ПАМЯТИ ШТУРМОВИКА И РАЗВЕДЧИКА СТЕПАНА БРЮХАНОВА.

3 мая 1945 года не вернулся из боевого вылета
Личный счет: до 40 танков, 150 автомашин, более 30 орудий зенитной и МЗА, до 20 миномётных батарей, 3 Сау, 1 эшелон и 5 паровозов.
Брюханов Степан Степанович - командир эскадрильи 996-го штурмового Каменец-Подольского авиационного полка (224-я штурмовая Жмеринская Краснознамённая авиационная дивизия, 8-й штурмовой авиационный корпус, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), старший лейтенант. Родился 9 января 1916 года в селе Талая ныне Тайшетского района Иркутской области. Его отец погиб в первую мировую войну в 1916 году. В 1923 году семья переехала в город Тайшет. Здесь Степан закончил семь классов. В 1932 году семья снова переезжает в город Кемерово. Там С.С.Брюханов окончил фабрично-заводское училище, работал электромонтером и одновременно учился в Кемеровском аэроклубе, который окончил в 1937 году.
Призван в армию Кемеровским райвоенкоматом в 1940 году. В 1941 году окончил Омскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней в качестве лётчика-инструктора. Два года готовил авиационные кадры. После многочисленных рапортов старший сержант С.С.Брюханов был отправлен на фронт. В действующей армии с 20 марта 1943 года.
Летал на штурмовике Ил-2. Сражался в 996-м штурмовом авиационном полку 224-й штурмовой авиационной дивизии на Западном, Брянском, 1-м и 4-м Украинских фронтах.
На Западном фронте в составе 1-й воздушной армии в марте – апреле 1943 года поддерживал наземные войска в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции, летом 1943 года участвовал в Орловской (12 июля — 18 августа) стратегической наступательной операции.
В сентябре 1943 года на Брянском фронте в составе 15-й воздушной армии участвовал в Брянской наступательной операции, в ходе которой были освобождены Брянский промышленный район и часть Белоруссии, взяты города Брянск и Бежица.
На 1-м Украинском фронте в составе 2-й воздушной армии участвовал в освобождении Правобережной и Западной Украины и Польши в ходе Проскуровско-Черновицкой операции (4 марта — 17 апреля 1944 года), летом — в Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля — 29 августа).
На 4-м Украинском фронте в составе 8-й воздушной армии наносил штурмовые удары по войскам и военным объектам противника в ходе преодоления советскими войсками Карпат, освобождении Закарпатской Украины, Чехословакии и южных районов Польши, в Карпатско-Ужгородской (9 сентября — 28 октября 1944 года), Западно-Карпатской (12 января — 18 февраля 1945 года), Моравска-Остравской (с 10 марта 1945 года) наступательных операциях.
К 22 февраля 1945 года старший лейтенант С.С.Брюханов совершил 125 боевых вылетов на разведку и штурмовку железнодорожных коммуникаций, скоплений живой силы и техники противника, в которых нанёс врагу большой урон.
3 мая 1945 года капитан С.С.Брюханов погиб во время выполнения боевого задания. Похоронен в городе Глейвиц (Гливице, Польша).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику в 125 успешных боевых вылетах, Брюханову Степану Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (посмертно).
Из наградного листа:
Старший лейтенант Брюханов находится на фронте Отечественной войны с 20 марта 1943 года. За совершённые 80 боевых вылетов и умелое руководство эскадрильей награждён орденами Красной Звезды – 27.7.1943 года, Отечественной войны 1-й степени – 12.5.1944 года и двумя орденами Красного Знамени – 29.9.1944 и 22.12.1944 года.
В полк прибыл рядовым лётчиком в звании старшего сержанта. Личные его качества не оставались незамеченными, командование полка следило за его ростом, и за отличную работу он был назначен командиром звена, затем заместителем командира авиаэскадрильи, а в мае месяце – командиром авиаэскадрильи.
