Комментарии
- 23 июл 2021 18:46Зоя Мартынова(Кривошляпова)
️
- 23 июл 2021 19:08Valentina Halter Гальтер Соколова
- 23 июл 2021 19:15Лидия Захарова
- 23 июл 2021 19:51Ирина Кузнецова
- людмила михайлова (орошевская)Комментарий удалён.
- 23 июл 2021 20:59людмила михайлова (орошевская)
- 23 июл 2021 23:01Лилия Горбунова
️
- 25 июл 2021 09:12Ольга Гудимова
- 25 июл 2021 09:12Ольга Гудимова
- 25 июл 2021 09:12Ольга Гудимова
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
СТИХИ ДЛЯ ДУШИ...И НЕ ТОЛЬКО
СТИХИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО, ПОСВЯЩЕННЫЕ СВОИМ ЖЕНЩИНАМ
Всенародный бард оставил множество стихов и песен. Многие из них – явные посвящения женщинам. Но вот каким именно?
ИЗОЛЬДА ЖУКОВА-ВЫСОЦКАЯ – «О нашей встрече»
О НАШЕЙ ВСТРЕЧЕ ЧТО ТАМ ГОВОРИТЬ! —
Я ждал её, как ждут стихийных бедствий.
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий.
Я сразу сузил круг твоих знакомств,
Одел-обул и вытащил из грязи,
Но за тобой тащился длинный хвост —
Длиннющий хвост твоих коротких связей.
Потом, я помню, бил друзей твоих:
Мне с ними было как-то неприятно,
Хотя, быть может, были среди них
Наверняка отличные ребята.
О чём просила — делал мигом я:
Я каждый час старался сделать ночью брачной.
Из-за тебя под поезд прыгал я,
Но, слава богу, не совсем удачно.
И если б ты ждала меня в тот год,
Когда меня отправили на "дачу", —
Я б для тебя украл весь небосвод
И две звезды кремлёвские в придачу.
И я клянусь, последний буду гад:
Не ври, не пей — и я прощу измену.
И подарю тебе Большой театр
И Малую спортивную арену.
А вот теперь я к встрече не готов:
Боюсь тебя, боюсь ночей интимных —
Как жители японских городов
Боятся повторенья Хиросимы.
В.Высоцкий,
1964
Своей первой жене Изольде, судя по всему, Высоцкий посвятил песню «О нашей встрече» с такими словами: «О нашей встрече что там говорить! Я ждал ее, как ждут стихийных бедствий, Но мы с тобою сразу стали жить, Не опасаясь пагубных последствий».
Она очень обиделась на некоторые шутливые обороты, приняв это на свой счет...
"Я выбираю букву "В" - её подарил мне Владимир Высоцкий на всю жизнь", - так заканчивается книга Изы Высоцкой "С тобой... без тебя".
Студенческий брак оказался недолгим, через некоторое время Высоцкий познакомился с Людмилой Абрамовой. Правда, с первой женой он развелся уже после того, как Абрамова родила ему двоих сыновей.
.
ЛЮДМИЛА АБРАМОВА – «У тебя глаза как нож…»
Прямых посвящений второй жене у Владимира Семеновича нет, но его близкие не раз утверждали в интервью, что песня «У тебя глаза как нож…» — именно о ней. «У тебя глаза как нож: Если прямо ты взглянешь, Я забываю, кто я есть и где мой дом…».
У ТЕБЯ ГЛАЗА КАК НОЖ
У тебя глаза как нож:
Если прямо ты взглянешь,
Я забываю, кто я есть и где мой дом.
А если косо ты взглянешь -
Как по сердцу полоснешь
Ты холодным острым серым тесаком.
Я здоров, к чему скрывать!
Я пятаки могу ломать,
Я недавно головой быка убил.
Но с тобой жизнь коротать —
Не подковы разгибать,
А прибить тебя морально — нету сил!
Вспомни, было ль хоть разок,
Чтоб я из дому убег?
Ну когда же надоест тебе гулять?
С гаражу я прихожу,
Язык за спину заложу
И бежу тебя по городу шукать.
