Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа.

В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий.
Самовар, как главный атрибут для приготовления чая, был в особом почете только в России, хотя его предшественники имелись и в Китае и в Европе. Петр I привез образец этого агрегата из Голландии, но в своем первозданном виде он не прижился, и потерпел значительную модификацию. Первые русские самовары стали производить в Туле в 1812 году, на фабрике Василия Ломова, а затем пошло поехало, самовары стали делать Воронцовы, Шемарины, Баташевы, Ваныкины, но самым известным и любимым стал конечно Слюзбергский самовар.
Каждый москвич чутко прислушивался к тому как себя в самоваре ведут угли, если громко потрескивают и перестукиваются, значит быть добру, а если не дай бог загудели и засвистели, жди беды. По этой причине за самоварами следили как за самым главным членом семьи, холили и лелеяли, тщательно чистили и яростно начищали, чтобы блестел словно золотой.
К четырем пополудни, в каждом без исключения московском дворе растапливали самовар, в богатых домах заваривался ароматный китайский чай от Перлова, в домах попроще цейлонский цветочный, а для тех кто жил скромно, рогожский, из спитого чая и кипрея.
В трактирах и чайных к заветному часу, подавали на столы чайную пару, а именно, один чайник с кипятком, а второй с заваркой. На стол ставились чашки и обязательно блюдца, больше напоминающие пиалу. Выставлялся в отдельных сахарницах кусковой сахар или сахарная голова, в придачу к которой шли специальные щипчики. Подавались различные калачи да плюшки, баранки и пряники, пирожки и блины, бублики и конфекты, ароматный фруктовый сахар и конечно карамельки.
И пусть церемония чаепития не была такой серьезной и строгой как в Китае или в Японии, но свои правила и особые знаки безусловно имелись. Перво наперво, чай должен был быть огненно горячим, именно по этой причине чай из чашек потом переливался в глубокое блюдце и шумно вприхлебку выпивался.
Простой люд и купцы победней пили чай из жестяных кружек и глиняных стаканов, и напившись чаю могли отставить стакан в сторону, но этот знак не всегда обозначал, что гость напился чаю по самые глаза.
Вот какие удивительные строки про московское чаепитие имеются у великолепного знатока Москвы и москвичей, писателя Александра Вьюркова: « Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахара и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут».
В благородных домах чай из блюдца конечно не пили и сахар вприкуску не ели, его добавляли в чашку с чаем и деликатно размешивали ложечкой, и если гость чаю напился, то он оставлял ложку в чашке.
Мужчины из дворянского сословия пили чай из стаканов в подстаканниках, а подстаканники были самыми разнообразными, от простых казенных оловянных до драгоценных серебряных, с медалями и вензелями.
Различные столоначальники и служащие любили попить чайку с «позолотой», это означало с коньяком или ромом, и частенько прилично так, назолачивались))
Купец, пьющий чай", 1869 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Кудрин И.И.
Маковский К.Е. "Алексеич"
Морозов А.И. За чаепитием.
Мастеровой за чаепитием (1865) А. А. Попов
Константин Коровин «За чайным столом», 1888 год
Чаепитие
Загорский Н.П.
1890 год
Коллекция
Национальный музей Республики Бурятии
Василий Бакшеев «Житейская проза», 1892—1893 годы
Василий Перов «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862 год
Третьяков Н. Утром на даче
Маковский В. Наем прислуги
С. А. Виноградов. Купчиха за самоваром. 1936
Константин Маковский «За чаем», 1914 год
Художник В.М. Васнецов. Чаепитие в трактире. 1874

Комментарии