Режиссёр: Евгений Ташков. Сценарист: Григорий Поженян. «Одесская киностудия». В СССР фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей. Фильм основан на реальных событиях, участником которых был сценарист Григорий Поженян. Содержание В 1941 году, когда осаждённая Одесса умирала не только от жестоких боёв, но и от жажды, группа из 13-ти моряков-десантников получила задание захватить насосную станцию и пустить в город воду, хотя бы на несколько часов... В ролях: Вячеслав Тихонов — Олег Безбородько Валентина Хмара — Маша Юрий Белов — Вася Рогозин, "Патефон" Антон Доценко — Никита Нечипайло Владимир Иванов — Твердохлебов Николай Тимофеев — полковник Никитин Борис Битюков — капитан-лейтенант Алексеенко Б. Годунцов — "Уголёк" Василий Векшин — Калина Муллаян Суяргулов — Мамед Олег Голубицкий — Курт Лемке Евгений Моргунов — эпизод и другие... ОТЗЫВЫ # Настя Интересные сведения о съёмках этого фильма: Август 1941-го выдался в Одессе неимоверно жарким. К тому времени город со всех сторон окружен немцами и прижат к морю. Часть городских источников пересыхает, Беляевскую водокачку захватывают немцы. В Одессе вводят карточки на воду. Вадим Костроменко, директор Одесского музея кино: Удивительный документ сохранился с тех пор - карточка на воду… Измождённые лица, вёдра, бидоны и тазики — люди стоят в очереди за водой. Так начинается фильм «Жажда». Он был снят на Одесской киностудии в 1959 году. Через 14 лет после войны город ещё не восстановили полностью и все съёмки в городе были натурными. Самая первая сцена фильма — огромная очередь за водой, снималась здесь на улице Софиевской. Одесситы с удовольствием участвовали в съёмках, деньги за работу в массовке никто не брал, ведь снимался фильм о родном городе. Некоторые историки утверждают, что ситуация с водой в городе не была такой катастрофической, как показано в картине — якобы для нужд одесситов было достаточно артезианских источников и колодцев, которые были во дворах. Вадим Костроменко: да, где-то была артезианская скважина, где-то были источники во дворе, но на весь город и на армию этого было недостаточно, была поставлена задача: любой ценой, хотя на короткое время дать городу воду, чтобы сделать запасы. Эту задачу — дать в город воду, хотя бы на несколько часов, должны были выполнить морские пехотинцы. Сценарист «Жажды» Григорий Поженян оказался единственным, кто выжил в той операции. Действительно, в августе 1941-го группа моряков проникла на водопроводную станцию и сумела на несколько часов возобновить подачу воды в городе. Фронтовая кличка Григория Поженяна — Уголёк, герой с таким именем есть и в картине. # XY А как Вам вот такие ляпы? 1) Согласно Википедии, оборона Одессы началась 5 августа и закончилась 16 октября 1941г. События фильма относятся скорее всего уже к сентябрю - в фильме показано как разведчики в полдень ползут по свежеубранному полю. Только вопрос возникает - какая такая жажда в середине сентября? Это уже бархатный сезон, а не знойный июль. 2) Согласно Википедии, Одессу штурмовали румыны (4 армия). Но о них фильме не слова - разведчики воюют только с немцами. 3) Спецназ в полдень (!) ползет по свежубранному (!) полю. Если вы читали "Аквариум" В.