Лекция 1.

Барт Ерман.
Павел и Иисус, великое разделение.
Кто был Иисус по Евангельской вести об Иисусе.
Много раз, когда социологи спрашивают историков, политологов, философов и других интеллектуалов, кто, по их мнению, был самым влиятельным человеком всех времен. Казалось, у всех был ответ на этот вопрос. Некоторые из ответов могут быть не очевидны для большинства людей, но они очевидны для некоторых ученых. Некоторые ученые сказали бы, что это абсолютно Платон. Платон — это тот, кто более или менее определил то, как мы думаем о мире в глазах многих интеллектуалов. Без платонического мышления мы просто не думали бы так, как думаем сегодня. Другие люди говорят, что на самом деле кто-то вроде Александра Македонского. Александр Македонский завоевал районы по всему Средиземноморью и распространил греческую культуру, включая Платона, по странам Средиземноморья и создал своего рода единый мировой взгляд на вещи, и без его завоеваний у нас вероятно, не было бы истории Запада. Так что, может быть, это Александр Македонский. Как исследователь Нового Завета, вы не удивитесь, думаю, что без сомнения, ответ не является ни тем, ни другим, мой ответ - Иисус.
Я действительно думаю, что Иисус является самым влиятельным человеком, по крайней мере, на западную цивилизацию и учитывая влияние Запада на остальной мир в мировой истории. Сегодня в мире насчитывается 8 миллиардов человек, 2 миллиарда из них поклоняются Иисусу. О ком другом вы можете так сказать? И на протяжении всей истории западной цивилизации, начиная с 4-го века, доминирующей экономической, политической, социальной, культурной, не говоря уже о религиозной силе в западной цивилизации была христианская церковь, основанная на Иисусе. Поэтому я думаю, что на самом деле невозможно переоценить значение Иисуса не только для религии, но и для культуры, общества, истории и всего остального. Итак, мы имеем дело с очень важным человеком и также важно, что Павел, ученик последователь, сыграл огромную роль в основании христианства. Если в Новом Завете есть 27 книг, 13 из которых утверждают, были написаны Павлом. Ученые сомневаются, что шесть из них на самом деле были написаны Павлом, но если это не так, то они написаны людьми, которые пытались подражать Павлу. Есть еще одна книга, Послание к Евреям, которая попала в Новый Завет, потому что отцы церкви думали, что на самом деле она была написана Павлом, хотя это не так. Еще одна книга Нового Завета, книга Деяний, повествует о распространении христианства в первые 30 лет его существования, и героем книги Деяний является Павел. Пятнадцать из 27 книг, так или иначе напрямую связаны с Павлом, а многие другие книги косвенно связаны с ним. Павел важен не только из-за написанных книг Нового Завета, он важен еще и как распространитель Христианства по всему древнему Средиземноморью после смерти Иисуса. Тем более, Павел важен из-за богословских взглядов, которые он развил о Христе. Павел больше, чем кто-либо другой кого мы знаем, отстаивал идею о том, что смерть и воскресение Иисуса — это то, что приводит человека к правильным отношениям с Богом. Но разве это то, чему учил сам Иисус? С этим вопросом мы постараемся разобраться.
Многие ученые думают, что в некотором смысле христианство не является религией Иисуса, т.е. не той религией, которая была у самого Иисуса. Но это религия об Иисусе, где речь идет о его смерти и воскресении. Если это так, христианство на самом деле не просто копия Иисуса еврейского учения, но религия, основанная на его смерти и воскресении. В этом случае, можете ли вы сказать, что Павел был основателем христианства? Некоторые так говорят. Другие люди думают: «Да, хорошо, Павел, конечно, развил идеи об Иисусе, но у вас не может быть христианства без Иисуса».
И поэтому некоторые люди называют Иисуса и Павла основателями христианства. Другие люди думают, что это тоже заходит слишком далеко. Именно это мы будем рассматривать в этой лекции. Мы рассмотрим, что общего между Павлом и Иисусом и чем они отличаются, в связи с этим мы также рассмотрим, как много Павел на самом деле знал об историческом Иисусе. Это особенно интригующий вопрос. Вы можете предположить, что Павел знал все, что мы знаем об Иисусе. Что ж, Павел писал послания до того, как были написаны Евангелия, и неясно, как много он знал о евангельских историях или части евангельских историй, или о каких-либо историях об Иисусе. Мы посвятим некоторое время этому вопросу и начнем конечно с Иисуса.
