Почему мальчикам и девочкам в России нужно учиться РАЗДЕЛЬНО?

Образование в России всегда ценилось. Темпы роста затрат на образование с 1906 по 1914 гг. были выше темпов роста затрат на оборону. В 1908 г. в ряде губерний России было введено обязательное начальное безплатное образование, а к 1921 г. планировалось сделать его всеобщим на всей территории страны.
В дореволюционной Российской империи по принципу раздельного обучения учеников работали все без исключения учебные заведения. Мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах, а девочки в специальных образовательных учреждениях.
Проработав несколько лет над этой темой, изучив десятки документов в России и зарубежом, автор пришел к такому выводу:
мы практически не знаем о том, как правил Император Николай II, а то, что мы как бы знаем зачастую оказывается ложью.В советских источниках (и, следовательно, зарубежных и современных российских работах, использующих как документы советские «данные») искажаются цифры, статистика - таким образом, чтобы показать «безнадежную отсталость Российской Империи».
В Царской России система народного образования имела статус государственной службы, а учителя были государственными служащими, причем высокооплачиваемыми. Минимальная зарплата учителя в 1912 г. составляла 1600 руб. в год (более 25000 долл. США по нынешнему курсу). Рядовой профессор университета имел чин генерал-майора.
Каждый преподаватель классической гимназии должен был знать не менее трех иностранных языков, опять же кроме латыни и древнегреческого, а каждый выпускник - не менее двух иностранных языков, кроме латыни и древнегреческого. Учителя в народе уважительно называли барином, а студентов - господами.
Образование в России всегда ценилось. Темпы роста затрат на образование с 1906 по 1914 гг. были выше темпов роста затрат на оборону. В 1908 г. в ряде губерний России было введено обязательное начальное безплатное образование, а к 1921 г. планировалось сделать его всеобщим на всей территории страны.
О качестве образования в России можно судить по высказываниям членов представительной немецкой комиссии, изучавшей в 1913 г. в течение полугода ход аграрной реформы в России, которые оценили чиновников, занимающихся аграрной реформой, как высокообразованных, высококлассных специалистов европейского уровня (каких мало в Европе), прекрасно знающих свое дело.
Основной вывод комиссии был таков, что если аграрная реформа будет продолжена, то через 10 лет Россия будет недосягаема и непобедима с экономической и военной точек зрения1.
Летом 1911 г. Петр Аркадьевич Столыпин по заданию Императора разработал программу развития России до 1935 г., по которой было намечено вывести Россию на первое место в мире по всем направлениям уже к 1925 г.: по уровню социально-экономического развития, по объемам и качеству промышленного производства, по уровню жизни населения и т. п., опираясь на передовые достижения отечественной науки и техники.
В частности, Столыпин предложил в ближайшее время в три раза увеличить бюджет России. Предполагалось создать академию госслужбы с отраслевыми отделениями с целью подготовки руководящих работников для министерств и ведомств. В нее планировалось принимать лучших выпускников вузов с обязательным знанием не менее двух иностранных языков.
Главную роль в предложенной грандиозной программе преобразования России Столыпин отводил системе народного образования. Россия должна была стать самой передовой страной мира с высокообразованным народом и высочайшей культурой. Предполагалось увеличить количество вузов до 1000-1500 уже к 1933-1938 гг2.
Минимальный уровень знаний, необходимый для профессионального образования, население должно было получать безплатно, в т. ч. планировалось со временем перейти к безплатному высшему образованию, по крайней мере, для малообезпеченных слоев населения.
Несмотря на огромные потери, понесенные в годы иудейского переворота советская школа (но только после 1924 г.. до этого шло полное уничтожение образования) унаследовала лучшие черты русской дореволюционной школы, технология и методология образования была сохранена. Да и учились в Советской России по дореволюционным учебникам, многие из которых и сейчас не устарели, например учебник по математике нашего земляка А.П.Киселева.
Но, всё таки, это было далеко до дореволюционного образования.
Уважительное отношение к педагогам долгое время сохранялось и в СССР. Люди старшего и среднего поколений это помнят. Профессия педагога была престижной.
