ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ- ежегодное ли празднование?

Существует мнение, согласно которому "Вечеря Господня" должна отмечаться лишь один раз в году 14-го Нисана после захода Солнца. Оно основано на заключении, что если иудейская Пасха отмечалась один раз в год, то это должно относится и к заменившей её Вечере (сравни Исход 12:1-17).
Упор делается так же и на подробностях последнего вечера перед арестом Христа, которые апостол Павел пересказал Коринфскому собранию:
«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1-е Коринфянам 11:23-25).
Однако, в большинстве христианских деноминаций распространение получил иной подход, выраженный в более частом приобщении верующих к символам плоти и крови Христа - хлебу и вину.
Какая из двух точек зрения больше соответствует раннехристианскому образцу?
Дело в том, что в период действия Нового Завета должны были найти свое воплощение большинство буквальных ветхозаветных прообразов. Например:
воскурение фимиама преобразилось в "жертвы хвалы" выраженные молитвами, а вместо жертвенных животных христиане стали жертвовать личным имуществом, а порой и жизнью в борьбе за свою надежду:
9
И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.
10
И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
11
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
3
И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.
(Откровение 6:9-11; 8:3).
Даже нечистые по Закону животные, как оказалось, представляли собой язычников: (Деяния 10:9-17,34,35; сравни 1-е Коринфянам 10:25,26).
Еженедельное соблюдение субботнего покоя израильтянами позже выразилось в ежедневном подражании христиан своему Учителю, а так же является прообразом будущего "дня покоя"
8
Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.
9
Посему для народа Божия еще остается субботство.
10
Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
(Евреям 4:8-10).
Как видно, всем ветхозаветным прообразам суждено утратить свою буквальность и Пасха, во время которой Иисус учредил новый ритуал, не должна была стать исключением. Вполне возможно, что именно по этой причине мы не видим в раннем христианстве определенной привязки ко времени в отношении проведения Вечери (хлебопреломления). В книге Деяния мы читаем:
"А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба..." (Деяния 20:6,7).
Этот текст показывает, что ученики собрались для "преломления хлеба" спустя около тринадцати дней после окончания Пасхальной недели (дней опресночных) (сравни Марка 16:14).
Данное "преломление" было не похоже на заурядную встречу христианских друзей, на что указывает, например, постановка предложения в которой употребление хлеба упоминается как-то по особенному.
Тем временем, с юношей по имени Евтих произошел несчастный случай, нарушивший ход "преломления". Однако, как только выяснилось, что пострадавший пришел в себя, Павел:
"... взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел" (Деяния 20:11).
Бросается в глаза то, что убедившись в благополучии Евтиха, апостол сразу сделал именно то, от чего его отвлекло падение юноши. Эта, едва заметная подробность вызывает стойкое ощущение, что речь шла именно о причастии к "телу" Христа, прерванном несчастным случаем, а не об обычном совместном ужине ранних христиан.
С другой стороны в отличие от Моисея, четко обозначившего дату празднования Пасхи, Павел в своем описании использует довольно размытую фразу в отношении сроков для приобщения к "плоти и крови" Христа:
"Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1-е Коринфянам 11:26).
Примечательны так же слова самого Христа:
"...сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1-е Кринфянам 11:25).
Маловероятно, что ученики вспоминали о жертве Мессии только раз в году... Логичнее заключить, что размышления о Его подвиге должны были стать для них ежедневной "пищей", питающей их надежду и придающей сил хранить верность
(сравни И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Луки 24:35;
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
Деяния 2:42,46
).
Если учесть, что большинство первых христиан жили в окружении ортодоксальных евреев, их основное проповедническое служение могло быть сосредоточено в субботу - самое благоприятное время для обсуждения духовных вопросов с окружающими. На следующий день (первый день недели) они вполне могли встретиться друг с другом чтобы поделиться своими случаями из служения, произошедшими за неделю. Здесь же они могли пригубить по глотку вина и куску хлеба в память о подвиге их Учителя. Однако, это предположение не является попыткой утвердить "причастие" в качестве еженедельного ритуала в противовес ежегодному.
Да и фраза: "когда только" из 1-е Коринфянам 11:25 едва-ли вообще дает право устанавливать жесткие рамки в этом отношении.
Похоже, что вся новозаветная концепция отличается от своей ветхозаветной предшественницы полным переходом от "буквы закона" к "духу учения" в котором отпадает необходимость наличия четких рамок в поклонении, в том числе временных. Склонность к ним многих христиан не редко становилась предметом критики апостола Павла:
"Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас" (Галатам 4:9-11)

ВЫВОДЫ:
* Вечеря Господня для большинства верующих является, по сути, памятным событием заключения Нового Завета, основанного на смерти Иисуса Христа!

* Текст Библии не содержит достаточных оснований, для того чтобы считать "причастие" ежегодным ритуалом по аналогии с древней Пасхой.

* Пасха не является прямым прообразом Вечери, хотя некоторые сходства между двумя этими празднованиями имеют важное значение.

* Люди, чье "сердце" было обрезано Богом, а так же получившие "залог святого духа", приобщаются к символам Нового Завета - глотку красного вина и не заквашенному хлебу (Римлянам 2:29; 2-е Коринфянам 1:21,22; Луки 22:29, 30; 12:32, 37; Исход 12:18).

* Прежде чем приобщаться к "крови" и "плоти" Христа каждому человеку необходимо задаться вопросом:
обладает ли он "обрезанным сердцем", "залогом святого Духа", а так же другими признаками, свойственными соправителям Иисуса Христа? Насколько он уверен, что Христос доверит ему "судить двенадцать колен Израилевых" (Луки 22:30)?

Если у вас есть сомнения на этот счет, было бы не плохо поразмышлять над данными библейскими текстами:
7 Иисус наблюдал за тем, как гости выбирали себе лучшие места, и рассказал им притчу: 8 «Если тебя позвали на пир, не занимай лучшее место, ведь может оказаться, что приглашен кто‑то более важный, чем ты. 9 И хозяин, пригласивший тебя и его, войдет и скажет тебе: „Уступи это место ему". Тогда тебе придется со стыдом перейти на самое последнее место.
10 Наоборот, когда тебя приглашают, иди и садись на нижнее место, и, когда пригласивший тебя человек выйдет к гостям, он скажет тебе: „Друг, садись сюда, повыше!" И будет тогда тебе почет среди остальных гостей.
11 Потому что всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, возвысится». Луки 14:7-11.
#01Пасха

Комментарии

Комментариев нет.