Я все ноги исходил,
Велосипед себе купил,
Чтоб в страданьях облегчения была.
Но налетел на самосвал,
К Склифосовскому попал,
Навестить меня ты даже не пришла.
И хирург, седой старик, -
Он весь обмяк и как-то сник, -
Он шесть суток мою рану зашивал.
А как кончился наркоз,
Стало больно мне до слез:
Для кого ж я своей жизнью рисковал?
Ты не радуйся, змея,
Скоро выпишут меня!
Отомщу тебе тогда без всяких схем.
Я те точно говорю:
Остру бритву навострю
И обрею тебя наголо совсем.
1961 г.
О том, как произошло расставание с Людмилой, Высоцкий тоже упомянул в одной из песен: «Дела» — «Весь год жила-была и вдруг взяла, собрала и ушла, И вот – такие грустные дела у меня».
Дела!
Меня замучили дела —
каждый день, каждый день, каждый день.
Дотла
Сгорели песни и стихи —
дребедень, дребедень, дребедень!
Весь год
жила-была и вдруг взяла
собрала и ушла.
И вот —
такие грустные дела у меня...
Теперь
Хоть целый вечер подари,
подари, подари —
Поверь:
Я буду только говорить!
Из рук,
из рук вон плохо шли дела,
у меня шли дела.
И вдруг
Сгорели пламенем дотла —
Не дела, а зола...
Весь год
она жила и вдруг взяла
собрала и ушла.
И вот —
опять весёлые дела у меня...
Теперь
Хоть целый вечер подари,
подари, подари —
Поверь:
Не буду даже говорить!
1966
Косвенный намек на разлад в семейной жизни можно увидеть и здесь: «Подумаешь – с женой не очень ладно, Подумаешь – неважно с головой, Подумаешь – ограбили в парадном, Скажи еще спасибо, что живой».
ЛАРИСА ЛУЖНИНА – «Она была в Париже»
Некоторое время было распространено мнение о том, что песня «Она была в Париже» посвящена Марине Влади. Однако в то время, когда она была написана, Высоцкий еще не был лично знаком с прекрасной француженкой. А в песне речь идет об актрисе Ларисе Лужиной.
Они вместе с Высоцким снимались в фильме «Вертикаль», поэт увлекся Ларисой, но та была замужем и к тому же на тот момент более знаменитой, чем он. Лужина с фильмом «На семи ветрах» объездила весь мир. И в Париже она побывала.
Наверно, я погиб: глаза закрою — вижу.
Наверно, я погиб: робею, а потом
Куда мне до неё — она была в Париже,
И я вчера узнал — не только в нём одном!
Какие песни пел я ей про Север Дальний!
Я думал: вот чуть-чуть — и будем мы на ты,
Но я напрасно пел «О полосе нейтральной» —
Ей глубоко плевать, какие там цветы.
Я спел тогда ещё — я думал, это ближе —
«Про юг» и «Про того, кто раньше с нею был»…
Но что ей до меня — она была в Париже,
И сам Марсель Марсо ей что-то говорил!
Я бросил свой завод — хоть, в общем, был не вправе, —
Засел за словари на совесть и на страх…
Но что ей до того — она уже в Варшаве,
Мы снова говорим на разных языках…
Приедет — я скажу по-польски: «Прошу, пани,
Прими таким как есть, не буду больше петь…»
Но что ей до того — она уже в Иране,
Я понял: мне за ней, конечно, не успеть!
Ведь она сегодня здесь, а завтра будет в Осло…
Да, я попал впросак, да, я попал в беду!..
Кто раньше с нею был и тот, кто будет после, —
Пусть пробуют они, я лучше пережду!
МАРИЯ ГОТОВЦЕВА "СКАЛОЛАЗКА"
Большое впечатление на Высоцкого, как рассказывали, произвела спортсменка – инструктор Мария Готовцева, которая тренировала артистов перед подъемом в горы на съемках «Вертикали». Вероятно, именно ей поэт посвятил знаменитые строчки: «Ох, какая же ты близкая и ласковая, альпинистка моя, скалолазка моя!