Мы собираемся спросить, кем был Иисус и что Иисус говорит о самом себе. Это не простой вопрос. Если вы спрашиваете, кем был Иисус, то уже возникают проблема, какого Иисуса вы имеете в виду? В прошлом семестре я преподавал курс под названием «Иисус в науке и кино», и на этом курсе мои студенты, студенты первого курса, прочитали несколько Евангелий об Иисусе, четырех и Новом Завете, а затем несколько Евангелий вне Нового Завета. А затем мы увидели, что ученые говорят об Иисусе, как Иисус изображается в различных фильмах с самого начала 20 века и до сегодняшнего дня. И одна из вещей, которую поняли студенты, это то, что каждая из картин, каждая из книг, каждый из этих ученых представляет Иисуса по-разному в той или иной форме. Если вы скажете: «Ну, мы хотим знать, как Иисус изображен в четырех Евангелиях. Хорошо, но какое Евангелие отмечает отображение Иисуса? Образ Иисуса у Иоанна, не то же самое, что у Луки, не то же самое, что у Матфея и так далее, это разные образы. А как насчет Иисуса и других Евангелий за пределами Нового Завета? Евангелие от Фомы? Евангелие от Филиппа? Евангелие от Марии? Евангелие от Иуды? Это тоже разные образы Иисуса. Интересно ли нам то, что говорит об Иисусе Павел? Конечно, но Иисус Павла не похож на Иисуса из Евангелий. А как насчет Иисуса из Книги Откровения? Что ж, моя недавняя книга «Армагеддон» о том, как Иисус изображен в Откровении, и он изображен не так, как он изображен в Нагорной проповеди, я скажу вам. Некоторые люди просто думают об Иисусе, они верят в Иисуса верою. Поэтому, когда мы говорим, кто такой Иисус, мы должны сказать, в какой образ Христа люди веруют. Опять же, это зависит от того, какая у вас вера? Кто вы баптист, пятидесятник, греческий православный или вы мормон? Так какая же ваша вера? В этом курсе меня особенно интересует, как следует понимать Иисуса как историческую личность. Я хочу знать об историческом Иисусе и о том, как исторический Иисус представлен у Павла. Очень трудно понять, что на самом деле говорил и делал Иисус? Для многих людей это как говорят- и ежу понятно, просто читайте Евангелия, и они расскажут вам, что говорил и делал Иисус. Большинство людей просто имеют представление об Иисусе таким он был. Но историки не довольствуются простыми ответами. Историки хотят знать, что человек на самом деле говорил и делал в прошлом, основываясь на источниках, доступных для понимания этого человека? Это верно не только для Иисуса, конечно, это верно для каждого человека в истории. Существует множество биографий Авраама Линкольна, и они изображают его очень по-разному. Существуют различные рассказы о Цезаре Августе, изображают его по-разному. Каждая историческая личность видеться по-разному учеными, которые изучают источники, и единственный способ узнать о ком-либо в прошлом, будь то Авраам Линкольн или Цезарь Август или Иисус, если у вас есть какие-то доступные источники. Знание о том, кем был Иисус, не вложено нам при рождении, что-то мы слышали, читали, что-то думаем. Какие доступные источники самые надежные? Позвольте мне вкратце рассказать о проблемах, связанных со знанием исторического Иисуса. Достаточно трудно понять, как в Евангелие от Иоанна изображает Иисуса или как Евангелие от Марка изображает Иисуса. В любом случае у нас есть эти книги, вы можете прочитать и получить хорошее представление о том, что он думает Иоанн или Марк, но у нас нет писаний от самого Иисуса. Так как же мы узнаем, что на самом деле произошло в его жизни? Итак, проблемы в двух словах таковы. Во-первых, у нас есть некоторые источники об Иисусе, которые могут сообщить нам о нем, которые встречаются за пределами Матфея, Марка, Луки и Иоанна, и другие рассказы о жизни Иисуса, истории о нем неизменно исходят из Евангелий, которые намного позже и, очевидно, намного, намного более легендарны, чем Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Это не так уж и спорно среди ученых. То, что у нас есть, информация об Иисусе из внешних Евангелий, хотя у нас есть нехристианские источники, которые ссылаются на Иисуса. Не очень много, но в течение первых 100 лет, но ни одного при его жизни. Есть