Ко Дню Рождения ВЛАДИСЛАВА СТРЖЕЛЬЧИКА и АЛЕКСАНДРА ПОРОХОВЩИКОВА.

Владислав Стржельчик (31 января 1921 года)
Он мог играть практически все: от боевиков и приключений до драмы и классики, от музыкальных фильмов до комедий и фильмов для детей. Владислав Стржельчик был поздним ребенком, рос обыкновенным шалопаем, обожал сладости, учился средне и уже в школе мечтал о театре. Он поступил в театральную студию при Большом драматическом театре, но война прервала его учебу.
Всю Отечественную Стржельчик Владислав Стржельчик был на фронте, вначале - в действующей армии, потом - в военном ансамбле. Часто актер вспоминал голод и холод тех дней. Тогда свой паек он умудрялся привозить родителям, пока они жили в блокадном городе. Добирался до Ленинграда за 30 километров - то на попутках, то пешком, нередко попадая под обстрел. Этого ужаса голода актер не мог забыть никогда. Видимо, поэтому у него выработалась привычка набивать холодильник продуктами: покупал все обязательно впрок и в огромных количествах.
После войны в 1947 году Владислав Стржельчик окончил школу-студию при Ленинградском Большом драматическом театре, где его наставниками были Андрей Дикий и Борис Бабочкин, знаменитый исполнитель роли Чапаева. И с 1948 стал актером Ленинградского БДТ им. Максима Горького, сегодня - им. Г. Товстоногова.
В БДТ Владислав Стржельчик дебютировал в роли Клавдио в спектакле «Много шума из ничего», после чего следовал амплуа героя-любовника в других спектаклях. Так первый успех и известность пришли к актеру: критика отметила его Грекова в спектакле «Враги». Затем был целый ряд ролей в костюмных пьесах: в «Девушке с кувшином», в «Слуге двух господ», в «Разоблаченном чудотворце».
В работе Владислав Стржельчик был педант, как и в жизни. Он не мог позволить себе опоздать на репетицию, ужасно гневался, когда кто-то приходил или с недоученной ролью, или забывал реплики, или неточно следовал режиссерскому рисунку. Отношение к делу, для него священному, неизменно оставалось скрупулезно-педантичным. Он всегда был в форме, всегда в голосе - профессионал не может позволить себе посадить голос, выпить накануне спектакля. Актер переходил от легковесных ролей героев-любовников к действительно драматическим характерам - Райского в «Обрыве», Цыганова в «Варварах», Кулыгина в «Трех сестрах»...
Каждая из этих ролей стала своеобразной ступенью к глубокому постижению и раскрытию образа Соломона Грегори в пьесе Миллера «Цена». Даже самые суровые критики Стржельчика относят эту роль к шедеврам, к вершине его творчества.
С ним было невероятно легко коллегам на сцене. Стржельчик был из тех актеров, кто строго подчинялся логике. Ольга Андровская говорила, что артисты должны на сцене взаимодействовать по принципу «петелька-крючочек». Владислав Игнатьевич был фантастическим партнером, чувствовал партнера, шел от него.
Ролей у Владислава Стржельчика в кино немало, роли настоящие, в которых для актера важны были личность, стереоскопия, объем. Разные краски, разные характеры. Ни об одном не скажешь, что он для Владислава Стржельчика случаен.
Роль Ковалевского, например, по своему внутреннему наполнению, драматизму, психологической сложности. И вообще трудно отдавать пальму творческого первенства ролям и жанрам, в которых выступал актер. Трагикомедия? - Яичница из «Женитьбы». Мюзикл? – «Соломенная шляпка» и «Ханума». Сатира, гротеск? - Бесноватый маньяк, атаман Дутов в фильме «Конец атамана», и римский правитель из «Визита вежливости». Бытовая драма? - Авантюрист Нарышкин, что разгуливал на руках по парапету Эйфелевой башни из «Короны Российской империи».
По театру о Владиславе Стржельчике ходили всякие сплетни, шушукались, что он не пропускает ни одной хорошенькой женщины. Он был дамским угодником! Обожал женщин, обращался к ним не иначе как: «Солнце мое!» У каждой знакомой при встрече обязательно спрашивал, как дела, как дети. При этом сам был очень ревнивым человеком, прямо – таки собственником. Мое - и точка! А может быть мужчина и должен быть таким…? Но свою жену Людмилу он обожал.
