#ВопросПастору #АлександрСерков

Вопрос №156
ВОПРОС:
Добрый день!
Почему текст Десятисловия в Исх. 20 и Втор. 5 столь заметно отличается, и более всего в месте, которое так любят акцентировать адвентисты - в обосновании соблюдения субботы (Творение и Исход)?
К каким выводам это различие подводит исследователей?
Например:
- какая версия Десятисловия содержалась на скрижалях?
- если Моисей оба раза цитировал по памяти, почему расхождения столь заметны?
- существуют ли иные примеры расхождений в тексте Десятисловия в других местах Писания?
- придавали ли иудеи такое значение Десятисловию в Законе, какое ему придают адвентисты?
- Иисус часто ссылается на Десятисловие, однако важнейшими заповедями в Законе считает любовь к Богу и ближнему. О чем это говорит?
Заранее спасибо, жду.
ОТВЕТ:
Вопрос актуальный, но он не из тех, на которые нет ответа. Я цитирую самое начало вопроса:
«Почему текст Десятисловия в Исх. 20 и Втор. 5 столь заметно отличается?»
При тщательном анализе и сопоставлении Декалога, записанного в книгах Исход и Второзаконие, я бы не ставил вопрос так остро, что именно «текст Десятисловия» и, тем более, «столь заметно» отличается. Не весь текст Десятисловия, а только текст четвертой заповеди отличается. Чтобы не быть голословным, и чтобы читателю этой статьи (этого ответа на вопрос) не перелистывать туда-сюда два текста, чтобы что-то найти, я здесь приведу по отдельности каждую заповедь из двух книг, и мы увидим все, что в них разнится, и что – нет.
I заповедь
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Исход).
6 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
7 да не будет у тебя других богов перед лицом Моим (Второзаконие).
Первая заповедь в двух книгах – слово в слово.
II заповедь
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исход).
8 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
9 не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
10 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Второзаконие).
Здесь также нет никакой разницы. Разница лишь в том, что в одном месте слова переставлены: «наказывающий детей за вину отцов» и «за вину отцов наказывающий детей». Это равносильно тому, как я среагирую на эту разницу и напишу либо: «В этом разницы я вообще не вижу» или «разницы в этом я не вижу вообще».
III заповедь
7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исход).
11 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно (Второзаконие).
Вы видите здесь разницу? Я ее не вижу. Разве только глагол в одном месте стоит: «произносит», а в другом – «употребляет». Моисей здесь вообще ни при чем, он в обоих случаях поставил один и тот же глагол: נשׂא «наса», который переводчики синодальной Библии перевели разными синонимичными глаголами.
Четвертую заповедь пока оставляем, ее рассмотрим в конце.
V заповедь
12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исход).
16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Второзаконие).
Во Второзаконии Моисей вставляет некоторые уточнения, а именно: «как повелел тебе Господь, Бог твой». И вместо «на земле», как стоит в Исход, во Второзаконии он расширяет эту мысль и говорит: «и чтобы хорошо тебе было на той земле». Только и того, что добавляет: «чтобы хорошо тебе было». Концепция заповеди здесь совершенно не нарушена.
VI, VII, и VIII заповеди
13 Не убивай (Исход).
14 Не прелюбодействуй (Исход).
15 Не кради (Исход).
17 Не убивай (Второзаконие).
18 Не прелюбодействуй (Второзаконие).
19 Не кради (Второзаконие).
В этих трех заповедях полная идентичность.
IX заповедь
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исход).
20 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Второзаконие).
В этой заповеди также все окей.
X заповедь
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исход).
21 Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего (Второзаконие).
Очередность «жены» и «дома» переставлена. И во Второзаконии добавлено «ни поля». Ну, если бы Моисей добавил еще: «не пожелай Мерседеса ближнего твоего», суть заповеди не оскудела бы.
Вот теперь мы подошли к четвертой заповеди. А вопрос так и стоит:
«и более всего в месте, которое так любят акцентировать адвентисты – в обосновании соблюдения субботы (Творение и Исход)?»
Для начала возьмем первую часть этой заповеди в двух книгах:
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои (Исход).
12 Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой;
13 шесть дней работай и делай всякие дела твои (Второзаконие).
Вторая часть этой половины заповеди совершенно идентична, слово в слово: «шесть дней работай и делай всякие дела твои». А в первой части есть изменения. В Исход написано: «Помни», а во Второзаконие: «Наблюдай», что можно перевести также «соблюдай». В Исход: «чтобы святить его», а во Второзаконии: «чтобы хранить его». Здесь я не вижу ничего криминального, просто игра словами-синонимами. Во Второзаконии Моисей добавил также слова: «Как заповедал тебе Господь Бог твой». Заметьте, в книге Исход сам Бог говорил, и Моисей насвежую передал народу эти слова, а во Второзаконии, после сорока лет, он добавил некоторые слова, напоминая, что это Сам Бог заповедал вам.