После полета Гагарина в космос в 1961 г. американские эксперты, объясняя причины успехов СССР в науке, технике и космонавтике, в частности, доложили президенту США Кеннеди, что главной причиной следует считать престижность и приоритетность образования в СССР. В качестве убедительного довода привели тот факт, что в России на образование расходуется 13% бюджета страны, а в США только 3%.
С тех пор в США сделали соответствующие выводы. Сейчас 11% бюджета Америки расходуется на образование, а в России не более 3%! С точки зрения здравого смысла такое отношение государства к образованию своих граждан объяснить нельзя.
Один из до сих пор распространенных лживых совдепских мифов о царской России – миф о безграмотности. На сталинских сайтах можно увидеть, например, такое: «Население Российской империи на 79% было безграмотным (по данным переписи 1897 г.), то есть не умело даже ни читать ни писать. При Сталине безграмотность была ликвидирована. Грамотность населения поднялась до 89,1% (1932)».
Это один из излюбленных способов передергиваний нынешних красных авторов - брать данные по царской России не 1913 года (как это даже в СССР делалось), а по более ранним годам, а то и из XIX века
В 1913г уже 73% призывников были грамотными (ну а в 1916г - уже 80% - из другого источника, но вполне согласуются цифры).
При Николае II грамотность росла очень быстро — в среднем на 2% в год, а после 1913г еще быстрее, так что примерно к 1926 году можно было бы ожидать почти поголовной грамотности. Первоначальное обучение было бесплатное по закону с самого начала правления Николая, а с 1908 г. был взят курс на обязательное начальное образование.
С 1908 года ежегодно открывалось около 10.000 школ. В 1913 г. число их превысило 130.000. На 1918 год планировалось ввести обязательное бесплатное среднее образование.
В 1916 году уже 80% призывников были грамотными. Анкета, произведенная советами в 1920 г. установила, что 86% молодёжи от 12 до 16 лет умели писать и читать, и научились они этому до революции, а не в годы гражданской войны.)
[Назаров М. Россия накануне революции и Февраль 1917 года. Наш современник" N2. 2004. http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2004&n=2&id=3 ].
Слава о николаевских гимназиях была жива еще до конца XX века, пока живы были их выпускники. Гимназии имелись во всех уездных городах, чем не могли похвастаться многие европейские страны. Университеты при Николае II имели такую свободу, какую они уже никогда не имели при советской власти (и до сих пор).
По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе, если не во всём мире.
[Бразоль Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах 1958. http://www.russia-talk.com/brazol.htm ]
Что было после 1917г на самом деле, при большевиках, мы увидим при сравнении грамотности в 1917 и 1927гг. По летней переписи 1917 года, проведенной Временным правительством, 75% мужского населения европейской части России было грамотным.
А в 1927 году на XV съезде ВКП (б) Крупская жаловалась, что грамотность призывников в двадцать седьмом году значительно уступала грамотности призыва 1917 года. И говорила жена Ленина, что за десять лет советской власти грамотность в стране значительно убавилась. http://boris-mojaev.narod.ru/index.files/gorki.htm Вообще, только после ВОВ большевики смогли побороть массовую неграмотность, которую сами же развели после октября 1917 года !Политика большевиков в первые 10 лет совдепии (1917-1927гг) привела к тяжелым последствиям в сфере как школьного, так и высшего образования и к катастрофическим последствиям по числу ИТР, инженеров — их в 1926-1928гг было в 3 раза меньше, чем было соответсвенно (вместе со студентами) к 1917 году.
Конечно, в последующие годы в СССР число студентов, ИТР, инженеров и ученых быстро увеличивалось, но провал 1917-1927гг был просто катастрофическим.
По переписи населения 1937 года 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали.
Во втором издании БСЭ приведенная выше таблица тоже есть (БСЭ, второе издание, М., 1952. Статья "Грамотность"), но современные критики царской России (красные, а иногда и либералы) до сих пор нередко оперируют данными только XIX века. Т.е. НАМЕРЕННО СКРЫВАЯ бурный рост грамотности в XX веке при Николае II и пытаясь весь рост грамотности приписать советской власти.
Более подробно обо всем этом можно прочитать также в книге С. Миронина. Экономика царской России. ( http://www.zlev.ru/105/105_11.htm http://www.contrtv.ru/common/2189 )

Одно из самых больших заблуждений относительно старой деревни — представление о неграмотности крестьян, об их оторванности от книжной культуры. Современные серьезные и объективные исследования опровергают это представление.