некоторые римские писатели, которые говорят об Иисусе, есть еврейский писатель Иосиф Флавий, говорящий об Иисусе. У нас есть источники за пределами христианства, но большая часть обширных источников находится в Новом Завете, это четыре Евангелия. За исключением четырех Евангелий, остальные 23 книги Нового Завета редко что-либо говорят о жизни Иисуса. Это может показаться странным, но это правда. По большей части они не говорят о том, что Иисус говорил и делал при жизни. Это означает, что мы будем иметь четыре Евангелия Нового Завета в качестве наших основных источников знания об Иисусе, с апелляцией, конечно, к любому сохранившемуся источнику все источники будут оцениваться очень серьезным историческим образом. Что касается Евангелий, то у нас есть проблемы с пониманием того, предоставляют ли они исторически достоверную информацию или нет? Если вкратце, то проблемы заключаются в том, что четыре Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна были написаны через много-много лет после смерти Иисуса. Обычно считается, что Евангелие от Марка является нашим самым ранним Евангелием, написанным около 70 года нашей эры. Другими словами, прошло 40 лет после смерти Иисуса.
Другие Евангелия более поздние, написаны через 40-65 лет после описываемых в них событий. Они написаны авторами, которые не жили в Израиле, это Греко язычные высокообразованные авторы, не претендуют на то, чтобы быть очевидцами всего, о чем пишут. Они не утверждают, что опрашивали очевидцев, и даже если бы они это сделали, это не решило бы наши проблемы. Эти авторы пишут, основываясь на историях, которые они слышали через 30, 40, 50, 60 лет после событий. Явно демонстрируя то, что есть проблемы в этих источниках, в ряде мест есть разногласия друг с другом, часто в деталях. Они просто противоречат друг другу, когда пытаются рассказать об Иисусе. Даты, авторы, расхождения — это проблемы с Евангелиями, но не следует терять надежду, что такого рода Евангелия могут быть использованы в качестве источников, для поиска достоверной информации об Иисусе. Иногда Евангелия дают нам независимо друг от друга информацию, которая подтверждает саму себя. Информацию, которую авторы Евангелий Двое из них, Матфей и Лука, безусловно, использовали Марка в качестве одного из своих источников, но у них были и другие источники информации. У Иоанна были и другие источники информации. Все, что Павел говорит об Иисусе, не основано ни на одном из Евангелий, поэтому он является независимым источником. У Иосифа Флавия не было Евангелия, поэтому он тоже является независимым источником. У нас есть независимые источники, другие Евангелия, такие как Евангелие от Фомы, возможно, независимое от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Есть независимые источники, которые говорят в основном то же самое, то это не доказательство того, что так именно произошло, но довольно хорошее доказательство, что это все же было в древности. Это особенно верно, когда вы получаете другие подтверждения. Если вы получаете что-то за пределами этих текстов, которые подтверждают то, что сами тексты говорят, то это помогает составить информацию. Проблемы с Евангелиями, это не безнадежные проблемы. У историков есть решения этих проблем. Первое, что нужно сказать, это то, что историки относятся к Евангелиям так же, как и ко всем другим древним источникам. Многие люди ошибочно думают, что вы не можете использовать Евангелия для реконструкции исторических событий, потому что они есть в Библии, и вы не можете доверять Библии. Это глупый аргумент только потому, что, когда авторы писали эти книги, они не знали, что пишут Новый Завет. Они безусловно верили, что доносят истинное повествование, а евангельские повествования – это рассказы о жизни Иисуса. Учение историки относятся к рассказам о жизни Иисуса так же, как к рассказам о жизни Юлия Цезаря к жизни Джорджа Вашингтона, рассматривают предубеждения и подходят к ним с исторической точки зрения. С новозаветными евангельскими источниками о Иисусе, конечно, надо обратить внимание на самые ранние из наших источников евангелий Матфея, Марка Луки и различные источники, которые