Рахманинов и Steinway

«Только на «Стейнвее» произведения великих композиторов могут обрести подлинное звучание». С.В. Рахманинов
Двадцать пять лет — половину творческой жизни — Рахманинов прожил в США. Уже в первый год эмиграции (1918) он становится «артистом Стейнвей» и с тех пор все его произведения (а среди них Рапсодия на тему Паганини, Третья симфония, «Симфонические танцы») обретают первоначальное воплощение на самом темброво-совершенном инструменте.
Однажды Генри З. Стейвей, правнук основателя компании и последний ее президент от семьи Стейнвей, на вопрос: «Кого из современных артистов Стейнвея вы цените больше всего?» ответил: «Наша компания ценит всех наших артистов, но наша семья особенно дружила с семьей Рахманинова и Горовица».
Со Стейнвеями связан весь «американский» период творчества композитора. «Первым и главным» условием приезда в Америку Рахманинов назвал «непременно и только рояли Стейнвея». За 25 лет он сыграл на этих инструментах почти 1200 концертов: 992 в США и 202 в Европе. Рахманинов дружил с семьей Фредерика Стейнвея (см. «МО» №3, 2011). Настройщики компании сопровождали его во всех гастрольных поездках, даже во время трансатлантического плавания ему предоставлялось пианино, прикрепленное к полу и привязанное веревками к стене.
И. Баринова, коммерческий директор представительства Steinway&Sons в России: «Творчество С.В. Рахманинова было известно в Америке с первых лет XX века. Но настоящую славу он обрел во время первых гастролей 1909 – 1910. Особую популярность тогда получила его Прелюдия до-диез минор. Любопытное упоминание об этом турне, не лишенное остроумия, есть в дневниках молодого С. Прокофьева. Про Прелюдию он пишет: она «…до того выгралась в уши любой девицы, берущей уроки музыки, что, неожиданно для себя, Рахманинов нашел здесь такую популярность, какая ему и не снилась». (Дело в том, что американский дебют Прокофьева был оттенен гастролями его соотечественника — уже состоявшегося мастера. Кстати, Прокофьев тоже был «Steinway-Artist» и в Америке использовал только рояли «Стейнвей», сочиняя на них оперы «Любовь к трем апельсинам» и «Огненный ангел»).
Для нас очень важны проекты, связанные с именем Рахманинова. Несколько лет назад Д. Мацуев записал в швейцарском доме композитора на берегу Люцернского озера, на вилле СЕНАР (название ей дал сам Рахманинов, зашифровав в нем имена «Сергей и Наталья Рахманиновы»), на принадлежавшем Сергею Васильевичу и специально отреставрированном рояле «Steinway» 1929 года, диск «Неизвестный Рахманинов». На нем звучат два сочинения, написанные в 1891, считавшиеся утерянными и случайно найденные в архивах: Фуга ре минор и Сюита для оркестра ре минор в версии для фортепиано, а также 4 Этюда-картины, 2 прелюдии и Соната № 2.
Открытие в июне 2009 памятника Рахманинову в Великом Новгороде также было очень важным и масштабным событием. Автор памятника — А. Рукавишников. Монумент создан на пожертвования (около 20 млн. руб.). Среди тех, кто вкладывал средства — профессор Московской консерватории В. Чинаев, пианисты А. Писарев, П. Нерсесьян, Н. Луганский. Приезжала правнучка Рахманинова Натали Ванамейкер-Хавьер с супругом и младшим сыном Сергеем, названным в честь знаменитого прапрадеда, ректор Парижской Русской консерватории им. Рахманинова граф П. Шереметев.
Торжества длились неделю. 10 июня на презентации нового рояля Steinway в зале общественно-делового центра «Диалог» сочинения Рахманинова и Шопена играл Б. Березовский. 13 июня в этом же зале А. Писарев дал концерт из сочинений Рахманинова и Чайковского. 14 июня состоялась панихида по С. Рахманинову в Софийском соборе, открытие памятника великому музыканту в Кремлевском парке и его освящение, а затем — концерт на сцене Новгородского областного театра драмы им. Достоевского. Выступили оркестр и солисты Мариинского театра под управлением В. Гергиева, А. Писарев, трио солистов РНО. Вел вечер С. Бэлза.
Сегодня имя Рахманинова — это не только одно из «Ста Бессмертных» имен Steinway&Sons. Это, прежде всего, живая история, потому что она продолжается в искусстве современных пианистов, которые играют музыку Рахманинова на роялях Steinway».
(газета "Музыкальное обозрение") http://steinway.su

Комментарии

Комментариев нет.