Это и сохранение старинных рукописных и первопечатных книг, и новейшие подписные издания, и принесенная разносчиком-офеней лубочная литература. Книжная культура шла от церкви и школы, от семей, тщательно сберегавших глубокую духовную старину, и одновременно от бойких любителей новизны, привозивших из больших городов, где они были на промыслах, сочинения самого разного характера.

Даже от XVIII века до нас дошло множество свидетельств о грамотности значительной части крестьян.Устойчивые традиции крестьянской письменности и книжности существовали еще в XVIII веке на русском Севере — в бассейнах Печоры, Мезени, Северной Двины, Пинеги. В Пушкинском доме (ИРЛИ) такие собрания, как Красноборское, Мезенское, Печорское, Пинежское, Северодвинское и другие, сплошь состоят из рукописных материалов, обнаруженных в крестьянской среде. Недаром Малышев назвал все это собрание «огромной крестьянской библиотекой прошлого».

Записи на некоторых экземплярах свидетельствуют о принадлежности их крестьянам уже в XVI—XVII веках. На русском Севере выявлено «несколько родовых крестьянских библиотек, начало которых положено еще в XVII—XVIII веках (например, пинежских крестьян Рудаковых, Поповых, Вальковых, Мерзлых, печорцев Михеевых и др.)».

В 1891 году в Иркутской губернии из 165 корреспондентов Восточносибирского отдела Русского Географического общества было 33 крестьянина. Из 62 корреспондентов Иркутского общества распространения народного образования и народных развлечений 27 были крестьянами.

Результаты специального обследования 1900 года показывают регулярность чтения значительной части крестьян: из 104 обследованных населенных пунктов Иркутской губернии в 50 были крестьяне, постоянно занимавшиеся чтением.
Императрица Мария Александровна.

В конце марта 1858 года «Мариинская женская гимназия» в честь императрицы Марии Александровны, покровительницы женского образования. Учебное заведение содержалось за счет небольшой платы, которую вносили родители девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Учебная программа в гимназии была достаточно серьезной.

Все предметы делились на обязательные и необязательные, к обязательным относились закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие. Желающие изучать дополнительные предметы должны были доплачивать по пять рублей в год за иностранный язык и за танцы, и по одному рублю за уроки музыки.

В первый год существования гимназии в ней учились 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет.
Лучшие учителя Петербурга, благодаря их усилиям здесь сложилась простая и свободная атмосфера. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек.
В этом здании на Невском поначалу работала Мариинская гимназия.

Многие отмечали, что гимназистки в сравнении с девочками из закрытых институтов учатся добросовестнее, «с убеждением в видимой пользе образования».В одном классе могли учиться дочери генерала и портного, сенатора и купца.

С 1864 года при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы, В их программу впервые были включены анатомия и физиология — предметы, которые до этого в женских учебных заведениях никогда не изучались. Девушки, окончившие курсы, получали звание «домашней наставницы» и могли работать учительницами. На базе курсов позже был создан Женский педагогический институт.

Вслед за Мариинской гимназией в Петербурге, а затем и в других городах открылись еще несколько подобных женских учебных заведений, дав, таким образом, начало распространению женского образования в стране.
г.Пермь. Мариинская женская гимназия.

Совместное обучение возникло после иудейской революции под предлогом равноправия, и с 1918 года мальчики и девочки стали учиться вместе.

Вернулись к разделению в 1943 году, но уже через 11 лет учащихся снова объединили. Произошло это после смерти Сталина, на волне либерализации общественной жизни в СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 18 июля 1954 года введено совместное обучение мальчиков и девочек в школах Москвы, Ленинграда и других городов.

Сегодня педагогическая общественность вновь активно обсуждает вопрос о возвращении к раздельному обучению по гендерному (половому) признаку в средних общеобразовательных школах России.