доступны. Марк первое Евангелие, Матфей использовал Марка Матфей рассказывает дает ряд изречений Иисуса, которые также находятся в тексте, но не встречаются в Евангелии Марка поэтому эта информация не от Марка, но из какого-то другого источника, которого, вероятно, больше не существует. У Матфея есть, некоторые его собственных истории об Иисусе, которых нет у других, и поэтому это тоже был независимый источник. Лука пишет свои собственные истории, которые не взяты из Марка или из Матфея, и поэтому он черпает их из других источников. Итак, есть множество источников, которые мы можем реконструировать, а наши самые ранние источники Матфея, Марка Луки с источниками, от которых они зависят. Когда мы смотрим на эти источники для получения информации о том, что на самом деле говорил и делал Иисус, мы очень хотим найти истории, которые независимо друг от друга рассказываются в разных источниках, которые не заимствованы от друг друга. Основа одной и той же истории в разных источниках показывает, что истории восходят к более раннему времени, чем любой из этих источников. И если у нас есть ряд независимых источников, которые говорят об этом и том же то мы имеем дело с исторической информацией. Конечно, надо убедиться, что любая информация, которую вы извлекаете из этих источников, вписывается в исторический контекст самого Иисуса. Иисус жил бы в 1-м веке нашей эры в Израиле, Он из Галилеи, говорил по-арамейски что в значительной степени правдоподобно , но если у вас есть истории об Иисусе, которые не вписываются в галилейский, арамейский контекст первого века, то они не могут быть историческими. И так, вы ищете независимое подтверждение информации, контекстуальное соответствие и особенно вы ищете информацию, которая явно не была придумана более поздними рассказчиками. Люди рассказывают истории об Иисусе в течение десятилетий после его смерти. Они рассказывают услышанные истории, чтобы укрепить друг друга в вере и обратить других людей. Любой, кто хочет обратить не верующего в последователя Иисуса, должен рассказывать ему истории об Иисусе. Они должны знать, что они из себя представляют, во что им можно верить. Таким образом, люди рассказывали истории не только в Иерусалиме, где был распят Иисус, не только в Галилее, откуда он родом, но и везде, где они несут христианскую весть. К тому времени, когда были написаны Евангелия, уже были христианские церкви, расположенные в крупных городских районах по всей Римской империи. В этих районах люди рассказывали истории об Иисусе, и не исключено иногда они преувеличивали истории. Однако, у нас есть истории в некоторых наших источниках, которые не похожи на то, что христианин хотел бы придумать. Лучшая весть часто заключается в том, что история на самом деле произошла, а не выдумана, а то, что произошло люди рассказывают истории о том, иногда преувеличивают, иногда выдумывают. Мы исследуем истории, которые противоречат предвзятости, чтобы узнать вещи, которые почти наверняка являются тем, что действительно произошло в жизни Иисуса. Это некоторые из критериев, которые используют ученые, у нас будут другие курсы, посвященные такого рода вещам. Написано много книг о жизни исторического Иисуса. Я считаю, что, когда вы имеете дело с такой исторической личностью как Иисус или с кем-то или любым другим событием в прошлом, вы пытаетесь выяснить, что более вероятно произошло. Есть вещи, которые относительно достоверны в прошлом, есть вещи, которые довольно вероятны, некоторые вещи возможны, а некоторые вещи не так правдоподобны. О них пишут, но они неправдоподобны, а некоторые вещи просто невозможны в прошлом. Итак, что мы пытаемся выяснить, что есть что. Это, в двух словах, что делают ученые, пытаясь реконструировать историю, чтобы установить уровни вероятности. Это не делается статистически, это не значит, что вероятность того, что Иисус был крещен, составляет 89%, мы не можете сделать это статистически, для этого нет статистической модели. Что вы делаете, так это просто устанавливаете уровни, относительной вероятности. Например, есть некоторые вещи об Иисусе, в которых практически каждый, кто