14 СЕНТЯБРЯ : НАЧАЛО ИНДИКАТА - ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ.

С ПРАЗДНИКОМ ВАС, ДОРОГИЕ МОИ! РАДОСТИ ВСЕМ ДУХОВНОЙ ВО ВСИ ДНИ ЖИЗНИ НАШЕЙ !!! ОТКРОЙТЕ ВСЮ ТЕМУ.
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.
___________________________________
14 сентября (1 сентября по юлианскому календарю) Православная Церковь празднует церковное новолетие (начало церковного года), в соответствии с византийской традицией называемое также Началом индикта.

Инди́кт — это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося 15-летнего промежутка времени (так называемого «индиктиона»), от одной индикции (переписи) к другой. Первоначально индиктион (от лат. indictio — «объявление») означал, введенный Диоклетианом, чрезвычайный налог на зерно, который определялся на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам.

В 312 году, при императоре Константине Великом, 15-летний индиктион стал использоваться и в летосчислении (взамен языческого 4-х летнего периода исчисления по олимпиадам), индиктом назывался номер года внутри такого цикла. Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Цикл индиктов, совместно 28-летним солнечным циклом, лёг в основу юлианского периода.

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое на протяжении двух веков отмечалось как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

Богослужение на Церковное новолетие (начало индикта)

В Русской Православной Церкви слово «инди́кт» сохранилось в церковном Уставе и служит для обозначения годового круга богослужения. Начало индикта, или начало новолетия, приходится на 1 сентября юлианского календаря и является церковным праздником.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в Назарета пророчество Исаии (Ис 61:1–2) о наступлении лета Господня (Лк. 4:16–22). «Лето Господне» в русской Синодальной Библии (как в пророчестве Исайи, так и в цитате этого пророчества в Евангелии от Луки) – это оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство. Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, – то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все… исполнились ярости»). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы.

В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник».

Великий Индиктион

С понятием Инди́кта или простого Индиктио́на связано еще одно понятие – Пасхалии, Великого Индиктио́на или, как его называли на Руси, Миротворного Круга.
Миротворный круг (схема Зелинского)

Великий Индиктио́н, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Это период времени продолжительностью в 532 года – такое число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 лет (28×19=532). Дело в том, что через 532 года все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Это определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Так по византийскому счету от Сотворения мира (5508 год до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году.

Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. А.Н. Зелинский наглядно представил Миротворный круг в виде круговых таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений определяется дата Пасхи. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря.

gif
Царь ве­ков, Гос­подь Бог наш, «по­ло­жил вре­ме­на или ле­та в сво­ей вла­сти» (Деян.1:7)[1], Сам уста­но­вил в эти вре­ме­на раз­лич­ные празд­ни­ки для Сво­е­го про­слав­ле­ния и для от­дох­но­ве­ния лю­дей от мир­ских дел их. Еще в Вет­хом За­ве­те Он по­ве­лел каж­дый год осо­бен­но празд­но­вать на­ступ­ле­ние седь­мо­го ме­ся­ца, чтобы лю­ди, осво­бо­див­шись от жи­тей­ской су­е­ты, слу­жи­ли в этот день Еди­но­му Бо­гу. Ибо так на­пи­са­но в кни­гах Мо­и­се­е­вых: «Ска­зал Гос­подь Мо­и­сею, го­во­ря: ска­жи сы­нам Из­ра­иле­вым: в седь­мой ме­сяц, в пер­вый день ме­ся­ца, да бу­дет у вас по­кой: ни­ка­ко­го де­ла не со­тво­ри­те в день этот во всех жи­ли­щах ва­ших, и при­но­си­те жерт­ву Гос­по­ду» (Лев.23:24-31)[2]. Как неко­гда Сам Тво­рец, в шесть дней со­здав­ший мир Сло­вом Сво­им, бла­го­сло­вил и освя­тил седь­мой день, по­чив от дел тво­ре­ния (Быт.2:2-3; Исх.20:11; Евр.4:4); и как впо­след­ствии дал и че­ло­ве­ку за­по­ведь: «Шесть дней ра­бо­тай, в день седь­мой – суб­бо­та Гос­по­ду Бо­гу тво­е­му не де­лай ни­ка­ко­го де­ла ты» (Исх.20:9-10)[3], так Он же бла­го­сло­вил и освя­тил седь­мой ме­сяц и по­ве­лел лю­дям в это вре­мя от­ды­хать от дел мир­ских. Об этом Гос­подь вто­рич­но за­по­ве­дал Мо­и­сею, «го­во­ря, ме­ся­ца седь­мо­го, ко­гда вы со­би­ра­е­те про­из­ве­де­ния зем­ли, празд­нуй­те празд­ник Гос­по­день» (Лев.23:39)[4].
По ка­кой же при­чине уста­нов­ле­но это празд­но­ва­ние?