Суворова, то знаете что спецназ передвигается большей частью ночью, и выбирает не открытое пространстово, а овраги да кустики... Ай да Поженян, ай да автор сценария! # Сергей Поменьше читайте Суворова/Резуна и Википедию. Побольше - военные мемуары и опубликованные сборники исторических документов. Слово "спецназ" появилось значительно позже. Поженян, бесспорно, герой Великой Отечественной Войны, раз действовал уже в ее первый день. Кроме того, он имеет такие разные награды как медаль "За оборону Одессы" (кстати, одна из самых редких за ту Войну) и "За оборону Заполярья". # Паламед В дополнение к сообщению Сергея. Как выясняется, любители википедии и её до конца не дочитали : "13 августа румыно - немецкие войска вышли к Чёрному морю восточнее Одессы и полностью блокировали Одессу с суши..." Если исходить из более надёжных источников, то под Одессой были задействованы немецкие пехотный полк, штурмовой батальон и два полка тяжёлой артиллерии. В операции участвовали 16 морских пехотинцев, сумевших захватить водонапорную станцию на 6 часов. В живых остался лишь автор сценария. Уже потому усмешечки в его адрес не вполне корректны. # Читатель Поженян не единственный кто остался в живых. Много лет назад по радио было интервью с Григорием Поженяном, где он рассказывал о фильме "Жажда". Во время написания сценария Поженян думал что выжил он один. А в сценарии решил написать что он (Уголёк) погибает, причём первым из группы. После выхода фильма на экраны, с ним по очереди связались Анна и Арсен. Каждый из них считал себя единственным выжившим. И только увидев фильм они поняли, что выжил кто-то ещё. Подробности показанные в фильме, мог знать только участник событий. /«Факты и комментарии» (1999) Из интервью Григория Поженяна: Как оказалось, погибли не все участники этой дерзкой вылазки в логово врага. Один из уцелевших тогда разведчиков -- наш сегодняшний собеседник Григорий Поженян. -- Григорий Михайлович, как получилось, что вы числитесь среди погибших, память о которых увековечена на той мемориальной доске? -- Погибли тогда не все, -- рассказывает Григорий Поженян. -- В живых остались Аннушка, Арсен, я да ещё один человек, командир нашей разведгруппы Николай Горчаков. Он был ранен и не ходил с нами на это добровольное задание./ # Телезритель Вчера с огромным удовольствием посмотрела мой любимый фильм из детства. В этом фильме есть всё - и боль, и романтика, и любовь, и патриотизм, и доброта, и беззаветная вера в свою страну, Родину. Помню, как после выхода фильма на экраны кинотеатров, всюду звучала песня из фильма :"... Мы с тобой два берега у одной реки..." А популярность красавца Вячеслава Тихонова и без того высокая, стала просто бешеной. Юрий Белов в очередной раз порадовал своей игрой. Тем горше была гибель их героев. И было понятно, какой ценой досталась нашему народу наша победа. Как тогда умели ставить фильмы так, чтобы брало за душу и чтобы чувствовалась боль за погибших, и мысль :"лишь бы не было войны" вызывала желание быть всем вместе, потому что понимали победить можно все и голод, и невежество, и врага, если весь народ будет вместе. А не кто в лес, кто по дрова. И показывали тогда героев, их подвиг пусть и обыкновенный, повседневны, о которых не сообщалось в сводках. Фильмы снимали бывшие фронтовики и играли бывшие фронтовики или их дети. Кроме того, фильмы тогда финансировались государством и задача государства была прозрачна и она ближе мне, чем современный беспредел. Сейчас время предателей - фильмы, в которых все предатели, сплошной мордобой и это создание неуверенности в народе, выигравшем войну, усиленно пропагандируется. Аж смотреть противно.... Интересно, а создавать такие фильмы не противно, а главное, не стыдно?!? Когда наши сценаристы, режиссёры - опомнятся? Артисты совершенно не умеют создавать образ солдат Великой отечественной войны - это же в лучшем случае современные десантники, а то и спецназовцы или даже бандиты. Но ни мой отец, ни мать, ни дядя и миллионы других, участвующих в войне, переживших войну и послевоенные годы, были не такими. Понимаю, что это выгодно спонсорам. Отсюда я делаю вывод : это не народ-победитель предатели, а современные спонсоры, оплачивающие бездарные