22.

04.2021 года исполнилось 10 лет со дня смерти Михаила Козакова
.Советский, российский и израильский актёр и режиссёр театра, кино и телевидения, сценарист; народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых
Годы жизни: 11.10.1934 - 22.04.2011 гг.
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ МИХАИЛА КОЗАКОВА
.






По мнению коллег Михаила Козакова он был очень красивым и своеобразным человеком, которому была уготована непростая, путанная, странная, не совсем понятная жизнь. Он метался между двумя странами, пытаясь найти себя в России и в Израиле, и эти метания плохо сказались на его здоровье, отнимали и творческие силы и вдохновение. Но, несмотря на все трудности, судьба у него была счастливой.

В творческой биографии Михаила Козакова было много интересных и запоминающихся картин. Слава пришла к молодому актеру после выхода ленты «Человек-амфибия». Его полюбили зрители, даже несмотря на то, что в этом фильме ему достался отрицательный персонаж.



ДЕТСТВО
Родился Михаил Козаков 14.10.1934 года в Ленинграде. У него были интеллигентные родители, которые имели прямое отношение к литературе. Отец мальчика – Михаил Эммануилович, писатель. Мама – Зоя Александровна Никитина(Гацкевич)работала редактором в «Издательстве писателей в Ленинграде». Отец по происхождению был еврей, предки которого сменили фамилию на Козаков, чтобы не выделяться среди русских. В материнских жилах текла сербско-греческая кровь, а бабушка по материнской линии была коренной одесситкой. Мать и бабушка попали под сталинские репрессии и были дважды арестованы — первый раз в 1937-м (освободились через год), второй раз в 1948-м. Обе остались живы.


 Михаил Козаков в юности
Перед самой блокадой многих ленинградских детей эвакуировали. Был среди них и Миша Козаков. Местом жительства Михаила на ближайшие четыре года стала Молотовская область, ставшая впоследствии Пермским краем. В 1941-1944 г.г. Козаков жил в деревеньке Черная, что в Краснокамском районе.

В 1945-м мальчик вернулся из эвакуации в родной город и стал учиться хореографии. Все детство и юность Михаил провел за книгой, благо в родительском доме было что почитать. Родители были очень занятыми людьми, но, несмотря на вечную нехватку времени, всегда уделяли время сыну. Они много говорили, дискутировали об искусстве, старались обсудить прочитанное. Только одна тема была под запретом в семье – политика.
Михаил Козаков в фильме "№СКАЗКА.ЕСТЬ"


ФИЛЬМЫ
Окончив школу и хореографическое училище, Михаил уже не сомневается в том, кем он хочет стать. Парень уезжает в столицу и после успешной сдачи экзаменов, становится студентом Школы-студии МХАТ. В кино начинающий актер дебютировал еще во время учебы. Ему посчастливилось сниматься у самого М.Ромма, который предложил парню роль в картине «Убийство на улице Данте». Этот фильм стал дебютным не только для Михаила Козакова – зрители впервые увидели будущих звезд отечественного кинематографа Валентина Гафта и И.Смоктуновского. Козакову досталась роль Шарля Тибо, с которой он отлично справился. Молодой талант заметили режиссеры и стали звать его в новые проекты – «Восемнадцатый год», «Трудное счастье».


Настоящая слава накрыла Козакова после съемок «Человека-амфибии», которую зритель увидел в 1961-м. Фильм стал очень популярным, а Козаков всеобщим любимцем, невзирая на то, что его герой Зурита очень неприятный персонаж.

Михаил Козаков в фильме "ЧЕЛОВЕК - АМФИБИЯ"


ТЕАТРАЛЬНАЯ КАРЬЕРА
Параллельно с работой в кинематографе Козаков плодотворно трудится в театре. На театральных подмостках у него было гораздо больше работы, чем на съемочной площадке.

.После того как Михаил Козаков окончил Школу-студию, его пригласили сразу в два театра. Педагоги с его курса предлагали начинающему актеру играть во МХАТе. А художественный руководитель Театра им. В. Маяковского Николай Охлопков позвал Козакова в свою труппу. Артист согласился на его предложение и в том же году дебютировал в трагедии Уильяма Шекспира. Козаков исполнил главную роль — датского принца Гамлета. Критики писали о мастерстве начинающего актера, его умении передавать эмоции персонажа.

