ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ. КОТОРЫЕ ПЕРЕЖИЛИ БЛОКАДУ

Что о блокаде рассказывала Алиса Фрейндлих

Когда началась блокада, будущая народная артистка СССР Алиса Фрейндлих была первоклассницей, учившейся в школе № 239. Семья девочки выживала благодаря имевшимся запасам, а затем варила студень из столярного клея и ела его с горчицей.

В одном из интервью Фрейндлих рассказывала, как семья топила печь мебелью и книгами. По ее словам, «в буржуйке сгорело полное прижизненное собрание сочинений Льва Толстого». Положение будущей актрисы усугубляло и ее происхождение — немецкая фамилия девочки вызывала много вопросов.

Первые месяцы блокады первоклассницей занималась бабушка — потомственная немка Шарлотта. Она установила жесткие правила, в семье царила дисциплина: например, маленький кусочек хлеба делили и ели по часам, а вместо чая заваривали корицу и постоянно пили кипяток. Кроме того, бабушка заставляла детей регулярно мыться — для этого они собирали снег, который потом растапливался для принятия ванны. Во вторую зиму блокады Шарлотту отправили в Сибирь.
«Её, как потомственную немку, выслали из Ленинграда куда-то в Сибирь или в Казахстан. В эшелоне она умерла... Ей было всего лишь 68 лет. Я говорю „всего лишь“, поскольку сейчас я значительно старше ее. Меня тоже могли выслать из города, но родители к тому времени смогли записать меня как русскую, и потому я осталась», — делилась воспоминаниями Фрейндлих.

Как Илья Резник пережил блокаду Ленинграда

Илья Резник прожил зиму 1941-1942 в Ленинграде

Народный артист России Илья Резник был совсем ребенком, когда началась блокада. В одном из интервью он вспомнил, как семья ходила в гости, где их угощали крапивным супом.

«Однажды бабушка вела меня по улице Восстания и дала кусочек хлеба. Я начал его жадно есть, и одна крошечка упала. Я бросился в снег. Стал искать. Но бабушка сказала: „Не надо. У нас дома есть еще кусочек. А этот пусть воробушек съест!“», — вспоминал поэт в разговоре с Daily Storm.

Резник также рассказал, что выжить удалось благодаря сбору лебеды и крапивы, из которых варили суп. По его словам, чтобы справиться с голодом грызли дуранду — «такой жмых», который «невозможно разгрызть, но грызли».
Лишь в 1942 году его вместе с мамой удалось эвакуировать по Дороге жизни. Те страшные дни он не забудет никогда, так как вокруг слышал звон сирен, смотрели на «ежей», а также наблюдал бомбежки города.

Был где-то бой,А здесь гудело небо, рушилась земля,И я малец 4-х летний шел по трапу на борт всходя,Как мне казалось, корабля,
- напишет позже в дневнике Илья Резник.


Что помнит Лариса Лужина о блокаде Ленинграда

Народная артистка РСФСР Лариса Лужина отметила лишь второй день рождения, когда началась блокада. На глазах будущей артистки умирали от голода люди, в том числе ее сестра. Девочка также стала свидетельницей попыток мамы вылечить раненого отца.

«Мой мишка, подарок от умершего папы, пережил со мной всю блокаду. Мишка был и у других людей потом, а четыре года назад вернулся ко мне. Я выжила, сестренка умерла от голода. Папа был ранен, он умер от истощения. Его хоронить не на что было, мама зашила его в одеяло. <...> Дома мама под подушкой обнаружила кусочки хлеба, которые папе давала. Он не ел, чтобы отдать нам. Как мишку вернула, так и могилу родителя смогла вернуть», — вспоминала артистка в программе «Андрей Малахов. Прямой эфир» на канале «Россия 1».