Давайте сравним вторую половину четвертой заповеди, а точней, из второй половины пока только первую часть:
10 а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих (Исход).
14 а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; (Второзаконие).
Во Второзаконии Моисей добавил вола и осла. И добавил: «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты». Ну, если бы он добавил еще и верблюда, концепция заповеди тоже не изменилась бы.
Однако Вас больше всего из всего Закона волнуют не все заповеди, в которых, как мы уже выяснили, нет ничего «заметно отличающегося», а последний стих в четвертой заповеди, интерпретируемый в Исход и Второзаконии, которые, действительно радикально отличаются один от другого. Теперь я поставлю рядом эти два текста:
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исход).
15 и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний (Второзаконие).
Да, в книге Исход в основание соблюдения субботы положен момент учреждения этого дня отдыха еще там, когда Бог в седьмой день почил; а во Второзаконии в основу положено напоминание о том, что их вывел Бог из египетского рабства. Между прочим, первая заповедь начинается с этих же слов:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20:2).
Аннулирует ли напоминание израильтянам их рабское положение в Египте факт отдыха Бога в седьмой день творческой недели? Нисколько. Моисей решил не просто повторить эту констатацию, но и расширить причину соблюдения ими субботнего дня. Разве суть заповеди о соблюдении субботнего дня этим нарушена? Ни на йоту. Их освобождение из Египта стало дополнительной причиной, согласно которой израильтяне должны соблюдать день субботний, однако слова, сказанные в Исход 20:8-11 не отменены текстом из Второзакония. Читая и то, и другое, причины соблюдения субботы просто расширяются.
Следует также помнить, что форма, в которой Бог произнес десять заповедей на Синае, дана в книге Исход, а не во Второзаконии. Именно в книге Исход мы читаем:
1 И изрек Бог все слова сии, говоря: (Исх. 20:1).
И это оригинальные слова, сказанные Самим Богом. Однако, как следует из названия, книга Второзаконие представляет собой повторное изложение законов, и Моисей делает необходимые дополнительные объяснения, комментируя и расширяя некоторые утверждения. Это его попытка убедить людей в важности добросовестного соблюдения всего, что им было заповедано делать. Если упоминание об освобождении из Египта может рассматриваться как повеление исключительно для израильского народа, и Моисей обращался именно к ним с этим напоминанием, то четвертая заповедь, сказанная Самим Богом, представляет Закон (включая и четвертую заповедь) как повеление всему человечеству, так как в творческую неделю еще не было никаких израильтян. Таким образом, Закон, изложенный самим Богом и записанный в книге Исход, является оригиналом по отношению к Закону, повторенному Моисеем после 40 лет и записанному в книге Второзаконие.
Таким образом, читая текст в двух книгах, суббота становится для христианина памятником не только творения, но и выхода израильтян из Египта, а нас – из духовного Египта.
Поэтому адвентисты любят акцентировать и обосновывать соблюдение субботы, основываясь и на «творении» (Исход, 4 заповедь); и на «выходе из Египта» (Второзаконие, 4 заповедь).
Я думаю, этот вопрос теперь понятен – если Моисей оба раза цитировал по памяти, почему расхождения столь заметны? У горы Синай Моисей передал народу живую, свежую, только что высказанную Богом речь, а на границах Ханаана после сорока лет он повторял законы и постановления, добавляя какие-то свои комментарии.
Цитирую дальше вопрос: существуют ли иные примеры расхождений в тексте Десятисловия в других местах Писания?
Вообще-то, вопрос поставлен слишком обширно. Мы выявили, что весь Закон (Десятисловие), как в книге Исход, так и в книге Второзаконие, вполне идентичен, за исключением четвертой заповеди, и то, ее самой последней части. И эту последнюю часть, как мы уже выявили, лучше назвать не расхождением, а дополнением или расширением.
А эти дополнения, конечно, есть в Библии, и их немало. Вот, например,
12 В течение шести дней трудись и совершай свою работу, а седьмой день пусть будет днем покоя, чтобы и твой вол, и твой осел тоже отдохнули, и сын рабыни твоей пусть отдохнет, а также переселенец, который живет у тебя, должен отдохнуть и набраться сил (Исх. 23:12).
Вы заметили, что текст говорит об отношении Бога не только к израильтянам, но и к переселенцам? Не только ты, не только твои дети, не только рабы и их дети, но и переселенец, который живет у тебя, должен тоже отдохнуть. Когда появились у них переселенцы, Бог и о них позаботился и включил и их в четвертую заповедь.