У Стржельчиков царили уют и педантичный порядок. Накрахмаленные салфеточки, шикарный фарфор, все подобрано по цветам... Им было дано, что называется, искусство жить - art de vivre. Они умели жить красиво. Владислав Игнатьевич любил, чтобы нигде не было ни пылинки, и Людмила Павловна была фантастической хозяйкой: стекла блестели так, как будто их нет, зеркала сияли, в них можно было войти. В Петербурге было много красивых домов, но дом Стржельчиков отличался тем, что там все было изысканно. Старинные вещи - все неслучайные, никакого хлама.
Владислав Стржельчик очень любил природу и на выходные стремился туда обязательно вырваться. Девять лет семья Стржельчик ездили в настоящую первобытную глухомань: в Приозерском купили финский домик на берегу красивого озера, тогда там не было даже электричества.
Приобрели себе хуторок и Ефим с Людмилой Черкасовы. Мужчины жарили шашлыки на берегу, ездили на рыбалку, ходили в лес за грибами, на катере гоняли по озеру. К сожалению, с хуторком пришлось расстаться - очень утомительная дорога. Взяли участок поближе к городу, под Петергофом, в поселке Мартышкино. Стржельчики любили свою дачу: ухаживали за садом, косили траву, убирали листья. Но шли годы: старели, стало трудно с домом справляться. Наконец с грустью решили, что надо переезжать на казенную дачу в Репино, где не будет таких забот.
Однажды Владислав Стржельчик вдруг забыл на сцене кусок текста и даже не понял, что забыл. Это был четкий симптом болезни. Страшный диагноз-приговор - рак мозга. Сгорел Владислав Игнатьевич очень быстро. С момента начала болезни до его смерти прошло семь месяцев. Владиславу Стржельчику сделали тяжелейшую операцию, которая так и не принесла облегчения. Уход актера из жизни был страшным, мучительным. В театре все в один голос говорили: «В это невозможно поверить! Кто угодно, только не Владик». Он был сама жизнь! Смерть и он совершенно не вязались друг с другом... Актер умер 11 сентября 1995 года.
Детей Владислава и Людмилы не было. Для Людмилы Павловны Владислав Игнатьевич составлял смысл ее жизни, в которой все подчинялось только его интересам. Есть люди, которые не могут после смерти близких жить дома - меняют квартиры, города. А Людмила Павловна не смогла привыкнуть к мысли, что мужа нет, не смогла оставить его город, его театр, его могилу...
АЛЕКСАНДР ПОРОХОВЩИКОВ:
31 января 1939 года родился актер АЛЕКСАНДР ПОРОХОВЩИКОВ.
Пороховщиков Александр Шалвович всегда помнил о своих великих предках. Он мечтал также прославить знаменитую фамилию матери, которую взял себе, когда повзрослел. В раннем детстве он хотел стать путешественником, потом джазменом и лишь чуть позже заинтересовался профессией врача. После школы амбициозный юноша поступил в Челябинский медицинский институт и проучился там 3 года. Однако в 1960 г. у семьи появилась возможность вернуться в Москву, и Александр вынужден был оставить учебу. В столице карьера медика уже не казалась юноше столь желанной, зато он увлекся театром и решил стать артистом. Но талантливого юношу с гордым нравом не спешили принимать в театральные вузы столицы. Чтобы стать ближе к этой среде, Александр Пороховщиков устроился работать реквизитором в Театре им. Вахтангова. Наблюдая из-за кулис за работой знаменитых артистов, он отчаянно мечтал стать одним из них. Для этого он учился на актера в вечернюю смену при Российском театральном обществе. А через некоторое время все-таки смог поступить в Щукинское училище. После окончания учебы в 1966 г. молодой артист получил место в Московском театре сатиры, однако столкнулся с тем, что ради главных ролей нужно было заискивать перед режиссерами. Вести себя так казалось артисту недостойным, поэтому особенных ролей в эти годы он не получал. Наибольшими его достижениями в этом театре было участие в постановках Марка Захарова «Доходное место» (Белогубов) и «Банкет» (председатель