Янина Жеймо


Знаменитая советская Золушка прожила целый год в блокадном городе. Несмотря на небольшой рост и хрупкость фигуры, актрису зачислили в истребительный батальон. Также как и все ленинградцы днем она спешила на работу, а по ночам шла дежурить на крыши домов, гасить зажигательные бомбы.
Янино Жеймо в фильме «Песнь о счастье» (1934)

Янина Жеймо в самые страшные дни оставалась в городе, снималась, выступала перед бойцами с концертами, получала свои 125 грамм хлеба, поэтому спустя годы говорила: «Гитлер сделал одно доброе дело – я похудела».

Сергей Филиппов

Пересматривая блокадные фото, можно увидеть худого изможденного мужчину с маленьким кусочком хлеба. Это житель блокадного Ленинграда, который так похож на Сергея Филиппова. Мы не беремся утверждать, что на этих двух фото изображен один человек (тем более что на момент начала блокады ему было 29), но поразительное сходство несомненно.
Изможденный мужчина поразительно похож на актера

Так или иначе, Филиппов остался в блокадном городе и продолжал работать в Театре комедии, хотя труппу должны были эвакуировать в Душанбе.
Об этом вспоминал Андрей Тропилло – Филиппов был женат на его бабушке. Продюсер также рассказал, как актер отрезал голову одному из котов, живших при театре – животное было жалко, но голод оказался сильнее.

Леонид и Виктор Харитоновы


После появления на экранах «Солдата Ивана Бровкина» Леонид Харитонов стал настоящим кумиром.

На экране он создал образ добродушного, скромного и обаятельного, но непутевого паренька, который полюбился буквально всем. Младший брат, Виктор Харитонов, стал актером и режиссером, основал театр «Эксперимент». Но все это случилось после войны.

Блокада затронула и семью Харитоновых. В 1941 будущим артистам Леониду и Виктору было 11 и 4 года соответственно.
В блокадном Ленинграде, чтобы выжить, детям приходилось есть даже мыло. По словам младшего брата, именно из-за этого у Леонида развилась язва, которая мучила его всю жизнь. Леонид и Виктор Харитоновы пережили блокаду В кинохронике тех лет есть кадр с двумя очень худенькими детьми, один из них читает книгу, а другой спит на ступенях – это и есть Леня и Витя.

Лидия Федосеева-Шукшина

Когда началась блокада, будущей актрисе не было и трех лет.
Лидия Федосеева в детстве (с братом в блокадном Ленинграде)

Ее семья на тот момент жила в одной из питерских коммуналок, в которой ютилось более 40 человек.
То время Лидия Федосеева-Шукшина не любит вспоминать.
Как и всем, ей пришлось пережить голод, разруху, из-за чего пришлось быстро повзрослеть.
После завершения осады города мама отвезла Лиду и ее брата к бабушке на станцию Пено

Галина Вишневская


Все 900 дней блокады будущая оперная певица провела в Ленинграде. На тот момент ей было 15 лет. Она жила вместе с бабушкой.
После развода родителей, именно она взяла на себя воспитание девочки. Во время блокады юная Галя потеряла самого дорого для нее человека – бабушку. После этого она помогала защитникам города чем могла, в том числе и певческим талантом.
Галина Вишневская с бабушкой


Илья Глазунов

Илья Глазунов с мамой Ольгой Константиновной до войны

Будущий художник родился в потомственной дворянской семье. Отец был историк, мама (в девичестве Флуг) – правнучка знаменитого историка и статиста Константина Ивановича Арсеньева, воспитателя Александра II.

Все члены большой семьи Ильи Глазунова: папа, мама, бабушка, тетя, дядя, – умерли от голода в блокадном Ленинграде. А маленького Илью, которому тогда было 11 лет, родственникам удалось вывезти из города по «Дороге жизни» в 1942 году.

Елена Образцова


Все свои детские воспоминания оперная певица связывала с блокадным Ленинградом. Когда началась война, ей было 2 года. Несмотря на юный возраст, Елена Образцова запомнила на всю жизнь всепоглощающее чувство голода и холода, постоянные воздушные тревоги, длинные очереди за хлебом в 40-градусный мороз, истощавшие трупы, которые свозили в больницу. Весной 1942 года ей удалось эвакуироваться по «Дороге жизни» в Вологодскую область.

