали тельные, наперстные и ставные складни – так называемые "путные" иконы, которые брали с собой в долгие путешествия и военные походы.
Икона-складень.

Самой популярной вариацией складня являлся "трехстворчатый складень" также именуемый триптих – средняя часть триптиха закрывалась двумя боковыми. Специалисты предполагают, что прообразом таких триптихов стали Царские врата – центральные двери традиционного христианского иконостаса.
Чаще всего в триптихах изображали троих святых: в центре икона Спас на престоле, на правой створке – Божья Матерь Заступница, а слева – Николай Угодник.
Складни из двух створок называются "диптих", из трёх - "триптих", а если створок ещё больше, то складень называли "полиптихом" - общим термином, обозначающим художественные и религиозные композиции из нескольких работ.
Несмотря на популярность складней, процесс их производства из бронзы и меди был довольно сложным, их производство даже пытались запретить во времена Петра I, но это не останавливало мастеров оттачивающих своё мастерство.
В 18 веке открылась Выговская литейная мастерская, мастера которой сумели наладить выпуск недорогих по стоимости, но очень качественных медных и бронзовых складней, с детально проработанными ликами святых.
Также, в Европе складнем называют специальные раскладывающиеся церковные алтари схожие с православной иконой-складнем. Изображения, в различных крыльях это алтаря можно скрывать и показывать в зависимости от наступающего религиозного праздника.
Автор текста - Валерий Рублёв.
Икона-складень Николай Чудотворец. 19 век.
Закрытый складень.
Старинная икона-складень с тремя ликами.

Комментарии