СКАЛОЛАЗКА
Я спросил тебя: «Зачем идёте в гору вы? —
А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой. —
Ведь Эльбрус и с самолёта видно здорово…»
Рассмеялась ты — и взяла с собой.
И с тех пор ты стала близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя.
Первый раз меня из трещины вытаскивая,
Улыбалась ты, скалолазка моя!
А потом за эти проклятые трещины,
Когда ужин твой я нахваливал,
Получил я две короткие затрещины,
Но не обиделся, а приговаривал:
«Ох, какая же ты близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!..»
Каждый раз меня по трещинам выискивая,
Ты бранила меня, альпинистка моя!
А потом, на каждом нашем восхождении —
Ну почему ты ко мне недоверчивая?!
Страховала ты меня с наслаждением,
Альпинистка моя гуттаперчевая!
Ох, какая ж ты неблизкая, неласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!
Каждый раз меня из пропасти вытаскивая,
Ты ругала меня, скалолазка моя.
За тобой тянулся из последней силы я,
До тебя уже мне рукой подать —
Вот долезу и скажу: «Довольно, милая!»
Тут сорвался вниз, но успел сказать:
«Ох, какая же ты близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя!..»
Мы теперь с тобой одной верёвкой связаны —
Стали оба мы скалолазами!
1966
ЛЮДМИЛА ОРЛОВА - "НОЛЬ-СЕМЬ"
Людмила Орлова и Владимир Высоцкий
Именно так звали девушку-телефонистку, которая помогала Высоцкому и Влади поддерживать связь, когда им приходилось находиться в разлуке. И пусть в песне звучит другое имя – «Девушка, здравствуйте, как вас звать? Тома?», все же многочисленные данные говорят о том, что международные звонки супругов соединяла именно Орлова.
Людмила даже позволяла себе вмешиваться в разговор – например, если Высоцкий и Влади ссорились по телефону, она грозила отключить связь и больше их не соединять.
Эта ночь для меня вне закона,
Я пишу — по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона —
Я набираю вечное ноль семь.
«Девушка, милая, как вас звать?» — «Тома.
Семьдесят вторая». Жду, дыханье затая…
«Быть не может, повторите, я уверен — дома!..
Вот уже ответили. Ну здравствуй, это я!»
Эта ночь для меня вне закона,
Я не сплю — я прошу: «Поскорей!..»
Почему мне в кредит, по талону
Предлагают любимых людей?
«Девушка, слушайте! Семьдесят вторая!
Не могу дождаться, и часы мои стоят…
К дьяволу все линии — я завтра улетаю!..
Вот уже ответили. Ну здравствуй, это я!»
Телефон для меня — как икона,
Телефонная книга — триптих,
Стала телефонистка мадонной,
Расстоянье на миг сократив.
«Девушка, милая! Я прошу: продлите!
Вы теперь как ангел — не сходите ж с алтаря!
Самое главное — впереди, поймите…
Вот уже ответили. Ну здравствуй, это я!»
Что, опять поврежденье на трассе?
Что, реле там с ячейкой шалят?
Мне плевать: буду ждать — я согласен
Начинать каждый вечер с нуля!
«Ноль семь, здравствуйте! Снова я». — «Да что вам?» —
«Нет, уже не нужно — нужен город Магадан.
Не даю вам слова, что звонить не буду снова,
Просто друг один — узнать, как он, бедняга, там…»
Эта ночь для меня вне закона —
Ночи все у меня не для сна.
А усну — мне приснится мадонна,
На кого-то похожа она.
«Девушка, милая! Снова я». — «Да что вам?» —
«Не могу дождаться — жду дыханье затая…
Да, меня!.. Конечно, я!.. Да, я!.. Конечно, дома!» —
«Вызываю… Отвечайте…» — «Здравствуй, это я!»
1967 г.
ИРИНА МИРОШНИЧЕНКО "ДОМ ХРУСТАЛЬНЫ"
Ирина Мирошниченко в фильме "Единственная"
Песня «Дом хрустальный на горе для нее », как рассказывала Лариса Лужина, была написала как посвящение Ирине Мирошниченко, с которой одно время встречался друг Высоцкого – Всеволод Абдулов. А вовсе не Марине Влади, как думают многие.