фильмы и сериалы - предают душу наших отцов и матерей... # FRIDMON История создания этого фильма неотделима от фамилии Григория Михайловича Поженяна — поэта-фронтовика и сценариста. В августе 1941 года разведывательно-диверсионная группа, в составе которой был Поженян, сумела отбить у противника водозаборную станцию в захваченной румынскими войсками Беляевке. Почти все моряки-участники операции погибли. Григорий Поженян был ранен, но его посчитали погибшим. После войны Поженян побывал в тех местах и на скромном обелиске в честь погибших морских пехотинцев обнаружил свою фамилию. Это и послужило толчком к написанию сценария. Сейчас стало модным «ковыряться» в старых фильмах, выискивая те или иные несоответствия. Кто-то «не увидел» ЖАЖДЫ в глазах детей. Кто-то ссылается на артезианские скважины, имеющиеся в городе, а посему — какая может быть жажда? Кто-то обратил внимание на документ в начале картины: Решение исполкома от 10/IX 1941 года об отпуске воды по специальным карточкам. И опять в крик: какая жара в сентябре! Обыкновенная — под 35-40 градусов, тем более что по воспоминаниям очевидцев то лето выдалось очень жарким. Хотелось бы сказать таким «правдоискателям»: нужно смотреть подобные фильмы сердцем, а не с карандашом в руке. Именно сердцем — как писал сценарий Григорий Поженян, как подбирал актёров Евгений Ташков, как играли сами актёры — ярко, вдохновенно и удивительно легко. Для Вячеслава Тихонова это уже был десятый фильм, но бесспорно то, что именно после роли лейтенанта Олега Безбородько, так удачно примерившего китель немецкого офицера, Татьяна Лиознова «рассмотрела» в нём будущего Штирлица. Как не вспомнить чудесный образ Маши в исполнении Валентины Хмары, чей персонаж дал название прекрасной песне, написанной не столько словами, сколько сердцем. Правдивый фильм, историческая и художественная ценность которого будет обязательно расти год от года.
Старые Редкие Кино Фильмы
«Жажда» — фильм 1959 года.
Режиссёр: Евгений Ташков. Сценарист: Григорий Поженян. «Одесская киностудия».
В СССР фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей.
Фильм основан на реальных событиях, участником которых был сценарист Григорий Поженян.
Содержание
В 1941 году, когда осаждённая Одесса умирала не только от жестоких боёв, но и от жажды, группа из 13-ти моряков-десантников получила задание захватить насосную станцию и пустить в город воду, хотя бы на несколько часов...
В ролях:
Вячеслав Тихонов — Олег Безбородько
Валентина Хмара — Маша
Юрий Белов — Вася Рогозин, "Патефон"
Антон Доценко — Никита Нечипайло
Владимир Иванов — Твердохлебов
Николай Тимофеев — полковник Никитин
Борис Битюков — капитан-лейтенант Алексеенко
Б. Годунцов — "Уголёк"
Василий Векшин — Калина
Муллаян Суяргулов — Мамед
Олег Голубицкий — Курт Лемке
Евгений Моргунов — эпизод
и другие...
ОТЗЫВЫ
#
Настя
Интересные сведения о съёмках этого фильма:
Август 1941-го выдался в Одессе неимоверно жарким. К тому времени город со всех сторон окружен немцами и прижат к морю. Часть городских источников пересыхает, Беляевскую водокачку захватывают немцы. В Одессе вводят карточки на воду.
Вадим Костроменко, директор Одесского музея кино: Удивительный документ сохранился с тех пор - карточка на воду…
Измождённые лица, вёдра, бидоны и тазики — люди стоят в очереди за водой. Так начинается фильм «Жажда». Он был снят на Одесской киностудии в 1959 году. Через 14 лет после войны город ещё не восстановили полностью и все съёмки в городе были натурными.
Самая первая сцена фильма — огромная очередь за водой, снималась здесь на улице Софиевской. Одесситы с удовольствием участвовали в съёмках, деньги за работу в массовке никто не брал, ведь снимался фильм о родном городе.