В его почти мальчишеской угловатой фигуре, в смятенной, взвихренной пластике его движений, напоминающей полотна Эль Греко, чувствуется нервная сила, которая больше его физических сил. <…> Молодой актер хочет понять Гамлета с такой же ненасытной жадностью, с какой его Гамлет хочет познать мир. И эта страсть, эта лихорадка познания, пронизывающая всю его роль беспокойными стремительными ритмами, составляет притягательную силу игры молодого артиста.
 Михаил Козаков и Евгений Евстигнеев  в спектакле "ДЕКАБРИСТЫ"


На сцене этого театра Козаков блистал три года,Кроме «Гамлета» Козаков играл в спектаклях «Человек в отставке», «День остановить нельзя», «Гостиница «Астория». Ему часто давали главные роли, однако артист несколько раз хотел уйти из театра. В 1957 году Олег Ефремов пригласил Козакова в «Современник», но Козаков перешел туда лишь спустя два года.

В «Современнике» актер проработал более десяти лет. В постановке пьесы Евгения Шварца «Голый король» Михаил Козаков исполнил роль Камергера, которую критики посчитали непривычной для его репертуара. Театровед Элеонора Тадэ писала: «Его никто не узнавал на сцене: ни поклонники, ни скептики. Зрители, раскрыв программку, тщетно старались угадать в рыжем угловатом детине, беспрестанно воюющем с гувернантками, знакомые черты популярного актера».
  Потом сменил ушел на театральные подмостки «Современника». С 1959-го по по 1971-й актер трудится в этом театре, а потом уходит во МХАТ. Сцена МХАТа не стала родной для Козакова, потому что он ушел из театра спустя год. На этот раз Михаил вошел в труппу Театра на Малой Бронной.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В КИНЕМАТОГРАФ

В 70-е годы прошлого века актер снова вернулся в кино, он  стал сниматься в кино чаще. Артист сыграл помощника губернатора Джека Бёрдена в фильме «Вся королевская рать» по одноименному роману американского писателя Пена Уоррена. Эту роль Козаков считал одной из своих любимых. Он вспоминал: «Прочитав роман… Пена Уоррена „Вся королевская рать“, я несколько дней ходил под сильным впечатлением. „Какое счастье, — думал я, — сыграть Джека Вердена“. И когда через год раздался звонок со студии „Беларусьфильм“ с предложением сыграть роль Джека, я, не спрашивая, какой сценарий, кто режиссер, какие условия съемок, сразу дал согласие. Я знал — это была моя роль»..
 Это был расцвет кинематографа, когда снималось качественное, зрелищное кино, впоследствии ставшее настоящим золотым фондом. Козакова можно было увидеть в картинах «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!».

В это же время к актеру Козакову пришло понимание, что он хочет снять свое кино. В 1975-м он стал режиссером фильма «Ночь ошибок», в 1978-м – «Безымянной звезды».

Михамл Козаков в фильме "БЕЗЫМЯННАЯ ЗВЕЗДА"

Роль главного героя должен был исполнить Олег Даль, но ее отдали другому молодому актеру – И.Костолевскому. Его партнершей по фильму стала Анастасия Вертинская. Дуэт молодых дарований очень понравился зрителям и критикам, и лента прошла с большим успехом.

Как режиссер Михаил Козаков прославился благодаря фильму «Покровские ворота». В основу картины легла одноименная лирическая комедия Леонида Зорина о московской коммунальной квартире. Пьеса была опубликована в 1974 году. Тогда же Козаков поставил на ее основе спектакль в Театре на Малой Бронной и захотел снять фильм по произведению. Однако руководство «Мосфильма» не одобрило «Покровские ворота» из-за того, что в сценарии было слишком много диалогов и мало действия.

