ДУША И ДЬЯВОЛ.

Легенда О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ.
История учёного, продавшего душу дьяволу и погубленного им, известна нам благодаря Гёте. В его интерпретации Фауст — настоящий человек Возрождения, могучий ум, одержимый познанием и мечтающий служить человечеству. В иных версиях этой истории знаменитый доктор — всего лишь заурядный шарлатан или несчастная заблудшая душа. Если бы только существовавший в реальности прототип Фауста знал, что его судьба станет символом...
На гибель Фауста взирайте все!
Его судьба да отвратит разумных
От области познанья заповедной,
Чья глубина отважные умы
Введёт в соблазн — творить деянья тьмы.
Кристофер Марло «Трагическая история доктора Фауста»

  • Фауст - Мне скучно, бес
ДУША И ДЬЯВОЛ.Легенда О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ. - 803243607695
ДУША И ДЬЯВОЛ.Легенда О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ. - 803243612815
История Фауста — одна из самых популярных городских легенд Европы. И, как у всех городских легенд, у неё есть «подтверждения» в реальности. На одном из домов немецкого города Виттенберга висит табличка с надписью: «Иоганн Фауст (ок. 1480 — ок. 1540), астролог, алхимик, жил здесь между 1525 и 1532 годами». Его имя есть в списках учащихся Гейдельбергского университета за 1509 год, а также в списках представленных к учёной степени бакалавра теологии. К биографии этого средневекового учёного как будто даже не приписали ничего лишнего.
Кроме договора с дьяволом.
ДУША И ДЬЯВОЛ.Легенда О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ. - 803243631503
АВАНТЮРИСТ И ЧЕРНОКНИЖНИК
Настоящий Иоганн-Георг Фауст родился примерно в 1480 году (современные исследователи называют также 1466 год) в крохотном немецком городке Книтлинген (княжество Вюртемберг). Хотя в этом версии исследователей расходятся: иногда его местом рождения считаются городки Зиммерн, Кундлинг, а также Гельмштадт вблизи Гейдельберга или же Рода. Происходил он, по-видимому, из обеспеченной семьи, хотя кем были его родители — неизвестно. У юного Иоганна с очевидностью хватало и средств, и времени, чтобы получить неплохое образование — в основном самостоятельно. По другой версии — он изучал магию в Кракове, где в те времена можно было это делать совершенно свободно. В любом случае, оккультные науки его всегда интересовали.
Занимался он и алхимией, и гаданиями, и лечением по знахарским рецептам. Притом что ничего выдающегося он, судя по историческим источникам, совершить не сумел, Иоганн обзавёлся высокопоставленными покровителями — это были рыцарь Франц фон Зиккинген и князь-епископ Бамбергский.

"Фауст". Franz Xaver Simm (Франц Ксавьер Симм)
ДУША И ДЬЯВОЛ.Легенда О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ. - 803243691919
ДУША И ДЬЯВОЛ.Легенда О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ. - 803243739535
ДУША И ДЬЯВОЛ.Легенда О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ. - 803243752847
В 1507 году по рекомендации рыцаря фон Зиккингена Фауст получил место школьного учителя в городе Кройцнахе (ныне Бад-Кройцнах), однако вскоре его попросили с должности. Не за то, что он продолжал изучение чернокнижия, а за педофилию. В этом же году имя чародея упоминается в негодующем письме аббата Шпонгеймского монастыря, весьма известного учёного Иоганна Тритемия, к придворному астрологу и математику курфюрста Пфальцского Иоганну Фирдунгу: «Человек, о котором ты мне пишешь... имеющий дерзость называть себя главой некромантов, — бродяга, пустослов и мошенник».
Странно, что столь явный авантюрист всё-таки счёл нужным получить академическое образование и поступить в Гейдельбергский университет, где был не последним учеником. Если, конечно, упомянутый в списках Иоганн Фауст — именно тот, кто нас интересует.