Некоторые историки утверждают, что ситуация с водой в городе не была такой катастрофической, как показано в картине — якобы для нужд одесситов было достаточно артезианских источников и колодцев, которые были во дворах.
Вадим Костроменко: да, где-то была артезианская скважина, где-то были источники во дворе, но на весь город и на армию этого было недостаточно, была поставлена задача: любой ценой, хотя на короткое время дать городу воду, чтобы сделать запасы.
Эту задачу — дать в город воду, хотя бы на несколько часов, должны были выполнить морские пехотинцы.
Сценарист «Жажды» Григорий Поженян оказался единственным, кто выжил в той операции. Действительно, в августе 1941-го группа моряков проникла на водопроводную станцию и сумела на несколько часов возобновить подачу воды в городе. Фронтовая кличка Григория Поженяна — Уголёк, герой с таким именем есть и в картине.
#
XY
А как Вам вот такие ляпы?
1) Согласно Википедии, оборона Одессы началась 5 августа и закончилась 16 октября 1941г. События фильма относятся скорее всего уже к сентябрю - в фильме показано как разведчики в полдень ползут по свежеубранному полю. Только вопрос возникает - какая такая жажда в середине сентября? Это уже бархатный сезон, а не знойный июль.
2) Согласно Википедии, Одессу штурмовали румыны (4 армия). Но о них фильме не слова - разведчики воюют только с немцами.
3) Спецназ в полдень (!) ползет по свежубранному (!) полю. Если вы читали "Аквариум" В.Суворова, то знаете что спецназ передвигается большей частью ночью, и выбирает не открытое пространстово, а овраги да кустики...
Ай да Поженян, ай да автор сценария!
#
Сергей
Поменьше читайте Суворова/Резуна и Википедию. Побольше - военные мемуары и опубликованные сборники исторических документов. Слово "спецназ" появилось значительно позже. Поженян, бесспорно, герой Великой Отечественной Войны, раз действовал уже в ее первый день. Кроме того, он имеет такие разные награды как медаль "За оборону Одессы" (кстати, одна из самых редких за ту Войну) и "За оборону Заполярья".
#
Паламед
В дополнение к сообщению Сергея.
Как выясняется, любители википедии и её до конца не дочитали :
"13 августа румыно - немецкие войска вышли к Чёрному морю восточнее Одессы и полностью блокировали Одессу с суши..."
Если исходить из более надёжных источников, то под Одессой были задействованы немецкие пехотный полк, штурмовой батальон и два полка тяжёлой артиллерии.
В операции участвовали 16 морских пехотинцев, сумевших захватить водонапорную станцию на 6 часов. В живых остался лишь автор сценария. Уже потому усмешечки в его адрес не вполне корректны.
#
Читатель
Поженян не единственный кто остался в живых.
Много лет назад по радио было интервью с Григорием Поженяном, где он рассказывал о фильме "Жажда".
Во время написания сценария Поженян думал что выжил он один. А в сценарии решил написать что он (Уголёк) погибает, причём первым из группы.
После выхода фильма на экраны, с ним по очереди связались Анна и Арсен. Каждый из них считал себя единственным выжившим. И только увидев фильм они поняли, что выжил кто-то ещё. Подробности показанные в фильме, мог знать только участник событий.
/«Факты и комментарии» (1999)
Из интервью Григория Поженяна:
Как оказалось, погибли не все участники этой дерзкой вылазки в логово врага. Один из уцелевших тогда разведчиков -- наш сегодняшний собеседник Григорий Поженян.
-- Григорий Михайлович, как получилось, что вы числитесь среди погибших, память о которых увековечена на той мемориальной доске?