В этом имен­но ме­ся­це, ко­гда на­ча­ли сбы­вать во­ды по­то­па, Но­ев ков­чег оста­но­вил­ся на го­рах Ара­рат­ских[5].

В этом ме­ся­це свя­той про­рок Мо­и­сей со­шел о го­ры, с ли­цом, оси­ян­ным сла­вою Бо­же­ствен­ной, и при­нес но­вые скри­жа­ли, на ко­то­рых был на­чер­тан за­кон, дан­ный Са­мим Гос­по­дом[6] (Исх.34:29).

В этом ме­ся­це на­ча­то бы­ло со­ору­же­ние Ски­нии Гос­под­ней сре­ди ста­на из­ра­иль­тян (Исх.35)[7].

В этом же ме­ся­це пер­во­свя­щен­ник, един­ствен­ный раз в те­че­ние все­го го­да, вхо­дил в Свя­тое Свя­тых «Не без кро­ви, ко­то­рую при­но­сит за се­бя и за гре­хи неве­де­ния на­ро­да»[8].

В этом ме­ся­це на­род Бо­жий, сми­ряя по­стом ду­ши свои и при­но­ся Гос­по­ду жерт­ву все­со­жже­ния, при­ни­мал очи­ще­ние от гре­хов сво­их, со­де­ян­ных за год[9].

В этом ме­ся­це со­вер­ши­лось тор­же­ствен­ное освя­ще­ние ве­ли­ко­леп­но­го хра­ма Гос­под­ня, со­здан­но­го ца­рем Со­ло­мо­ном, и вне­сен был в этот храм Ков­чег За­ве­та (3Цар.8).

В этом ме­ся­це все ко­ле­на на­ро­да из­ра­иль­ско­го ото­всю­ду сте­ка­лись в Иеру­са­лим на празд­ник, ис­пол­няя за­по­ведь Гос­под­ню: «Это для вас суб­бо­та по­коя, и сми­ряй­те ду­ши ва­ши» (Лев.23:32).[10]

С это­го ме­ся­ца на­чи­на­ли счет го­дам, осо­бый для каж­дых пя­ти­де­ся­ти лет. В то вре­мя как на­род из­ра­иль­ский всту­пал в обе­то­ван­ную зем­лю, Гос­подь по­ве­лел, чтобы лю­ди осо­бен­но празд­но­ва­ли каж­дый пя­ти­де­ся­тый год; и не толь­ко са­ми участ­во­ва­ли в этом празд­но­ва­нии, но и слу­ги и скот; да­же са­мую зем­лю, где по­се­ли­лись из­ра­иль­тяне, за­по­ве­да­но бы­ло остав­лять в по­кое, не рас­па­хи­вать, не за­се­вать, не со­би­рать ни ко­ло­сьев, ни ви­но­град­ных, ни са­до­вых пло­дов: все это предо­став­ля­лось в пи­щу бед­ным лю­дям, а так­же зве­рям и пти­цам.

