Истоки Христианской Ортодоксии.

Новый завет, входящий в нашу Библию, имеет места из которых видно эзотерические не ортодоксальные мысли, которые разбросаны по всему писанию. Вникая в них, приходится думать, что Христианство в самом его начале было не однородным, подобно тому, как в наше время мы видим множество доктринальных понятий. Христос говорил ученикам: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Это говорит о том, у Него был особый внутренний круг людей, с которыми он мог беседовать и учить особому сокровенному, которое требовало объяснения и дополнительного толкования бытия и в особенности тайн духовного мира. “При этом должно знать и то, что святые апостолы, проповедуя веру Христову, о некоторых предметах, именно то, что они признали необходимым, весьма ясно сообщили для всех, даже для тех, которые казались сравнительно менее деятельными в изыскании божественного знания; причем основание своего учения в данном случае они предоставили находить тем, которые могли заслужить высшие дары Духа, и особенно тем, которые сподобились получить от самого Святого Духа благодать слова, премудрости и разума. О других же предметах апостолы только сказали, что они есть, но – как или почему – умолчали, – конечно, с тою целью, чтобы могли иметь упражнение и показать таким образом плоды своего ума наиболее ревностные и любящие мудрость из числа их преемников, т. е. те из них, которые сделаются достойными и способными к восприятию истины”. (Ориген О началах)
Именно с развитием Ортодоксального буквального понимания писаний в церкви Христовой стал исчезать внутренний логос т.е. Духовный смысл, оставленный нам Христом и Его апостолами. На смену пришла вера вместо знания, пришел буквальный смысл и внушенный страх исследования всего, что за пределами канона. Когда есть знание, тогда не нужна вера, ибо зачем верить если уже знаешь, но когда не знаешь, то нужно верить. Но вера, не имеющая знания дала свои плоды, аналитических подход мышления был исключен и поставлен как предел из-за страха сбиться с пути истины и погрузится в ересь. Надо сказать, что до 16 века производство священного писания было очень дорогое, его могли иметь только в монастырях и в кафедральных соборах попы. Для основной же массы человечества, которая и читать то не умела, писания были незыблемой мечтой, не то, чтобы что-то прочесть, но даже хотя бы увидеть книгу Библию о которой попы распространяли легенды и не былицы.
Время шло менялись времена, поколения сменялись одно за другим, много понятий которых были в то время незыблемой истиной, спустя столетия стали считаться еретическими. Носители Истинного учения Христа планомерно уничтожались как еретики, человечество не успев познать Истину стало погружаться во тьму.
В работах Отцов церкви раннего периода мы находим тому многие подтверждения их явно не ортодоксального мировоззрения. Ссылаясь на исследования немецкого теолога профессора Вальтера Бауера в его книге –«Православие и ересь в раннем Христианстве» где он исследовал множество литературы Отцов церкви и их отчеты императорам и епископам в первые века, пришел к выводу, что раннее Христианство в своем начале было, (по нашим современным меркам) еретического направления, а современное Ортодоксальное появилось гораздо позже.
Так у Клемента Александрийского, Оригена, Тертуллиана и других, видно, что два столетия после распятия Христа в их устах еще звучит явно гностическая мысль, которая в наше время неприемлема поскольку напоминает нечто из учения еретиков. Греческое слово гносис-означает знание. Таким образом тех, кто называл себя что-то знающим, в наше время стали называть гностиками. Но обратимся к писаниям Отцов церкви и посмотрим как они относились к гносису: “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием». «Мудрые не разглашают того, о чем рассуждают в совете». (2) «Что на ухо слышите, – говорит Господь, – проповедуйте на кровлях». Здесь говорит он о тайных преданиях, касающихся истинного гносиса, превосходно и возвышенно им изъясненных” повествует Клемент Александрийский.
“Ибо гносисом мы называем не голые слова, но науку (знание) божественной природы, свет, проникающий в душу через соблюдение заповедей, который позволяет достичь полной ясности в знании всего, пребывающего в становлении и, подготавливая к осознанию своей природы и «знанию себя», учит как предстать пред лицом Бога. Ибо знание для ума — это как глаза для тела”. (Клемент Александрийский. Строматы.) Цитируя места из канонических писаний уверяя нас в том, что есть тайное как высшее знание, понять которое могут не все прихожане, а только те, кому дано свыше.
При этом Клемент явно определяет правильный гносис, по критерию следования заповедям. Следуешь заповедям, значит твой гносис правильный, не следуешь заповедям, значит ты еретик отвернулся от веры и твое знание (гносис) заведомо ложное. “Образ жизни человека явственно показывает, следует ли он заповедям или нет, поскольку только в первом случае поведение его осмысленно. (2) Дерево познается скорее по его плодам, нежели по цветам или листьям. Аналогично, истинное знание (гносис) раскрывается в плодах, которые приносят поступки, а не в словесных цветах”.
