18 авг 2023

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Господь через Преображение явил в человечестве, в человеческом естестве, славу Своего Божества, чтобы показать нам, до какой славы возводит Он в себе человеческое естество, а через него и всякого человека. «Слава преображения есть наша слава в Господе Иисусе Христе. Он как бы говорит нам: вот каковы будете все вы!».
Евангелие повествует нам о том, что, когда Господь молился, просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Спавшие апостолы проснулись: так, среди дня ярче солнечного света сиял Христос в Небесной Своей славе. Такими предназначено стать и всем верующим во имя Его.
Душа каждого человека имеет свое сияние, свой отблеск в зависимости от той жизни, которую ведет, и, по словам святых, принимает вид, соответствующий ее внутреннему душевному настроению, состоянию, которое она имеет.
Господь, Который везде есть и все исполняет, посещает душу, и она вся становится светом и сияет, как небесное светило
Вот пример того, какой светлой бывает душа, когда она бывает христианкой, чистой в совести своей и преданной Господу. При чистой совести страх Божий наполняет душу и сохраняет ее неприкосновенной. Тогда и Господь, Который везде есть и все исполняет, посещает эту душу, и она вся становится светом и сияет, как небесное светило.
Так, о преподобном Серафиме Саровском говорили, что он часто просветлялся, особенно во время молитвы в церкви, видимо для всех. О подобных проявлениях есть много свидетельств в отечниках и житиях. Об одном подвижнике пишется, например, что лишь только он, став на молитву, поднял руки к небу, как из всех пальцев обеих его рук потекли лучи света. О другом старце говорится, что ученик его за чем-то пришел к нему и постучался, но ответа не было. Тогда он наклонился посмотреть в скважину и увидел, что старец стоял весь в огне, как столп света. И о святителе Тихоне Задонском рассказывали нечто подобное. Потому в службе святому он именуется «от Бога света небесным светом осиянным».
Вот и Преображение Господне, когда Он явился весь озаренный светом, по словам святых, имеет то же происхождение, что и эти явления.
При переходе в другую жизнь подобная лучезарность души обнаруживается уже сама собою естественно. В творениях святых рассказывается, как святой Антоний Великий, сидя однажды и беседуя с учениками, устремил очи свои на небо и сказал: «Я видел столп света, восходящий от земли на небо. Это душа Аммония воспарила к Господу». Таких видений много записано.
Несомненно также то, что в Царство Небесное войдут только те, в которых благодать Божия, быв воспринята ими, начала свое действие в какой-либо мере, хотя и не успев проникнуть всего естества.
Сила Божия (благодать) действует в нас с крещения и подается, сообщается нам причащением Святых Тайн Тела и Крови. И, как говорят святые, она проявляет себя, если мы будем ходить в порядках жизни христианских. Подобно тому, как если станем тереть дерево о дерево – пойдет дым, а потом и огонь покажется, то и если не будем забывать тереть себя, ходя в порядках жизни христианских, – сила Божия будет непрестанно проявлять в нас свое живительное действие.
Святые учат нас, что сила Божия тотчас начинает действовать в нас, если не встречает помехи, преграды в виде греховной, страстной жизни.
Вся наша жизнь должна быть посвящена Богу. Закон общий таков: все, что ни делаешь, делай сообразно с волею Божией и в угодность Богу, во славу пресвятого имени Его. Так уж и осматривать нужно всякое представляющееся дело, сообразно ли оно с волею Божией, и делать его не иначе как удостоверившись, что оно точно сообразно с нею, и делать так, как угодно Богу. Кто с такой осмотрительностью и с таким ясным сознанием угодности Богу делаемых им дел поступает всегда, тот вместе с тем не может не сознавать, что жизнь его идет верно, что, хотя дела его не являются великими и совершенными, но в них сознательно не допущено ничего, что оскорбляло бы Бога и не было бы Ему угодно. Это сознание исполняет сердце человека тихим миром от спокойствия совести и тем духовным радованием, которое рождается от чувства, что он не чужой Богу и что хотя не велик, не знатен и не виден, но раб Его есть, старающийся всячески угождать Ему и все усилия свои к тому направляющий и верующий, что и Бог Сам видит его таковым.
Внутренней, духовной нашей жизни у всех и следовало бы быть такою. Между тем на деле как большей частью бывает? Живем как живется. Этого сознательного и самодеятельного направления всех своих дел – и больших, и малых – в угодность Богу не имеется в мысли и намерении. Дела у нас текут как попало, и что делается, делается большей частью по заведенным порядкам, потому что и все так делают – без уверенности в их пригодности к главной цели жизни.
Что же говорят нам святые? Начните понемногу – и успеете все сделать как следует. Но если и не успеете все сделать, как бы хотелось, сделайте как сможете. Господь не взыскателен на мелочи. Он ценит усердие и намерение. Наше усилие всех себя пересмотреть и перестроить Он примет, как дело уже совершившееся, только не следует бросать его, а иметь в виду продолжать и продолжать, пока доведем до конца. Главное же, то есть решительное намерение всех себя посвятить Господу, мы должны непременно в себе возбудить, укрепить и установить однажды навсегда. В этом неотложное условие к получению благодати, силы Божией, подаваемой в таинствах Покаяния и Святого Причащения.
Под действием же благодати, вместе с тем, как проникается, напитывается, наполняется ею душа, она постепенно просветляется, подобно тому, как обыкновенно разгуливается, становится ясной прежде бывшая пасмурной погода. Так и душа, когда вся проникается, добрыми мыслями, делами и расположениями в Боге – то есть благодатию, силою Божиею – вся она становится ярко-светлою и блестит, как небесное светило, как лучезарная звезда, всюду разливающая светлые лучи.
«Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Аминь.
Иеромонах Иоанн (Лудищев)

Комментарии

Комментариев нет.