О чем говорит тот факт, что Бог заботится не только об израильтянах в вопросе празднования субботнего дня, но и о других народах? Это говорит об универсальности субботы для всех народов. Бог имел в виду, чтобы все народы праздновали этот священный день. Задача израильтян состояла в том, чтобы открыть языческим народам эту истину. Наиболее распространенное сегодня заблуждение заключается в том, что суббота была дана только для евреев. Первые две главы Бытие опровергают это заблуждение. Бог создал всех людей, поэтому все люди должны помнить день субботний, соблюдать и праздновать его.
В некотором смысле наш отдых и отношение к нашему Творцу и Искупителю побуждает нас смотреть на других людей по-новому. Мы сознаем, что они созданы тем же Богом, Который создал нас, и любимы тем же Богом, Который любит нас. Он умер в равной степени за них, как и за нас. Поэтому всем слугам, всем пришельцам, даже всем животным следует давать возможность покоиться в день субботний.
Расширение четвертая заповедь получила и тогда, когда Бог назвал ее знамением. Мы читаем:
13 Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас;
17 Это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился (Исх. 12:13,17).
Так что ничего удивительного нет в том, что Моисей добавил к заповеди комментирующее расширение.
Цитирую дальше вопрос: «Придавали ли иудеи такое значение Десятисловию в Законе, какое ему придают адвентисты?
На этот вопрос просто однозначно ответить невозможно. Если бы этот вопрос поставить иначе: «Как они должны были относиться к Десятисловию Закона, и как мы должны относиться», то можно было бы ответить однозначно: как иудеи, так и адвентисты должны соблюдать Десятисловный закон не для того, чтобы спастись, а потому что, как они, так и мы спасены по благодати Божьей. А как они поступали, это их проблемы, и как мы, адвентисты, поступаем с законом – это наши проблемы.
Цитирую еще один вопрос: «Какая версия Десятисловия содержалась на скрижалях?»
А они обе, эти версии, одинаковые. Вы имеете в виду ту самую последнюю часть, которую Моисей в своей проповеди добавил к концовочке четвертой заповеди, как комментарий? Я думаю, что на скрижалях не было ни первой, ни второй версии десятисловия. Закон Божий так и называется Декалог (десятисловие). На каменных плитах Бог выгравировал концепцию каждой заповеди. Я пришел именно к такому выводу. Вы же, когда говорите проповедь, перед вами лежит конспект, в котором изложены главные тезисы проповеди, а когда Вы говорите, Вы, на основании этих тезисов, развиваете мысли. Я не думаю, что на плитах были выгравированы все эти комментирующие объяснения, какие Бог произнес народу, со всеми этими: рабами, рабынями, волами, конями, слугами, служанками, пришельцами. Со всеми расширениями, такими, как: вывел из Египта, то, что на небе вверху, на земле внизу, в воде, ниже земли. Со всеми перечислениями, кого и что; чтобы они не пожелали ни жены ближнего, ни раба, ни рабыни, ни вола, ни осла.
Я считаю, что на плитах было выгравировано что-то вроде: «Не лжесвидетельствуй», «не пожелай», чти день субботний, не убивай, не прелюбодействуй, не кради и так далее в этом концентрирующем концепте. Во всяком случае, это мое мнение, об этом в Библии ничего не написано. Хотя логические наметки есть. Ковчег свидетельства какие имел размеры? Мы читаем:
10 Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя (Исх. 25:10).
Если это перевести на современное измерение, то что мы имеем? 112 сантиметров длина, 75 сантиметров ширина и 75 сантиметров высота. Мы читаем дальше:
1 В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег;
2 И Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег.
3 И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали были в руках моих.
4 И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне (Втор. 10:3).
И каких размеров должны были быть эти плиты (скрижали) каменные, чтобы им поместиться в ковчег? Вот и прикиньте, что было написано на двух каменных скрижалях. Что могло туда поместиться? Вряд ли там были выгравированы все вводные и комментирующие слова.
И последний вопрос: Иисус часто ссылается на Десятисловие, однако важнейшими заповедями в Законе считает любовь к Богу и ближнему. О чем это говорит?
Любовь к Богу и любовь к ближнему – это не что-то другое, отдельное от десятисловного закона, а на любви основан Закон. Если, говоря народу, Бог расширил понятие Закона поясняющими словами, то Иисус совершил концентрацию Закона и свел его до двух заповедей. Любовь к Богу – первая скрижаль с первыми четырьмя заповедями. И любовь к ближнему – вторая скрижаль с остальными шестью заповедями.
Эта мысль с призывом любить Бога содержится как раз в таком тексте Писания. Я его приведу:
5 И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими (Втор. 6:5).