серьезно изучает относительно уверен, что Иисус был еврейским учителем, он пришел из Галилеи, и он был распят римским правителем Иудеи Понтием Пилатом в Иерусалиме. Я имею в виду, вы знаете, но вы не можете сказать, что это абсолютно точно, и что это абсолютно точно то, что вы читаете мой рассказ прямо сейчас, если вы понимаете, что я имею в виду. Во всем есть некоторая неопределенность, но эти вещи довольно наверняка. Есть и другие вещи, которые весьма вероятны, что Иисус проповедовал своим еврейским слушателям, что им нужно было покаяться, потому что скоро должно было прийти Царство Божье. Все должны покаяться перед грядущим Царством. Я попытаюсь показать, почему это почти весьма вероятно, что это то, чему учил Иисус с точки зрения возможности: итак, мы идем от относительной уверенности к вероятности и возможности. Я думаю, что весьма возможно, что Иисус считал себя Мессией евреев, он думал, что Он будет будущим царем Израиля, которого избрал Бог. Я думаю, что это вполне возможно. Я бы поставил его довольно близко к вероятному диапазону, другие поставили бы ниже, но я думаю, что это безусловно, возможно. есть много неправдоподобных вещей об Иисусе, рассказанных в Евангелиях, я думаю крайне неправдоподобно, что Иисус родился в Вифлееме, например. Мы находим, это только в двух из 27 книг Нового Завета говорится, что он родился в Вифлееме, и эти два рассказа Матфей и Лука, полностью противоречат друг другу относительно того, как это произошло. Более того, у Матфея, и у Луки есть причины желать, чтобы это произошло.
Если вы посмотрите на это очень внимательно, это выглядит довольно неправдоподобным, что это произошло. И другие вещи, которые более чем неправдоподобны: они просто невозможны, если у вас есть два повествования в Евангелиях, которые абсолютно противоречат друг другу, они оба не могут быть правдивыми. Если в Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус умер за день до того, как была пасхальная трапеза, а Марк говорит, что Иисус умер на следующий день после пасхальной трапезы, не может быть и то, и другое, это было бы невозможно. Так или иначе, мы устанавливаем уровни вероятности от того, что относительно определенно, до вероятностей, возможностей, возможностей и невозможностей. Хорошо то, что мы делаем с историческим Иисусом. Теперь, что касается остальной части этой лекции, я хочу рассмотреть один конкретный вопрос. Я имею дело с одним конкретным вопросом, который заключается в том, кем был Иисус в речах самого Иисуса? Другими словами, кем был Иисус у Иисуса. Кем Иисус называл Себя? Или, если бы смогли проникнуть в его разум и выяснить что о себе он думал? Этом сложный вопрос.
Вы часто слышите, как христианские апологеты говорят, что Иисус божественная сущность. Почему? Из-за этого - Иисус называл себя Богом. Итак, если он называл себя Богом, то есть только два варианта: либо он прав, либо он ошибается. Либо он был Богом, либо он не был Богом. Так вот, если Иисус ошибался и называл себя Богом, но он не был Богом, что ж, может он не знал этого. Он действительно думал, что Он Бог, и в этом случае он сумасшедший, Он сумасшедший? Если он знал, что он не Бог, но просто так сказал, в этом случае он лжет. Если вы думаете, что Иисус не лжец или сумасшедший, то ваш единственный выбор заключается в том, что он был прав, а это означает, что Иисус должен быть Богом поэтому, если он не был лжецом или сумасшедшим, он должен быть Господом. Лжецом, сумасшедшим или Господом, это изложено, в трудах К. С. Льюиса, известного христианского апологета, и я тоже в это верил. Большой вопрос заключается в том, являются ли это тремя единственными вариантами: лжецом, сумасшедшим или Господом. Другой вариант — придерживаться легенды. Лжец, сумасшедший, Господь или легенда? Я не говорю, что Иисус –легенда. Иисус — это не легенда, Иисус был историческим. Но называл ли он себя Богом? Вот тут-то мы и сталкиваемся с проблемами. Причина, по которой мы сталкиваемся с проблемами, заключается в наших источниках информации. Все, что у нас есть, - это наши древние источники, самые ранние источники, на которые, мы должны обратить наибольшее