Вместе с драматургами Игорем Шевцовым и Леонидом Зориным Козаков написал сценарий двухсерийного фильма для телевидения. Текст режиссер показал руководителю творческого объединения «Экран» (ТО «Экран») при студии «Останкино» Борису Хессину. Однако он тоже запретил снимать картину, так как посчитал «Покровские ворота» непатриотичными из-за «ностальгии по хрущевской оттепели». Сценарий комедии вновь пришлось редактировать. Спустя несколько месяцев Хессин все же одобрил «Покровские ворота». Однако он отказывался запускать ленту в производство. Хессин потребовал, чтобы Козаков сыграл партийных деятелей в следующих фильмах «Экрана». Артист исполнил роль революционера Феликса Дзержинского в трех картинах подряд. После этого ему разрешили снимать фильм.

Съемки «Покровских ворот» начались в 1978 году и проходили в Москве. Сцены в коммунальной квартире главных героев снимали на студии «Мосфильм». Там для «Покровских ворот» специально построили павильон, который имитировал сталинский дом в стиле ампир.

Козаков хотел воссоздать атмосферу Москвы 1950-х годов, поэтому тщательно следил за деталями. Герои «Покровских ворот» ездили на трамвае, который курсировал по Бульварному кольцу в то время, ходили в популярный в те годы кинотеатр «Колизей» на фильм «Карнавальная ночь».

Для «Покровских ворот» Михаил Козаков долго подбирал актеров. На роль аспиранта Костика Ромина пробовались 19 человек, пока режиссер не утвердил Олега Меньшикова. Кроме него в картине играли Леонид Броневой, Инна Ульянова, Татьяна Догилева, Виктор Борцов и другие. В «Покровских воротах» прозвучало более десяти песен, в том числе «Песенка об Арбате» Булата Окуджавы и «Дорогие мои москвичи» Исаака Дунаевского.

В 1982 году работа над «Покровскими воротами» завершилась. Однако фильм не выходил в эфир. Сначала руководство «Экрана» вносило в картину «идеологические правки». Козакова заставили изменить несколько эпизодов, в которых «искажался образ советского гражданина». Затем фильм не одобрил председатель Гостелерадио Сергей Лапин: «Такие фильмы делают люди, сбегающие в Израиль или в Америку! Это же какой-то Зощенко!»

В феврале 1983 года «Покровские ворота» наконец разрешили показывать по телевидению. Критики одобрили картину, а друг Козакова поэт Давид Самойлов даже посвятил режиссеру стихи:

В этом фильме атмосфера
Непредвиденных потерь.
В нем живется не так серо,
Как живется нам теперь.
В этом фильме перспектива,
Та, которой нынче нет.
Есть в нем подлинность мотива,
Точность времени примет…
В 1980-х Козаков снял еще несколько фильмов — «Если верить Лопотухину», «И свет во тьме светит

 После этого Козаков снимает еще несколько удачных картин, которые только закрепили за ним славу талантливого режиссера – «Визит дамы», «Если верить Лопотухину», «Маскарад». Особым вниманием пользовался фильм «Визит дамы».


В 1992 году актер принял решение эмигрировать на «историческую родину» — в Израиль. Козаков пытается работать, даже создает труппу, в которую вошли эмигрировавшие актеры. Но после четырех лет пребывания в Израиле, актер в 1996-м вернулся в Россию. На родине он становится организатором и руководителем собственной труппы, которая называлась «Русская антреприза Михаила Козакова». В новом столетии Козаков продолжает снимать и сниматься сам. В новом веке зрители увидели еще две удачных работы Козакова-режиссера – «Медная бабушка» и «Очарование зла», рассказывающих о том, как живут русские эмигранты.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

В личной жизни актера-режиссера Козакова было четыре официальных брака. Первой женой Михаила стала эстонка Грета Таар. Они поженились после окончания вуза и прожили вместе десять лет. Грета была костюмером на киностудии «Мосфильм». В 1957-м у них родилась дочка Катерина, которая впоследствии стала филологом. В 1962-м они стали родителями сына Кирилла, продолжившего семейную актерскую династию. Дочь Кирилла Козакова Мария тоже стала актрисой.