Моисей не плохой стратег в ораторской речи. На границах Ханаана он начал свою речь не с наставления, а с их истории, в которой напомнил все дела Бога по отношению к ним, которые Он совершил в течение сорока лет. Возобновив в их памяти все чудные дела Бога, Моисей начинает теперь излагать указания относительно их действий, необходимых для обретения земли и благоденствия на ней. Со стороны народа, в общем-то, это было самой главной их обязанностью, это были условия завета, который Бог в милости Своей заключил еще с их праотцами, давая им обещания.
Переходя к теме наставлений, Моисей так и начал свою речь: «Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею; дабы ты боялся Господа, Бога твоего и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои» (Втор. 6:1-2). Видите, в чем должна была выражаться их любовь к Богу, в соблюдении Его заповедей. Любовь к Богу и соблюдение заповедей очень тесно связаны между собой, любовь стимулирует соблюдение заповедей.
Следует заметить, что суть (концепция) всех этих постановлений базируется на любви Бога по отношению к человечеству и взаимной любви человека к Богу. На этой любви зиждется весь декалог. Четыре первые заповеди регулируют взаимоотношения по вертикали, то есть между человеком и Богом; остальные шесть заповедей – любовь людей друг к другу, то есть взаимоотношения по горизонтали.
Прочитаем текст Писания:
15 О вашей любви ко Мне будут свидетельствовать ваши дела, которые соответствуют Моим заповедям (Иоан.14:15).
Любовь – это движущая сила послушания. Послушание, которое проистекает из принуждения или страха, не является идеальной формой послушания. А вот что еще пишет Иоанн:
2 Но действительно ли мы любим детей Божьих, рожденных Им? Как об этом можно узнать? Об этом можно судить по факту, что мы любим Бога; а любя Бога, мы соблюдаем Его заповеди.
3 Именно это и есть любовь к Богу, если мы живем в полной гармонии с Его заповедями. А соблюдать Его заповеди не так уж и трудно (1Иоан. 5:2-3).
Вы знаете, исполнение любой из заповедей может стать законничеством, то есть послушанием не из-за любви к Богу. Если мы действительно любим Бога, особенно в свете того, что Он совершил для нас во Христе Иисусе, тогда у нас возникает естественное желание повиноваться Ему, потому что Он просит нас об этом. Если мы любим ближнего, у нас и мысли не появится о том, чтобы залезть ему в карман, не потому, что нас за это накажут, а потому, что мы его любим. Мы скорее незаметно положим купюру в его карман, чем украдем ее. То же самое можно сказать о седьмой заповеди. Почему супруги не изменяют друг другу? Потому что между ними есть любовь. А может быть потому, что они не хотят гореть в аду? Один молодой человек, с которым я беседовал на тему религии, заявил: «Я боюсь изменить жене, ведь придется всю вечность гореть в аду». Бог не хочет, чтобы мы соблюдали Его закон только из страха перед адом. Это уже законничество. Мы должны делать что-то не потому, что боимся наказания, а потому, что любим и верим.
Прочитаем текст Писания:
28 Один из книжников, слыша их полемику и видя, как Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: «Какая из заповедей самая важная в Законе?»
29 Иисус же ответил ему: «Первая заповедь: “слушай, Израиль, Господь Бог наш – единый Господь”;
30 И “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душей твоей, и всем разумением твоим, и всей мощью твоей”» (Марк. 12:28-30).
О чем говорит этот текст? О тесной связи между древними священными книгами Библии и книгами, написанными в 1 веке. Отвечая на вопрос, поставленный законником, Христос приводит текст из Второзакония, 6 глава, 4 стих: «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть»; а затем цитирует следующий стих о необходимости любить Бога всем сердцем, душой и силами. Книжник, всю жизнь изучавший закон, хотел из шестисот тринадцати еврейских традиций и законов выявить, какой же из них самый важный. Христос сделал резюмирующий вывод из всех этих постановлений и заострил внимание на том, что во главе всех этих законов лежит любовь к Богу. Это самое ключевое утверждение о Господе как их Боге, их единственном Боге. Основываясь на этой великой истине, они призваны любить Его безмерно.
Любовь к Богу и любовь к ближнему – что может быть важней этой констатации?! Выявив, что любовь к Богу – наивысшая заповедь, Христос на этот же уровень поставил и вторую заповедь: любовь к ближнему, это вторая заповедь, она подобна первой. На этих двух концентрирующих заповедях основан весь Закон. В самые последние дни, когда развернутся финальные события и каждый будет призван выбрать ту или иную сторону, заповеди Божьи будут играть решающую роль.
В конечном итоге наш выбор (даже перед лицом преследований) будет зависеть от того, любим ли мы Бога по-настоящему или нет. Это решающий вопрос, и мы можем полюбить Бога всем сердцем, душой и силами только тогда, когда лично познаем Его и испытаем на себе Его благость, любовь и благодать.
С уважением пастор Александр Серков

Комментарии

Комментариев нет.