За это время под его руководством эскадрилья совершила 1110 успешных боевых вылетов, причём потерь боевых и небоевых в матчасти и личном составе не имеет.
Как командир эскадрильи – единоначальник, эскадрильей руководит умело и правильно. Его эскадрилья занимает по боевой работе в полку одно из первых мест. Эскадрилья представляет из себя сплочённый коллектив, состояние воинской дисциплины – на высоком уровне.
За время Отечественной войны старший лейтенант Брюханов совершил 125 успешных боевых вылетов, из них на штурмовку живой силы и техники противника – 82, на разведку – 21, на аэродромы – 3 и по скоплению отступающих войск противника – 19; при этом уничтожено им лично до 40 танков, 150 автомашин, более 30 орудий зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, до 20 миномётных батарей, 3 самоходных орудия, 1 железнодорожный эшелон и 5 паровозов. От его действий фашистская Германия потеряла не менее 100 солдат и офицеров, варварски ворвавшихся в Советский Союз.
Лично сам работает над целью дерзко и решительно, делая по 6 – 8 заходов на цель. Тактически грамотен и находчив, проявляет всегда разумную инициативу, чем наносит врагу огромный урон.
23.07.1943 года тов. Брюханов в группе из 8 самолётов Ил-2 действовал по уничтожению бронепоезда противника в районе Карачев – Хотынец. Кровавый враг, пытаясь остановить мощное наступление Красной армии, бросил все средства. Замысел его был разгадан, штурмовики с честью выполнили поставленную им задачу, и бронепоед был частично разбит и повреждён. Выводом из строя бронепоезда штурмовики обеспечили успешное продвижение пехотных частей Красной армии на важном участке оборонительных рубежей противника.
29.07.1943 года действовал в районе Локно, ведущим в составе группы из 8 самолётов Ил-2. Контратакующий враг сосредоточил в районе Локно около 40 танков и до 100 автомашин, умело замаскировав их и рассчитывая нанести удар по нашим войскам. Перед старшим лейтенантом Брюхановым была поставлена задача нанести удар по скоплению танков и автомашин. Тщательно подготовившись и подготовив свой личный состав, тов. Брюханов повёл их на выполнение поставленного задания. Умело замаскированная цель была группой быстро обнаружена и в результате мощных штурмовых ударов враг недосчитался до 10 танков и до 25 автомашин.
Мастерство и умение неоднократно спасало его от неминуемой гибели.
2.08.1943 года при выполнении боевого задания в районе Хотынец его самолёт был обстрелян сильным артиллерийским огнём противника и подбит. В это же время его атаковали два ФВ-190. Мастерски отбиваясь от наседавших истребителей противника, выполнив боевое задание, благополучно приземлился на своей территории.
7.08.1943 года в том же районе был атакован шестью самолётами ФВ-190. Его самолёт получил до 40 пробоин, было перебито управление элероном, осколками разбиты очки, но всё это не помешало храброму лётчику выполнить боевое задание и приземлиться на своём аэродроме.
30.4.1944 года в районе Хоцымеж был атакован истребителями противника на высоте 600 метров, на самолёте было разбито управление и возник пожар. Тов. Брюханов выбросился из горящего самолёта на парашюте и, несмотря на то, что парашют раскрылся на высоте 50 метров, благополучно приземлился на нейтральной полосе и прибыл домой. Вследствие пожара на самолёте получил ожоги лица, осколками были ранены руки.
26.08.1944 года группой в составе 6 самолётов Ил-2 действовал по скоплению железнодорожных эшелонов на станции Воловец. В результате эффективного удара было подожжено до 15 цистерн с горючим и 10 товарных вагонов, создан очаг пожара, который был виден на расстоянии 20-30 километров.
За проявленное личное геройство, мужество и отвагу в боях, лично совершённые 125 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2, уничтожение живой силы и техники противника, руководство эскадрильей достоин присвоения звания Героя Советского Союза.
Командир 996 штурмового авиационного Каменец-Подольского авиационного полка
Подполковник Шепельский 22 февраля 1945 года.

Комментарии