В порядке эксперимента во многих регионах России в школах уже создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах. Следует заметить, что Закон об образовании приравнивает любые ограничения в процессе учебы к ущемлению прав граждан, однако и для создания «мужских» и «женских» классов есть правовая база — ГЭПы, городские экспериментальные площадки. Благодаря им, в последние пять-шесть лет раздельные классы появились в более чем 60 регионах.

Например, в Республике Коми — 400 школ с параллельными классами, в Ставропольском крае — больше 100, в Москве — полтора десятка. О том, насколько эффективен эксперимент, говорит хотя бы то, что в этом году школа N 6 города Воткинска (Удмуртия), где практикуется гендерная педагогика, получила президентский грант в 1 млн. рублей.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинина и Владимир Базарный. В то время В. Базарный создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей — советская школа.

Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку.

«Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту — вещь непростительная», считает Владимир Базарный. — Девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника».

В школах, создаваемых по его модели, мальчики и девочки занимаются «через стенку», встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях. Однако экспертов настораживают «перегибы на местах». Так, в некоторых школах внедрены специальные учебные программы: главные акценты «мальчикового» расписания делаются на точных науках, а девочек загружают гуманитарными дисциплинами. Объясняют это педагоги тем, что якобы существуют «гендерные» особенности мозга. Девочки, мол, существа с более активным левым полушарием, а у мальчиков сильнее правое.

Однако, последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников — отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.

Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации — всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ. А все потому, что они перестали бояться выглядеть «слабаками» в глазах противоположного пола.

Раздельное обучение в Санкт-Петербурге осуществляется в двух гимназиях – № 628 и № 664. В первой учатся только юные леди. Во второй работают два отдельных корпуса – для девочек и для мальчиков, куда дети поступают с 8 по 11-й класс. «Мы создали детям условия для полного погружения в обучающую среду, – рассказывает Елена Ягунова, директор гимназии 664. – Мальчишки самого опасного переходного возраста, в которых играют гормоны, очень довольны, что рядом в классах нет девчонок, говорят, что ничто не отвлекает их от учебы». При этом в гимназии отмечают, что дети не изолированы от противоположного пола – практикуется ряд совместных уроков, их ведут как мужчины, так и женщины.

Пионером раздельного обучения в Москве стала школа № 760. Методику Базарного в ней стали внедрять еще в начале 90-х, потом эксперимент на несколько лет пришлось свернуть. Сегодня у нее статус образовательного центра-лаборатории. К тому, что можно видеть в других подобных школах России, здесь прибавили свои «ноу-хау».

С первого класса мальчиков посвящают в «богатыри земли русской» и присваивают воинское звание, закладывая тем самым уважение к будущей службе в армии. А всех девочек наделяют статусом «невесты», вручая белые венки и люльки с игрушечными младенцами.

Реальная проблема – педагогические кадры. Как-никак с отмены сталинского деления школ миновало полвека. Слишком уж хорошо забыто это самое «старое».

Директор школы в Гулькевичах, что на Кубани, Людмила Доцукова честно признается: «Сразу скажу, что набрать детей в классы с раздельным обучением было непросто. Многие родители отказывались. Некоторые считали, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Были даже высказывания по поводу того, что класс, где нет девочек, – хорошая среда для воспитания будущих маньяков… Кроме того, на роль классного руководителя в мужской класс мы искали мужчину. Таковых в городе не нашлось. Тогда классное руководство мы доверили одному из наших опытнейших педагогов – матери двух сыновей».

Феминизация общества, о которой предупреждает учителей Владимир Базарный, сказывается и на том, что мужчины все реже идут работать в школы. А ведь в первую очередь мальчикам, по словам академика, призвана помочь его система.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Социологи объясняют это прежде всего тем, что в моде опять «имперский стиль». Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство «разделенных» школ – гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть «мальчиковым» и «девчачьим». Кроме того, учиться «не в такой школе, как все», престижно.

Возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует и христианская Церковь. Так, архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) вышел с таким предложением на областной комитет образования. «Я вот был за границей, – рассказал архиепископ, – и видел, как там обучаются девушки в пансионе. Вы бы только посмотрели на этих девушек!».

Комментарии