24 августа 2019 года, исполняется 17лет со дня блаженной кончины о Господе протоиерея Николая Гурьянова – благочестивого старца, почитаемого всей православной Россией.
Сегодня имя старца Николая Гурьянова известно тысячам людей в России и за рубежом. Он – один из любимейших, самых почитаемых духовных наставников Русской Православной Церкви XX века, поддерживавших Ее в тяжелое время открытых гонений на Православие.
Но когда-то все обстояло иначе: батюшка принадлежал к поколению исповедников, претерпевших за веру и преданность Богу притеснения от властей, тюремные и лагерные заключения и ссылки. А после освобождения целые годы провел в безвестности, трудах и молитве на отдаленном рыбацком острове. Отец Николай не оставил обширного духовного наследия, трудов по аскетике или по богословию, но его краткие слова и простые наставления одинаково трогают сердца «простецов» и «мудрецов». Для многих и многих он стал тем человеком, с которого начинается путь к Богу.
†††
Праведный Старец Николай (Гурьянов)
Благодатный Старец Русской Православной Церкви Николай (Николай Алексеевич Гурьянов)-
большинству паствы известен как протоиерей Николай, священник Псковской епархи, духоносный праведник и молитвенник.
По свидетельству самого Батюшки, которое документально подтверждается фотодокументами и на видеозаписи, имел тайное поставление в годы гонений во епископы.
Не выйдя по благословению отцов на открытое епископское служение, принял схиму с именем Нектарий и служил, в соответствии с Номоканоном, иерейским чином.
Батюшка родился 24.05.1909, с. Чудские Заходы Гдовского уезда Петербургской губернии.
Родители его- Алексей Иванович Гурьянов и мать Екатерина Стефановна, в девичестве Крылова.
С детства — избранник Матери Божией, прислуживал в Алтаре, пел на клиросе, был посошником и духовным сыном Священномученика Митрополита Вениамина Петроградского, который тайно постриг отрока Николая в иночество в 1917 г., в возрасте восьми лет, и, благословив ему свой Архиерейский крест, предрек истинное и верное служение Православию в сане Архиерея.
В 1924 г. — послушник в Почаевской Лавре, которую называл своей «монашеской колыбелию».
Там он познакомился и был духовно близок с Преподобным Амфилохием Почаевским, ныне прославленным святым.
Молитвенно общался и был знаком с Преподобным Кукшей Одесским, преподобноисповедником Святителем Антонием (Абашидзе) и иными подвижниками.
В годы гонений — мужественно защищал Святыни и отстаивал свободу Церкви от богоборцев,
никогда не шел на соглашательства и не принял Декларацию Митрополита Сергия.
Молился Царю-Мученику Николаю и исповедовал святость Царской Семьи и Богоустановленность Самодержавной Власти.
В двадцатые годы, получил средне-педагогическое образование, служил псаломщиком. 1929 г. — арестован и отправлен в ссылку, которую отбывал на Украине, где в 1931 вторично арестован за церковно-монархическую деятельность и заключен в «Кресты».Находился в Псковсой тюрьме и Вятских лагерях.Затем — ИТЛ, Сыктывкар.
Будучи верным сыном Церкви, шел по стопам древних Мучеников. Всегда говорил: «Источник Власти — Бог на Небе, Помазанник Божий — на земле».
Выйдя из заключения уже в сане тайного иеромонаха, работал учителем в Тосненском районе,
откуда вместе с жителями был вывезен немцами во время войны в Прибалтику.
Служил священником в Свято-Троицком женском Рижском монастыре, уставщиком и духовником в Свято-Духовом мужском монастыре при Экзархе Прибалтики Митрополите Сергии (Воскресенском), знавшем о его тайной хиротонии.
В 1943 уже имел тайное поставление в сан Епископа. Точная дата хиротонии Владыки Нектария
неизвестна. На открытое епископское служение не выходит по благословению старцев, принимает тайную схиму с именем Нектарий. Заканчивает в 1943 г. пастырско-богословские курсы в Вильно.
1943 г. — священник Никольского Храма в с. Гегобросты Виленской Епархии.
1949–51 гг. — заочное обучение в Петербургской Духовной семинарии и первый курс Академии.
В 1958 — по личной просьбе, за послушание матери, переводится в Псковскую Епархию, в Никольский Храм на Острове Талабск (Залита) на Псковском озере, где и прослужил Господу сорок четыре года до праведного успения 24.08.2002.
На Острове, по откровению от Царицы Небесной, выходит на старческое служение и становится старцем-духовником, утешителем и молитвенником, прозорливцем и чудотворцем, к которому тысячи людей притекали за советом и наставлением.
Еще при жизни почитался святым чудотворцем, молитву которого слышит Господь.
---
Краткая биография составлена со слов самого отца Николая
его келейницей — схимонахиней Николаей (Гроян)
†††
Старец Николай особенно любил молиться об упокоившихся, и после Божественной литургии всегда спешил на островное кладбище к своим, где его уже ждали души усопших. Как свидетельствует духовная дочь и келейница Старца – схимонахиня Николая, Батюшка часто плакал на
Проскомидии, вынимая частички за упокоившихся, видя их стоящими кругом Жертвенника в алтаре. Несомненно, что молился он и за сложивших свои головы за Русь Святую талабских рыбаков.
По успении, прославлен народом Божиим, который свято чтит его благодатные труды и добродетельную жизнь, слагает ему Акафисты, молитвы и песнопения, пишет иконы, молясь Старцу как праведнику и угоднику Божию.
Вся могилочка Старца Николая утопает в цветах и благоухает.
Верующие берут с нее для себя и близких целебный песочек, становясь благоговейно на колени, прикладываются к могилочке челом.
†††
Известностью и любовью старец пользовался также у творческой молодёжи и интеллигенции: за благословением на творчество к нему на остров приезжали Константин Кинчев, Ольга Кормухина[3], Алексей Белов и многие другие[источник не указан 1737 дней]. Кроме того старец стал прототипом героя фильма «Остров», где главную роль сыграл рок-поэт и музыкант Пётр Мамонов.[4][нет в источнике 1191 день]
В похоронах о. Николая на острове Талабск (Залит) участвовали более трёх тысяч православных верующих. Многие почитатели посещают могилу старца. Учреждено Общество ревнителей памяти праведного Николая Псковоезерского (Николая Гурьянова)
Скажи, отец, как мне спасаться,
Какой дорогою пойти?
– От юных лет не пресмыкаться,
Не лукомудрствовать в пути.
Не закопти икону Божью,
Стараясь не отстать от всех,
Гордыней, мелочностью, ложью –
Все это – непотребный грех.
Не терпит Правда мельтешенья,
Ей любо, что не любо нам.
Она в изгнаньи, в поношеньи
У тех, кто тянется к чинам.
О, разве званье – добродетель?
Кто посохом Врата открыл?
Любовь всегда враждою метит
Того, кто много возлюбил.
Не тлей, гори, пока есть силы,
Гори, пока душа чиста,
И до неведомой могилы
Взирай на одного Христа. Протоиерей Иоанн Миронов