Дом хрустальный
Если я богат, как царь морской,
Крикни только мне: «Лови блесну!»,
Мир подводный и надводный свой,
Не задумываясь, выплесну!
Дом хрустальный на горе — для неё,
Сам, как пёс, бы так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
Если беден я, как пёс — один,
И в дому моём — шаром кати,
Ведь поможешь ты мне, Господи,
Не позволишь жизнь скомкати!
Дом хрустальный на горе — для неё,
Сам, как пёс, бы так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
Не сравнил бы я любую с тобой —
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой —
Как мадонной Рафаэлевой!
Дом хрустальный на горе — для неё,
Сам, как пёс, бы так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
1978 г.
МАРИНА ВЛАДИ -ЛИРИЧЕСКАЯ"
Своей третьей жене, Марине Влади, Владимир Высоцкий посвятил самую, пожалуй, красивую и нежную из своих песен: «Здесь лапы у елей дрожат на весу, здесь птицы щебечут тревожно, Живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно ».
ЛИРИЧЕСКАЯ
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно.
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени -
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.
Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света.
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.
Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре, -
Все равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море.
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно?
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?
Украду, если кража тебе по душе, -
Зря ли я столько сил разбазарил?
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!
1969 г.
С Лионеллой Пырьевой, с которой Высоцкий снимался в фильме «Хозяин тайги» и «Опасные гастроли». Владимир Семенович был знаком с ее супругом Иваном Пырьевым. Даже после его смерти Высоцкий приходил погостить, как в старые добрые времена.
Лионелла Пырьева и Владимир Высоцкий в фильме «Хозяин тайги"
Поговаривают, что песня «Ой, где я был вчера» была посвящена именно Пырьевой. В качестве доказательств приводятся слова из песни: «Молодая вдова, верность мужу храня». Но тут есть нестыковки — песня написана до смерти Пырьева.
ОЙ, ГДЕ Я БЫЛ ВЧЕРА
Ой, где был я вчера — не найду, хоть убей,
Только помню, что стены с обоями.
Помню, Клавка была и подруга при ней,
Целовался на кухне с обоими.
А наутро я встал,
Мне давай сообщать:
Что хозяйку ругал,
Всех хотел застращать,
Будто голым скакал,
Будто песни орал,
А отец, говорил,
У меня генерал.
А потом рвал рубаху и бил себя в грудь,
Говорил, будто все меня продали,
И гостям, говорят, не давал продохнуть -
Все донимал их блатными аккордами.
А потом кончил пить,
Потому что устал,
Начал об пол крушить
Благородный хрусталь,
Лил на стены вино,
А кофейный сервиз,
Растворивши окно,
Взял да выбросил вниз.
И никто мне не мог даже слова сказать,
Но потом потихоньку оправились,
Навалились гурьбой, стали руки вязать,
И в конце уже все позабавились.
Кто плевал мне в лицо,
А кто водку лил в рот,
А какой-то танцор
Бил ногами в живот,
Молодая вдова,
Верность мужу храня,
(Ведь живем однова)
Пожалела меня.
И бледнел я на кухне с разбитым лицом,
Сделал вид, что пошел на попятную -
"Развяжите!" — кричал, — "да и дело с концом!" -
Развязали, но вилки попрятали.
Тут вообще началось -
Не опишешь в словах,
И откуда взялось
Столько силы в руках?
Я, как раненный зверь,
Напоследок чудил,
Выбил окна и дверь,
И балкон уронил.
Ой, где был я вчера — не найду днем с огнем,
Только помню, что стены с обоями…
И осталось лицо, и побои на нем.
Ну куда теперь выйти с побоями?
Если правда оно,
Ну, хотя бы на треть,
Остается одно:
Только лечь, помереть,
Хорошо, что вдова
Все смогла пережить,
Пожалела меня
И взяла к себе жить женщинам
1967г.