внимание - это Матфей, Марк и Лука и источники, стоящие за ними, источники которые Матфей и Лука имели общие для своих евангелий, который ученые назвали Q, что является сокращением от немецкого слова Cavella (что означает источник), общий для Матфея и Луки источник называемый Q. У Матфея есть свои собственные источники, ученые называют эти источники для его историй M, а у Луки были некоторые из его собственных историй, называемых L источники. Источники QML были для Матфея, Марка и Луки, и все они раньше Иоанна. Если вы внимательно посмотрите на Матфея, Марка и Луку, вы будете удивлены, если посмотрите, чтобы увидеть, что Иисус говорит о себе, потому что он очень мало говорит о себе. А затем, соответственно в источниках, доступных Матфею, Марку и Луке, они используют QML. Что эти источники говорят об Иисусе? Иисус почти ничего не говорит о себе в этих источниках. А о чем он говорит, — это Царство Бога, которое грядет. Из учений Иисуса можно сделать некоторые выводы, как он понимал себя. Если вы прочтете Евангелия, станет совершенно ясно, что Иисус действительно понимал, что провозглашает событие, которое вскоре должно было произойти. Царство Бога скоро должно было прийти сюда на землю, и людям подготовиться к нему. Я более подробно остановлюсь на этом послании во второй лекции, сейчас просто скажу, что Иисус, по-видимому, понимал себя пророком, предсказывающим грядущее Царство Божье. Пророков много в Ветхом Завете, которые, по-видимому, понимали себя и другими как люди, глашатаями слова Божьего народу. У них было особое понимание Божьего слова, обращенного к Его народу, особенно о грядущем кризисе. Иисус представляет себя пророком, предсказывающим неминуемое деяние Бога. Итак, это одна сторона, с которой Иисус, похоже думал о себе и как он представлял себя.
Насчет того, что его изображали как Сына Божьего? В Евангелиях, конечно, Иисус назван Сыном Божьим, но Иисус не называет Себя Сыном Божьим, поэтому мне интересно, что Иисус говорит о Себе. Несмотря на то, что Иисус не называет Себя Сыном Божьим, Он часто называет Бога Отцом. И в одном месте в Евангелиях он действительно использует это интересное арамейское слово, Aбба (русском переводе Авва), что является арамейским знакомым всем термином для отца, больше похожего на-папу. Это говорит о том, что Иисус считал себя Сыном Божьим, потому что Бог — его отец. Для нас, когда мы говорим о Сыне Божьем, важно признать, что в древнем мире, в древнем иудаизме, Сын Божий не означал того, что он стал означать в христианском богословии. В христианское богословие, часто богословы говорят о Христе как о Сыне Божьем и Сыне Человеческом и под этим они подразумевают, что Он одновременно божественный, Сын Божий и человек т.е. Он и божественный, и человеческий. В древнем иудаизме Сын Божий обычно не был божественным существом. Сыном Божьим был любой, кого Бог избрал в качестве посредника в осуществлении Своей воли на Земле, с кем Бог имел близкие отношения, через Кого Он провозглашал Свою волю. Так, например, Царь Израиля в Ветхом Завете называется Сыном Божьим, народ Израиля в Ветхом Завете называется Сыном Божьим. Если Иисус понимал себя как Сына Божьего, это означало, что он понимал себя кем-то, кто находился в особенно близких отношениях с Богом, через кого Бог исполнял Свою волю. Более того, большую часть времени, когда Иисус называет Бога Отцом, Он имел в виду Бога как Отца своего народа, последователей Иисуса, Его учеников или даже евреев, других евреев. Он часто говорит в Евангелиях о нашем Отце и вашем Отце во множественном числе, и естественно думать о молитве «Отче наш», «Отче наш, сущий на небесах». Всякий, кто имеет Бога в качестве отца, является Сыном Божьим. Иисус, несомненно, считал себя Сыном Божьим. Он думал о себе, как о человеке кому было дано быть использованным Богом для передачи его воли. Но это не сделало его уникальным в его мире, чем, а то, что он был пророком сделало его уникальным в своем мире. Были и другие люди, которые также понимали, что несут Божью волю. Один очень важный вопрос заключается в том, называл ли Иисус Себя Сыном Человеческим или понимал ли Себя.