 Михаил Козаков с женой Гретой Таар  и детьми


После разрыва с первой женой, Козаков женится на Медее Берелашвили, известной художнице-реставраторе. Их брак был недолгим, всего три года, после которых был громкий и болезненный развод, сопровождавшийся выяснениями отношений и обвинениями друг друга. В 1969-м у них родилась дочь Манана, которая впоследствии закончила «Щуку» и стала актрисой Тбилисского театра. Этот развод был очень болезненным, Козаков не выдержал напряжения и начал пить.
Михаил Козаков с дочерью Мананой

У Михаила началась затяжная депрессия, преодолеть которую он смог только благодаря новому знакомству. Козаков женится в третий раз. Его новой женой стала Регина Быкова, литератор, которая переводила прозу и поэзию с английского на русский и наоборот. Они были вместе 18 лет, брак был бездетным. Регина умела идти на компромиссы, поэтому чтобы сохранить в семье мир и покой, часто не обращала внимания на выходки мужа. Она не стала выяснять отношения, когда до нее дошли слухи о романе ее супруга с А.Вертинской. В 1988-м женщина уехала в США на работу, и спустя три месяца они развелись.
Михаил Козаков с женой Региной

Светлая полоса в личной жизни актера началась после знакомства с Анной Ямпольской. Они поженились, несмотря на то, что разница в возрасте влюбленных составляла четверть столетия. В 1988-м у них родился сын Миша, в 1995-м дочка Зоя.
Михаил Козаков и Анна Ямпольская с детьми

В 1996 году Козаков вернулся в Россию и снова начал сниматься в кино. Он появился в картинах «Роковые яйца» и «Мания Жизели».

С «Русской антрепризой Михаила Козакова» режиссер стал гастролировать и по России. В конце 1990-х он поставил спектакли «Невероятный сеанс», «Играем Стриндберг-блюз» и «Цветок смеющийся».

В 2004 году Михаил Козаков снял телеспектакль «Медная бабушка» для телеканала «Культура». В том же году, к своему 70-летнему юбилею, режиссер выпустил монофильм «Играем Шекспира». Артист назвал его итогом своего творчества. В картине он рассказал о своих ролях в постановках пьес Шекспира «Гамлет», «Венецианский купец» и «Комедия ошибок».

Козаков часто выступал с моноспектаклями, читал стихи. В 2000-х вышли диски «Барышня-крестьянка. Выстрел. Пиковая дама. Читает Михаил Козаков», «Мой Бродский. Избранное. Читает Михаил Козаков» и другие.

В 2000-х Козаков составил несколько автобиографических книг. В предисловии к «Актерской книге» он писал: «Если что-либо пережитое не сыграно, не поставлено, не охвачено хотя бы на страницах дневника, оно как бы и не существовало вовсе. А так как актер — профессия зависимая, зависящая от пьесы, сценария, денег на фильм или спектакль, то некоторым из нас ничего другого не остается, как писать кто, что и как умеет. Доиграть несыгранное, поставить ненаписанное, пропеть, прохрипеть, проорать, прошептать, продумать, переболеть, освободиться от боли».


СМЕРТЬ
В 2010-м Михаил Козаков почувствовал недомогание,он вернулся в Израиль на лечение  и обратился в больницу. Заключение врачей звучало как приговор – рак легких, к тому же запущенный. Но актер решил бороться и дал согласие на проведение операции израильскими онкологами в городе Рамат-Ган. Актер понимал, что больших шансов у него нет, поэтому заранее побеспокоился о месте своего захоронения. Он купил участок земли на кладбище Введенское, рядом со своим отцом.

Михаил Козаков пытался преодолеть недуг, поддерживал форму и продолжал работать. Он снялся в интересных проектах «Зоя», «Борис Годунов», «Любовь-морковь».

В 2010 году здоровье Михаила Козакова ухудшилось. Он вернулся в Израиль на лечение. Артист умер 22 апреля 2011 года в городе Рамат-Ган недалеко от Тель-Авива. Тело Михаила Козакова перевезли в Москву, его похоронили на Введенском кладбище рядом с отцом.


Комментарии