Но год на­чи­нал­ся с пер­во­го сен­тяб­ря не толь­ко по вет­хо­за­вет­ным за­ко­нам, но и по язы­че­ско­му ин­дик­ти­о­ну.
Празд­ник но­во­ле­тия был уста­нов­лен свя­ты­ми от­ца­ми на I Все­лен­ском Со­бо­ре, в Ни­кее[20]. Это бы­ло в то са­мое вре­мя, ко­гда царь Кон­стан­тин Ве­ли­кий, по­бе­див Мак­сен­ция[21], про­све­тил все­лен­ную све­том бла­го­че­стия, ис­ко­ре­нил идоль­ские празд­не­ства, осво­бо­дил ве­ру Хри­сто­ву от тяж­ких го­не­ний и уста­но­вил свои ин­дик­ти­о­ны. То­гда свя­тые от­цы уста­но­ви­ли празд­но­вать но­во­ле­тие, как на­ча­ло хри­сти­ан­ской сво­бо­ды, в вос­по­ми­на­ние по­се­ще­ния Хри­стом в этот день иудей­ской си­на­го­ги и про­по­ве­ди Его о при­ят­ном ле­те Гос­под­нем. С то­го вре­ме­ни и мы празд­ну­ем пер­вый день сен­тяб­ря ме­ся­ца. Но это уже празд­ник не Вет­хо­го За­ве­та, а но­вой бла­го­да­ти[22]. Ибо в этот день Сам За­ко­но­да­тель, снис­шед­ший с небес и но­ся­щий в се­бе Ду­ха От­ца, явил Се­бя ми­ру и на­чер­тал за­кон Бо­жий не пер­стом, но Сво­им Бо­же­ствен­ным язы­ком и пре­слад­ки­ми уста­ми, и не на ка­мен­ных скри­жа­лях, а «на пло­тя­ных скри­жа­лях серд­ца на­ше­го» (2Кор.3:3)[23]. Со­зи­дая Свою Цер­ковь, ко­то­рую толь­ко про­об­ра­зо­ва­ла вет­хо­за­вет­ная ски­ния[24], Он при­нес Бо­гу От­цу за на­ши гре­хи жерт­ву не без кро­ви, Са­мо­го имен­но Се­бя. Сам Ве­ли­кий Пер­во­свя­щен­ник, про­шед­ший небе­са (Евр.4:14), очи­стив нас от гре­хов Сво­ей кро­вью, про­ли­той за нас, сде­лал нас свя­ты­ми хра­ма­ми, по сло­вам апо­сто­ла: «храм Бо­жий свят, а этот храм – вы» (1Кор.3:17)[25].

При­но­ся за все эти бла­го­да­ре­ние Гос­по­ду, мы празд­ну­ем ле­то Гос­подне при­ят­но: мы при­ня­ли от Него мно­го неиз­ре­чен­ных благ, по­спе­шим же и са­ми быть Ему при­ят­ны­ми. Мы ведь празд­ну­ем ин­дик­ти­он, не рим­ски­ми ца­ря­ми уста­нов­лен­ный, а уза­ко­нен­ный Небес­ным Ца­рем сла­вы – Хри­стом. Хри­стов же ин­дик­ти­он – это Его свя­тые за­по­ве­ди, ко­то­рые мы долж­ны со­блю­дать и ис­пол­нять. Царь наш Хри­стос не тре­бу­ет от нас ни ме­ди, ни же­ле­за, ни се­реб­ра, ни зо­ло­та, как объ­яс­нил Да­вид, ска­зав­ший неко­гда: «Ты Гос­подь мой; бла­га мои Те­бе не нуж­ны» (Пс.15:2)[26]. Но вме­сто же­ле­за и ме­ди Гос­подь тре­бу­ет от нас доб­ро­де­те­ли твер­дой и креп­кой, пра­во­слав­ной ве­ры в Бо­га. Ибо ве­ра на­ша ос­но­ва­на на кро­ви ис­тер­зан­ных же­лез­ным и мед­ным ору­жи­ем свя­тых му­че­ни­ков, из ко­то­рых о каж­дом мож­но ска­зать, что «же­ле­зо про­шло ду­шу его» (Пс.105:18). Небес­ный Царь и Бог наш по­ве­лел нам, чтобы мы ве­ро­ва­ли в Него пра­вым серд­цем и бла­го­че­сти­во: «по­то­му что серд­цем ве­ру­ют к пра­вед­но­сти» (Рим.10:10)[27]. Бу­дем же и мы по­буж­дать вра­га этой ве­рой, как ору­жи­ем же­лез­ным и мед­ным щи­том. По­сле­ду­ем на­шим свя­тым пра­от­цам, ко­то­рые «ве­рою по­беж­да­ли цар­ства, тво­ри­ли прав­ду, по­лу­ча­ли обе­то­ва­ния, за­граж­да­ли уста львов, уга­ша­ли си­лу ог­ня, из­бе­га­ли острия ме­ча, укреп­ля­лись от немо­щи, бы­ли креп­ки на войне, про­го­ня­ли пол­ки чу­жих» (Евр.11:33-34)[28].