Я хочу затронуть более насущный вопрос. Считал ли Иисус себя Богом? Говорил ли он о себе как о Боге? Многим людям это покажется легким делом, да, конечно, Иисус называл себя Богом. Но, как историки, мы хотим взглянуть на наши самые ранние источники. Матфей, Марк, Лука, MLQ. Что Иисус говорит о себе? В синоптических Евангелиях от Матфея, Марка и Луки они называются синоптическими Евангелиями, потому что они похожие. Матфей, Марк и Лука рассказывают так много одних и тех же историй, что вы можете поместить их в столбцы рядом друг с другом и прочитать одну и ту же историю во всех трех, вы можете увидеть их сходства и различия, поместив их в столбцы рядом друг с другом. Что говорит о себе Иисус у синоптиков? Поразительно то что, Иисус никогда не называет себя Богом, в Евангелиях от Матфея, Марка или Луки. Итак, Матфей, Марк, Лука или ML&Q, что он говорит о себе? На самом деле он говорит очень мало. Я приведу вам репрезентативный отрывок из синоптиков из нашего самого раннего Евангелия от Марка, глава 8, где поднимается вопрос о личности Иисуса.
Итак, в 8-й главе Евангелия от Марка, 27-м стихе, Иисус идет со своими учениками в деревни в районе Кесарии Филипповой на севере того, что мы сегодня называем Израилем. И по дороге он спрашивает их, за кого люди почитают Меня? И ему отвечают, что он Иоанн Креститель, другие Илия, а третьи один из пророков. Тогда Иисус спросил их. Но за кого вы меня почитаете? Петр ответил ему. Ты – Мессия. И Иисус строго приказал им никому не рассказывать о нем. Здесь Иисус не говорит, что я Мессия, но когда Петр говорит, что вы Мессия, Иисус говорит, что никому не говори, то это кажется подтверждением. Мессия в древнем иудаизме не был божественной фигурой. Мессия не был Богом был будущим Царем Израиля.
Слово «Мессия» происходит от еврейского слова «машиах», что означает «помазанник», по гречески Христос. Помазанник – Христос, это тот, кто помазан Богом быть царем. Когда царь Израиля становился царем, как, например, царь Давид или царь Соломон во время церемонии коронации, на их голову поливали немного благовонного масла. Когда в Израиле больше не стало царей, еврейские мыслители стали думать, что Бог пошлет Мессию, будущего царя. Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. (Мар.8:29), а Иисус отвечает: не говори никому. Затем он начал учить их: Марк говорит, что Сын Человеческий должен претерпеть великие страдания и быть отвергнутым старейшинами, первосвященником и книжниками, быть убитым и через три дня воскреснуть. Иисус сказал все это совершенно открыто, но Петр отвел его в сторону, чтобы отговорить. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Мар.8:33). Здесь Иисус ясно называет Себя Сыном Человеческим, но не как космическую фигуру, а как просто о себе, что Он должен идти страдать, быть отвергнутым, быть убитым, и воскреснуть из мертвых. Я не говорю, что Иисус действительно сказал это, но я говорю, что это то, что Иисус говорит о Себе в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки. Главное, что он говорит о себе, это то, что он должен пойти в Иерусалим и быть убитым, а затем воскреснуть из мертвых. Он не говорит о себе как о Боге. Во дни Иисуса евреи не считали Мессию, или страдающего Мессию божественным существом. Матфей, Марк и Лука не изображают Иисуса, провозглашающего себя божественным.