Говоря о гносисе как о высшем знании, Клемент так же противопоставляет свой, по его мнению, правильный гносис, и не критикует Василида, Валентина, Маркиона гностиков того времени. По всей вероятности, Христиане гностики в те времена, писали свои произведения объясняя свои взгляды о истинном, по их мнению, правильном гносисе, однако до нас не дошли их контраргументы, все что мы имеем это полемика отцов церкви на их взгляды. Видимо жить во времена расцвета Духовной мысли Истинного знания (гносиса), такая подмена слепого следования заповедям, и словоблудием о знании, было оружием борьбы Ортодоксии с истинными знанием.
Тот, кто знаком с учением гностиков не по программе Христианского трех месячного колледжа, с уверенностью могут сказать, что в речах Апостола Павла, звучит гностическое мировоззрение, когда он пишет -Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. (1-е Коринфянам 2:6-8). Павел в посланиях не двусмысленно различает две мудрости, мудрость мира сего и мудрость тайную, сокровенную сходящую свыше от Отца. Мудрость по-Гречески София, которая у многих народов включая Израиль, почиталась если не богиней, то некой ипостасью Божьей. В притчах глава 8 и 9, мы читаем прекрасную поэму Софии, как некой женской творящей и созидающей силе, которая творит и созидает вместе в Богом. Премудрости Соломона, целиком посвящены мудрости женской ипостаси Ахмоф ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью (Ахмоф). (неканон.) Премудрости Соломона 7:28.
Надо сказать, что описание мудрости Софии-Ахмоф, ветхого и нового завета, на 90 процентов идентично с вероучением гностиков, за исключением того, что гностическое учение уверяло, что истинная Высшая тайная мудрость — это ипостась другого Истинного Бога, а не бога ветхого завета.
Павел наверно и не думал о том, что столетия спустя, меняющийся мир в сторону католицизма, подвергнет его учение критике со стороны отцов церкви, за то что в посланиях он употребляет термины космологии гностиков- ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; (К Колоссянам 1:16), также- потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (К Ефесянам 6:12) Следует отметить теологическое ошибочное не соответствие в посланиях Павла в послании Колоссянам он пишет, что все начальства власти и силы, были созданы Христом, а в послании к Ефесянам тот же Павел призывает бороться против властей, начальств и миро правителей.
Ориген ученик школы Клемента Александрийского (упомянутого выше) критикует Павла по его словам: Во всяком случае, если мы допустим, что святые ангелы, и святые власти, и блаженные престолы и славные силы, и величественные господства обладают присущими им властью, достоинством и славою по природе (substantialiter), то, без сомнения, то же самое мы должны будем думать и о существах противоположных. Тогда нужно будет думать, что те начальства, против которых – наша брань, не получили направления, враждебного и противоборствующего всему доброму, впоследствии, по причине уклонения свободной воли их от добра, но что это направление существует в самой их природе (substantialiter); тогда нужно будет допустить также, что как у властей, так и у сил злоба явилась не после их субстанции, но вместе с нею, тогда нужно будет признать, что те, которых апостол назвал правителями и начальниками тьмы века сего, дошли до начальствования над мраком не вследствие извращения (нравственного) расположения (propositi), но в силу необходимости. То же самое необходимо будет думать, и о духах непотребства, духах злобы и нечистых демонах.