Вме­сто се­реб­ра Царь наш Хри­стос тре­бу­ет от нас вто­рой доб­ро­де­те­ли, несо­мнен­ной на­деж­ды на Бо­га. Эта доб­ро­де­тель, боль­ше чем се­реб­ро, обес­пе­чи­ва­ет че­ло­ве­ку бла­го­по­луч­ную жизнь. Ес­ли тот, кто раз­бо­га­тел мно­гим се­реб­ром, уве­рен, что по­лу­чит все мир­ские бла­га, и, упо­вая на бо­гат­ство, ве­се­ло про­во­дит дни свои; то тем бо­лее бо­га­тый несо­мнен­ной на­деж­дой на Бо­га и на Него од­но­го воз­ло­жив­ши все свое упо­ва­ние по­лу­чит все, че­го же­ла­ет, и бу­дет жить в ра­до­сти, пре­не­бре­гая все­ми бед­стви­я­ми и скор­бя­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми от ми­ра, пло­ти и диа­во­ла, и с на­сла­жде­ни­ем пре­тер­пе­вая все это ра­ди воз­да­я­ния в бу­ду­щей жиз­ни. Ча­сто се­реб­ро об­ма­ны­ва­ет сво­е­го гос­по­ди­на и, слу­чай­но ис­че­зая, остав­ля­ет его в ни­ще­те; и тот, кто на­де­ял­ся до кон­ца жиз­ни ви­деть во всем изоби­лие, вдруг ли­ша­ет­ся на­сущ­но­го хле­ба. – На­де­ю­щий­ся же на Гос­по­да, «как го­ра Си­он не по­двиг­нет­ся во­век» (Пс.124:1)[29]: «не по­сты­жа­ет, по­то­му что лю­бовь Бо­жия из­ли­лась» (Рим.5:5). Это­го имен­но неве­ще­ствен­но­го се­реб­ра и же­ла­ет от нас Гос­подь и по­веле­ва­ет, чтобы мы не на ско­ро­пре­хо­дя­щее бо­гат­ство воз­ла­га­ли свои на­деж­ды, «но на Бо­га жи­во­го» (1Тим.6:17), «сло­ва Гос­под­ни – сло­ва чи­стые, се­реб­ро пе­ре­плав­лен­ное» (Пс.11:7)[30]. Он нелож­но обе­щал нам неска­зан­ные веч­ные бла­га в Сво­ем Цар­ствии, чтобы мы пре­мно­гую к нам Его бла­гость, ко­то­рой уве­ро­ва­ли серд­цем, ис­по­ве­до­ва­ли и уста­ми, «а уста­ми ис­по­ве­ду­ют ко спа­се­нию» (Рим.10:10)[31]. Бу­дем же, как доб­рые во­и­ны Хри­сто­вы[32], на­деж­дой мздо­воз­да­я­ния по­ощ­рять се­бя к боль­шим по­дви­гам. Ведь на­деж­да на на­гра­ду воз­буж­да­ет во­и­на к борь­бе, как го­во­рит свя­той Иоанн Да­мас­кин о стра­сто­терп­цах: му­че­ни­ки Твои, Гос­по­ди, утвер­див­шись в ве­ре и укре­пив­ши се­бя на­деж­дой, по­бе­ди­ли му­чи­тель­ство вра­гов и по­лу­чи­ли вен­цы[33].