Иосиф Бродский

Родился знаменитый поэт и прозаик в Ленинграде в 1940 году в интеллигентной еврейской семье. Когда ему исполнился год, началась война и осада города. Из-за юного возраста он мало что помнил об этом.

В память об тих страшных днях осталось фото маленького Иосифа на саночках. Именно на них мама его возила в булочную. Во время бомбёжек маленького Иосифа часто приходилось прятать в бельевой корзине и уносить в бомбоубежище. В апреле 1942 года семья эвакуировалась из города.

Валентина Леонтьева


В 1941 году ей исполнилось 17 лет. Во время блокады хрупкая Валя Леонтьева вместе со своей сестрой Люсей были в отряде ПВО, помогали гасить зажигательные бомбы.
Их 60-летний отец стал донором крови, чтобы получать дополнительный паек и прокормить семью. Однажды по неосторожности он повредил руку, из-за чего началось заражение крови. Вскоре он умер в больнице. В 1942 году Валентина вместе с родными эвакуировалась из города по «Дороге жизни».
Всеми любимая тетя Валя служила в отряде ПВО

Кира Крейлис-Петрова


Десятилетняя Кира Крейлис-Петрова пережила блокаду вместе с сестрой и мамой. Отец в 1941 году ушел на фронт. Все ужасы того времени она хорошо запомнила: постоянный голод и невозможность согреться, трупы вокруг и каннибализм. Тем не менее, даже тогда ей удавалось шутить и поддерживать окружающих. Во время бомбежек она рисовала себе усы сажей и веселила ревущих от страха в бомбоубежище детей.
Кире Крейлис-Петроваой хорошо запомнила блокаду, в 1941 году ей было 10 лет


Клавдия Шульженко


Начало войны певица встретила на гастролях в Ереване. Клавдия Шульженко добровольно вступила в ряды действующей армии и вернулась в город, став солисткой фронтового джаз-оркестра Ленинградского военного округа.
Вместе с мужем, артистом Коралли, во время блокады они дали более 500 концертов. Своими выступлениями ансамбль помогал людям поверить в победу и не сдаться в тяжелое время. Коллектив просуществовал до 1945 года и получил множество наград.
Шульженко сотни раз выезжала на передовую Ленинградского фронта

Что говорила Ольга Берггольц о блокадном Ленинграде

Ольгу Берггольц в блокадном городе называли голосом надежды. В первые дни войны она пришла в Ленинградское отделение Союза писателей, откуда ее направили в распоряжение литературно-драматической редакции Ленинградского радио. Голос Берггольц ежедневно звучал на улицах города.

«Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц», — так начиналось выступление литератора на радио.

Именно поэтессе принадлежит фраза «Никто не забыт и ничто не забыто». После войны в свет вышла книга Берггольц «Говорит Ленинград» — о работе на радио в годы ВОВ. Также она создала пьесу «Они жили в Ленинграде» и десятки других произведений о войне.

Что такое Ленинградская симфония

В начале блокады композитор находился в городе и служил в добровольной пожарной команде профессорско-преподавательского состава консерватории.

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония композитора Дмитрия Шостаковича, посвященная борьбе осажденного города. В последствии Анна Ахматова назовет эту композицию Ленинградской симфонией, а Берггольц окрестила премьеру «Нашим первым днем Победы»
Композитор и педагог Дмитрий Дмитриевич Шостакович со студентами Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского на уроке композиции, 04.04.1943

Композитор не смог лично присутствовать на первом концерте, поскольку не получил соответствующее разрешение. Он только добавил к партитуре свое посвящение, напечатанное в газетах и на программках.

«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!», — писала иностранная пресса.

В 1942 году журнал Time разместил Шостаковича на своей обложке в пожарном шлеме пылающего города.

«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию», — дописал композитор.

Комментарии