Так есть некоторые ангелы Божии, которых Павел называет служебными духами, предназначенными к служению тем, кто получает наследие спасения (Евр. 1:14). Тот же самый святой Павел называет, – не знаю только, откуда он взял это, – какие-то престолы, и господства, и начальства, и власти, а после перечисления их, как бы подразумевая, что, кроме вышепоименованных, есть еще некоторые другие должности и чины разумных существ, говорит о Спасителе: «Он превыше всякаго начальства, и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем» (Еф. 1:21). Этим он, очевидно, показывает, что, кроме упомянутых (чинов и должностей), есть еще некоторые, именуемые в сем веке, но не исчисленные им и неизвестные никому другому, и что есть также еще иные, – такие, которые не именуются в сем веке и будут названы только в веке будущем. (О началах 1.5.3)
Выражение о “веке сем и будущем” в писании, отражает также гностическое учение о различных небесах и мирах. (Он) превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, (Еф.1:21)
Дело в том, что русское слово век, в Греческом языке-эон, имеет более расширенное значение, означающее не только промежуток времени, но и место обитания живых телесных и духовных сущностей. Таким образом наша планета есть эон, место где мы обитаем в этом нашем эоне- веке. Приведу цитату из речей Оригена о нашем мире и мирах будущих. Впрочем, говорится, что этот мир, который и сам называется веком, служит концом многих веков. Святой апостол учит, что Христос не страдал ни в предшествующем веке, ни в том, который был прежде этого последнего, и я даже не знаю, можно ли исчислить, сколько было предшествующих веков, в которых не страдал Христос. В каких именно изречениях Павла я нашел повод к такой мысли, я сейчас укажу. Он говорит: «Ныне же единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою Своею явися» (Евр. 9:26). Однажды, говорит, совершил жертву и в конце веков явился для уничтожения греха. А что и после этого века, который, говорят, сотворен в завершение других веков, будут еще иные последующие века, об этом ясно учит тот же Павел, в словах: «Да явит в вецех, грядущих презелное богатство благодати Своея, благостынею на нас (во Христе Иисусе)» (Ефес. 2:7). Он не сказал «в грядущем веке» или «в двух грядущих веках»; поэтому я и думаю, что свидетельством этого изречения указываются многие века. Если же существует нечто большее, чем века, то таким образом века должно мыслить только в приложении к тварям, а в приложении к тому, что превосходит и превышает видимые твари (что будет, конечно, при восстановлении всего, когда вся вселенная достигнет совершенного конца), может быть, должно мыслить нечто большее, нежели век, в чем и будет (заключаться) совершение всего. Думать так побуждает меня авторитет Писания, которое говорит: «на век, и еще» (Исх. 15:18). Слово «и еще» указывает, без сомнения, на что-то большее, нежели век. Обрати внимание и на слова Спасителя: «Хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да будут (в Нас) едино, якоже Мы едино есма» (Ин. 17:24: 22). Не указывают ли и эти слова на что-то большее, чем век и века, – может быть, большее, чем веки веков, именно на то (состояние), когда уже не в веке будет существовать все, но во всем будет Бог?
Книга “Откровение” 12 глава как мне видится достоверным, взята из апокрифического писания и напоминает ранее известные мысли в гностических произведениях, имеющие общие параллели, которые хотелось бы рассмотреть. В апокрифе Иоанна мистиками упоминается о создании нашего материального мира, с его духовными сущностями заведомо в отрицательном свете. Апокриф повествует о развитии раннего Духовного мира, где говориться о Боге Родителе как источнике начала всех Высших духовных миров. Читатель апокрифа встретиться с дуализмом миров, где Бог света противопоставляются богам этого мира, где библейский бог Израиля назван богом слепым не ведающим своего начала, рожденный в космическом катаклизме без благословения до того времени не ведомого людям Бога, но который был явлен миру через Иисуса Христа. История, описанная в апокрифе, говорит нам, что один из великих ангелов в царстве света имеющая имя София, о которой уже было сказано , решила проявить себя в творении, без благословения Бога Отца. «1 И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. 2 Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. (Откровение 12:1,2)»
Ей это удалось, но видимо ее мысль не была совершенной без благословения свыше, поэтому зародившееся в ней сущность заведомо была несовершенной в самом начале. «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. (Откровение 12:3)»
Она родила, но увидев рожденное сама испугалась той сущности, которую родила. Таким образом творение, образованное в ее чреве, вынесло материальную вселенную, а также и духовную суть в образе льва с телом змеи, т.е., по сути, некого духовного дракона, который не знал откуда он появился и кто дал ему жизнь, в последствии будет преследовать свою мать, не зная ничего о ней. «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. (Откровение 12:13)»
Младенец, которого она должна родить, есть Спаситель мира, не только человечества, но и ее самой. Спасителю определен путь прийти в мир через женщину, дабы воплотиться в материальное тело, цель прихода которого, упразднить все созданное ее сыном т.е. драконом, дьяволом. А также научить истинному пути восхождения обратно в Духовный мир, всех искр света, которые как части матери Софии отпали в результате ошибки от Высшего духовного мира Света. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. (Откр.12:17) По словам Апостола, мы живем в мире полном всякого рода злых духов, с которыми он призывает нас бороться. Именно это красной чертой проходит в гностическом повествовании о духах в этом мире.
Таким образом небольшая часть этих приведенных мест писания, дают право утверждать, что гностические идеи не возникли позже возникновения ортодоксального исповедания, а появились гораздо раньше и служили основополагающим материалом для формирования духовных взглядов католической ортодоксии того времени, которое через века по наследству досталось нам.

Премудрость Божия София

Комментарии

Комментариев нет.