Вме­сто зо­ло­та Хри­стос Царь наш тре­бу­ет от нас са­мой дра­го­цен­ной доб­ро­де­те­ли, нели­це­мер­ной люб­ви к Бо­гу и ближ­ним. По сво­е­му вы­со­ко­му зна­че­нию лю­бовь все­гда пред­став­ля­ет­ся Учи­те­ля­ми Церк­ви под об­ра­зом зо­ло­та; ибо как зо­ло­то дра­го­цен­нее се­реб­ра, ме­ди и же­ле­за, так и лю­бовь вы­ше на­деж­ды и ве­ры. «Ныне», ска­за­но в Пи­са­нии, «пре­бы­ва­ют сии три: ве­ра, на­деж­да, лю­бовь; но лю­бовь из них боль­ше» (1Кор.13:13)[34]. Та­ко­го имен­но зо­ло­та и же­ла­ет от нас Гос­подь и за­по­ве­ду­ет, чтобы мы мо­ли­ли Его нели­це­мер­но, не толь­ко ве­руя серд­цем и ис­по­ве­дуя уста­ми, но на де­ле про­яв­ляя сию лю­бовь. Мы долж­ны быть го­то­вы­ми под­са­дить за Него свои ду­ши и при­нять смерть ра­ди Его Бо­же­ствен­ной люб­ви к нам. При­том мы долж­ны лю­бить и ближ­них сво­их, как учит воз­люб­лен­ный Хри­стов уче­ник Иоанн Бо­го­слов. «Де­ти Мои», – го­во­рил он, – «ста­нем лю­бить не сло­вом или язы­ком, но де­лом и ис­ти­ною» (1Ин.3:18)[35]. Та­кая лю­бовь при­ни­ма­ет­ся для укра­ше­ния Са­мим пре­крас­ней­шим, бо­лее чем сы­ны че­ло­ве­че­ские, Хри­стом Бо­гом на­шим, как го­во­рит Са­ма Бо­жья Пре­муд­рость: укра­си­лась и ста­ла пре­крас­ною пред Гос­по­дом и людь­ми; это – еди­но­мыс­лие меж­ду бра­тья­ми и лю­бовь меж­ду ближ­ни­ми (Сир.25:1-2)[36].

Вот ка­кой хри­сти­ан­ский ин­дик­ти­он празд­ну­ет ныне, вме­сто древ­не­го язы­че­ско­го, Пра­во­слав­ная Цер­ковь, «со­влек­шись вет­хо­го че­ло­ве­ка с де­ла­ми его и об­лек­шись в но­во­го, ко­то­рый об­нов­ля­ет­ся по об­ра­зу Со­здав­ше­го его» (Кол.3:9-10). Бу­дем же празд­но­вать но­во­ле­тие так, как со­ве­ту­ет нам апо­стол: в об­нов­ле­нии жиз­ни хо­дим, чтобы, нам слу­жить в «об­нов­ле­нии ду­ха, а не по вет­хой бук­ве» (Рим.7:6)[37]. Бу­дем празд­но­вать ин­дик­ти­он, по­ви­ну­ясь по­ве­ле­ни­ям Гос­по­да Бо­га на­ше­го, дан­ным через Мо­и­сея, в кни­гах ко­то­ро­го ныне чи­та­ет­ся: «Ес­ли вы бу­де­те по­сту­пать по уста­вам Мо­им, и за­по­ве­ди Мои бу­де­те хра­нить и ис­пол­нять их: то Я дам вам до­жди в свое вре­мя, и зем­ля даст про­из­расте­ния свои, и по­шлю мир на зем­лю ва­шу и бу­де­те про­го­нять вра­гов ва­ших, и при­зрю на вас, и бла­го­слов­лю вас, и не возг­ну­ша­ет­ся ду­ша Моя ва­ми, и бу­ду хо­дить сре­ди вас, и бу­ду ва­шим Бо­гом, а вы бу­де­те Мо­им на­ро­дом» (Лев.26:3-4, 6-7, 11-12)[38].
gif
Всех желающих приглашаю в группу "Свет Православия, во Славу Божию. Ссылка в группу : https://ok.ru/svetpravo

Комментарии