А насчет Евангелия от Иоанна, там все по-другому. Евангелие от Иоанна – наше последнее написанное Евангелие, написанное через 30 или 35 лет после Евангелия Марка. И здесь совершенно ясно, Иисус утверждает, что является Божественным Существом. Он очень неохотно рассказывает о себе в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, больше говорит о Боге в Евангелиях говорит о грядущем Царстве Он говорит о необходимости покаяться, говорит о необходимости как вести себя этично, но о себе Он не говорит. В евангелие Иоанна Он сам является главной темой, проводит большую часть своего времени, рассуждая о своей личности включая места, где он прямо говорит, что он: «Я есмь», Иисус неоднократно говорит в Евангелии от Иоанна, например, в шестой главе он говорит: «Я есмь хлеб жизни». Другими словами, я тот, кто может обеспечить вам пропитание для вечной жизни, я тот, кто сделает это. Я свет миру, если вы хотите видеть сквозь тьму и прийти к истине, посмотрите на Иисуса, я свет миру. Позже он говорит: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. (Иоан.11:25). Это Иисус, Он Тот, Кто дает вечную жизнь и воскресение. Глава 14 Он говорит Своим ученикам: Я есмь путь, истина и жизнь никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Иисус говорит, что Он тот, кто пришел свыше, чтобы обеспечить спасение. В Евангелии от Иоанна, глава 8, стих 58, Иисус использует слово «Я есмь» фразу «Я есмь сам по себе». Его еврейские противники, сказали ему, что он мало знает о древней еврейской религии, мало что знает об Аврааме? Его даже не было рядом, когда Авраам был, а Иисус говорит, что на самом деле до того, как Авраам был, Я есмь. Авраам жил на 1800 лет до этого, Иисус говорит: «Я есмь прежде, чем был Авраам». Используя такую фразу, слишком удивительно для любого, кто знаком с еврейской Библией? Потому что в Ветхом Завете, когда Моисей хочет узнать имя Бога, в третьей главе Исход, Бог говорит, Я есмь, скажите им, что Я послал вас — это имя Мое. Иисус говорит, что до того, как Авраам был, Я есть. Это выглядело богохульством, утверждая, что он Бог, потому что евреи взяли камни, чтобы побить его до смерти за явное богохульство. Далее Он утверждает, что божественное является божественным существом, двумя главами позже Иисус говорит уверовавшим в него Иудеям: Я и Отец — одно. Опять же, они берут камни, чтобы побить его. В главе 14 он разговаривает со своими учениками, и он говорит, что они говорят: «Господи, покажи нам Отца», Иисус отвечает Иоанна 14, 9 «Если вы видели Меня, вы видели Отца». Это весьма возвышенные речи на то, чтобы быть божественным существом. Иисус не делает таких заявлений ни в Евангелиях от Матфея, ни от Марка, ни в Евангелиях от Луки, ни в их источниках, включая ML&Q. Но он делает подобные заявления в последнем Евангелии Иоанна. Это создает проблему. Действительно ли Иисус говорил, отождествляя себя с божественным существом?
Если бы Иисус обошел Галилею, а затем Иерусалим, объявляя себя Богом, у нас было бы много ссылок на это в наших сохранившихся источниках, но этого нет. Есть только в одном последнем источнике из наших источников в Новом Завете, который сохранился из написанного. Если б Иисус называл себя Богом, это было широко известно? Однако это отсутствует у Матфея, Марка и Луки. Может они просто не думали, что эта часть была достаточно важной, чтобы сообщить, что Иисус называл себя Богом. Что может быть важнее этого ? Ну тогда как мы объясним? Отсутствие этих утверждений у Матфея, Марка, Луки и их присутствие у Иоанна. Обычное объяснение состоит в том, что Иоанн дает более полное объяснение того, кто такой Иисус с теологической точки зрения, а не с исторической. Думал ли Иисус, что он Бог? Я так не думаю.
Позже мы будем спросим, считал ли Павел Иисуса Богом, и сравним ответы. В следующей лекции мы перейдем от того, что Иисус сказал о себе, к тому, что он действительно сказал о грядущем Царстве. Это будет сутью нашего сравнения с апостолом Павлом позже в этом курсе.
Продолжение следует.

Комментарии

Комментариев нет.