райисполкома). Рабочая атмосфера в Театре сатиры довольно скоро вызвала у молодого артиста глубокое разочарование, и он уволился оттуда в 1971 г., решив уйти из профессии. Из депрессии, в которую впал Пороховщиков Александр, уволившись, его вытянул Юрий Любимов, пригласив опального актера работать в культовый Театр на Таганке. Однако по-настоящему найти там свое место Пороховщиков так и не смог. Наиболее известные его роли того периода - это Бритвин в «Круглянском мосту» и Клавдий в «Гамлете». Более-менее «своим» артист стал лишь в Московском театре им. Пушкина, куда перешел в начале восьмидесятых. Здесь он сыграл около десятка персонажей, и большинство постановок, в которых он был задействован, стали настоящими событиями в театральной жизни Москвы. Если карьера в театре шла с переменным успехом, то кинематограф быстро оценил талант Пороховщикова. Его прекрасное лицо, практические не нуждающееся в гриме, изысканные манеры и военная выправка (хотя артист никогда не служил в армии), а также внутренняя сила, которая чувствовалась в нем – все это идеально подходило для роли… злодеев. Неудивительно, что одним из первых его персонажей стал Бенито Муссолини. Первым действительно интересным героем, прославившим артиста на всю страну, стал председатель ЧК Кунгуров в ленте «Свой среди чужих, чужой среди своих». Примечательно, что эта роль далась Пороховщикову непросто, ведь из-за судьбы деда он относился к ЧК с нескрываемой ненавистью. Следующей значимой работой в карьере стала роль декабриста Павла Пестеля в «Звезде пленительного счастья» 1975 года. Сыграв благородного дворянина, Пороховщиков надолго остался в сознании зрителей и режиссеров как исполнитель героев интеллигентных профессий. Теперь чаще всего он получал роли военных и следователей, врачей и ученых. Но все изменила кинокартина «Ищи ветра…», в которой он сыграл белого офицера, расстрелявшего лошадей. Этот персонаж получился очень ярким, и из-за него за Пороховщиковым закрепилось амплуа врага, пусть даже и благородного. С возрастом артист стал выглядеть более солидно, и амплуа злодея постепенно сменилось ролями начальников. Со скандальной ленты Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» (в которой Пороховщиков сыграл полковника милиции, «отмазавшего» сына-насильника и его дружков от тюрьмы) начинается новый виток в кинокарьере артиста. Генералы, полковники, а иногда даже главари преступных группировок и бизнесмены - это герои, которых чаще всего играл в последние годы Александр Пороховщиков. Фильмы и телесериалы с его участием этого периода - это и «Женщин обижать не рекомендуется» (бизнесмен Шахов), и «День рождения Буржуя 1, 2» (Борис Русланович), и «Слепой» (генерал ФСБ Петр Кречетов), и «Кадетство» (генерал-майор Матвеев), и «Исаев» (генерал В. М. Молчанов) и многие другие.
За несколько месяцев до смерти, зимой 2012 года, Александр Шалвович неожиданно исчез. Несколько дней его искали друзья и супруга, но не могли найти. Они подключили к поискам власти, и вскоре выяснилось, что артист просто уехал на дачу, чтобы побыть одному. Но через 2 месяца из-за проблем со здоровьем (Пороховщиков страдал диабетом) актеру ампутировали часть стопы, а потом он перенес инсульт и попал в больницу. Несмотря на благоприятные прогнозы, состояние артиста стало ухудшаться. Когда врачи сказали, что надежды нет, Ирина Пороховщикова уехала домой и покончила с собой, оставив записку, в которой объяснила свой поступок неспособностью жить без любимого человека. К счастью для артиста, на тот момент он был без сознания и так и не узнал о кончине супруги. Жену Александр Пороховщиков пережил на 1 месяц и 5 дней, а 15 апреля 2012 года умер в больничной палате от остановки сердца. Похоронен артист рядом с матерью и отчимом, который заменил ему отца, в деревне Рождествено в Подмосковье.

Комментарии

Комментариев нет.