-- Погибли тогда не все, -- рассказывает Григорий Поженян. -- В живых остались Аннушка, Арсен, я да ещё один человек, командир нашей разведгруппы Николай Горчаков. Он был ранен и не ходил с нами на это добровольное задание./
#
Телезритель
Вчера с огромным удовольствием посмотрела мой любимый фильм из детства. В этом фильме есть всё - и боль, и романтика, и любовь, и патриотизм, и доброта, и беззаветная вера в свою страну, Родину. Помню, как после выхода фильма на экраны кинотеатров, всюду звучала песня из фильма :"... Мы с тобой два берега у одной реки..." А популярность красавца Вячеслава Тихонова и без того высокая, стала просто бешеной. Юрий Белов в очередной раз порадовал своей игрой. Тем горше была гибель их героев. И было понятно, какой ценой досталась нашему народу наша победа. Как тогда умели ставить фильмы так, чтобы брало за душу и чтобы чувствовалась боль за погибших, и мысль :"лишь бы не было войны" вызывала желание быть всем вместе, потому что понимали победить можно все и голод, и невежество, и врага, если весь народ будет вместе. А не кто в лес, кто по дрова. И показывали тогда героев, их подвиг пусть и обыкновенный, повседневны, о которых не сообщалось в сводках. Фильмы снимали бывшие фронтовики и играли бывшие фронтовики или их дети. Кроме того, фильмы тогда финансировались государством и задача государства была прозрачна и она ближе мне, чем современный беспредел.
Сейчас время предателей - фильмы, в которых все предатели, сплошной мордобой и это создание неуверенности в народе, выигравшем войну, усиленно пропагандируется. Аж смотреть противно.... Интересно, а создавать такие фильмы не противно, а главное, не стыдно?!? Когда наши сценаристы, режиссёры - опомнятся? Артисты совершенно не умеют создавать образ солдат Великой отечественной войны - это же в лучшем случае современные десантники, а то и спецназовцы или даже бандиты. Но ни мой отец, ни мать, ни дядя и миллионы других, участвующих в войне, переживших войну и послевоенные годы, были не такими. Понимаю, что это выгодно спонсорам. Отсюда я делаю вывод : это не народ-победитель предатели, а современные спонсоры, оплачивающие бездарные фильмы и сериалы - предают душу наших отцов и матерей...
#
FRIDMON
История создания этого фильма неотделима от фамилии Григория Михайловича Поженяна — поэта-фронтовика и сценариста. В августе 1941 года разведывательно-диверсионная группа, в составе которой был Поженян, сумела отбить у противника водозаборную станцию в захваченной румынскими войсками Беляевке. Почти все моряки-участники операции погибли. Григорий Поженян был ранен, но его посчитали погибшим. После войны Поженян побывал в тех местах и на скромном обелиске в честь погибших морских пехотинцев обнаружил свою фамилию. Это и послужило толчком к написанию сценария.
Сейчас стало модным «ковыряться» в старых фильмах, выискивая те или иные несоответствия. Кто-то «не увидел» ЖАЖДЫ в глазах детей. Кто-то ссылается на артезианские скважины, имеющиеся в городе, а посему — какая может быть жажда? Кто-то обратил внимание на документ в начале картины: Решение исполкома от 10/IX 1941 года об отпуске воды по специальным карточкам. И опять в крик: какая жара в сентябре! Обыкновенная — под 35-40 градусов, тем более что по воспоминаниям очевидцев то лето выдалось очень жарким. Хотелось бы сказать таким «правдоискателям»: нужно смотреть подобные фильмы сердцем, а не с карандашом в руке.
Именно сердцем — как писал сценарий Григорий Поженян, как подбирал актёров Евгений Ташков, как играли сами актёры — ярко, вдохновенно и удивительно легко. Для Вячеслава Тихонова это уже был десятый фильм, но бесспорно то, что именно после роли лейтенанта Олега Безбородько, так удачно примерившего китель немецкого офицера, Татьяна Лиознова «рассмотрела» в нём будущего Штирлица. Как не вспомнить чудесный образ Маши в исполнении Валентины Хмары, чей персонаж дал название прекрасной песне, написанной не столько словами, сколько сердцем. Правдивый фильм, историческая и художественная ценность которого будет обязательно расти год от года.