Рембрандт Харменс ван Рейн. "Фауст", 1650-1652 гг.
ДУША И ДЬЯВОЛ.Легенда О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ. - 803243785871
По версии, которую в Германии любят рассказывать туристам, Фауст погиб в 1540 году в одной из гостиниц Вюртемберга. Якобы в этот день разразилась буря при ясном небе: в гостинице падала мебель, грохотали невидимые шаги, хлопали двери и ставни, из печной трубы вырывалось синее пламя... Под утро, когда весь этот армагеддон закончился, в комнате Фауста нашли его обезображенное тело. По утверждениям горожан, это сам дьявол приходил забрать душу чернокнижника, с которым 24 года назад заключил договор. Современные исследователи предпочитают объяснять гибель учёного взрывом во время алхимического эксперимента.
Легенды о том, что знаменитый астролог и алхимик продал душу дьяволу, начали складываться ещё при жизни исторического Иоганна Фауста. Так, рассказывали, будто его всюду сопровождал чёрный пудель, умевший превращаться в человека, — якобы это был сам демон Мефистофель. Также считалось, будто германский император обязан своими победами в Италии исключительно магическому искусству Фауста, а не тактическим умениям своих полководцев. А в Венеции и в Париже, при дворе короля Франциска I, Фауст якобы пытался даже возноситься в воздух. Правда, безуспешно.

"Фауст". Franz Xaver Simm (Франц Ксавьер Симм)
ДУША И ДЬЯВОЛ.Легенда О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ. - 803243811471
Сами по себе истории о договоре с дьяволом были известны давно. Одна из первых её интерпретаций — раннехристианская «Повесть об Еладии, продавшем дьяволу душу», из которой выросла русская «Повесть о Савве Грудцыне» XVII века. Наш отечественный герой предпочёл с помощью беса сделать военную карьеру, а не научную, и у его истории счастливый финал: бог прощает раскаявшегося грешника.
«История о докторе Фаусте» с большим успехом прогулялась по всей Европе, охваченной примерно одними и теми же настроениями. Не исключено, что русский автор «Повести о Савве Грудцыне» тоже её читал. На французском её пересказал историк и богослов Пьер Кайе, как и положено богослову, решительно осуждавший Фауста за безбожие и чародейство. Именно Кайе ввёл в историю античную красавицу Елену, тень которой наш доктор вызывает в качестве наглядного пособия на лекции о Гомере и влюбляется в неё.
Пришёлся ко двору легендарный чернокнижник и в Англии, на родине знаменитых «учёных магов» Роджера Бэкона и Джона Ди. Кристофер Марло (тот самый, которому приписывается авторство всех или некоторых пьес Шекспира) на том же материале написал пьесу «Трагическая история доктора Фауста» (1604). Он осуждает героя и в то же время им любуется: талантливый и увлечённый Фауст — настоящий человек Возрождения, поплатившийся за «присвоение полномочий» бога. Его история напоминает о судьбе античного богоборца Прометея.

"ФАУСТ, МЕФИСТОФЕЛЬ И ЕЛЕНА" Рисунок пером Адриана Матама (середина XVII века)
ДУША И ДЬЯВОЛ.Легенда О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ. - 803243878799
Кстати, именно Марло первым назвал демона, с которым общался Фауст, Мефистофелем.
В числе авторов «бури и натиска» был и Иоганн Вольфганг Гёте, создавший, по сути, канон легенды — грандиозную трагедию «Фауст», которую он писал почти всю жизнь, с 1774 по 1831 год. Писатель выстроил практически универсальный текст, умудрившись через искания Фауста показать не только судьбу человека науки, но и — шире — человека вообще, с его сомнениями, страхами, слабостями — и подлинным величием.

По сути, легенду о Фаусте в том виде, в каком она была известна в фольклоре, Гёте пересказывает лишь в первой части поэмы. Вторая часть — это путешествия Фауста в пространстве и времени, от античной Спарты до горы Брокен в Германии, где проходили ведьминские шабаши в Вальпургиеву ночь. Пространство поэмы разрастается вширь и вглубь, от Небес до Преисподней, на сцену выходят всё новые и новые действующие лица — словом, Гёте рисует невероятно разнообразный мир, который человеку предстоит познавать и преобразовывать всю жизнь, ни на секунду не останавливаясь на достигнутом. Именно поэтому душа Фауста должна достаться дьяволу тогда, когда учёный пожелает остановить мгновение.

Эжен Делакруа. «Фауст в своем кабинете». Литография. 1828.
ДУША И ДЬЯВОЛ.Легенда О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ. - 803244196495
Эжен Делакруа."Мефистофель является Фаусту",1828 г.
ДУША И ДЬЯВОЛ.Легенда О ДОКТОРЕ ФАУСТЕ. - 803244247183
Но Гёте изменяет финал легенды: в последний момент Фауста уносят на небо ангелы. Его душа спасена благодаря милосердию бога, который прощает и не такие грехи, и молитвам погубленной Фаустом Гретхен. Это демонстрация авторской позиции: стремление человека сравняться с богом — не проявление гордыни, а естественное желание, потому что он был создан по его образу и подобию.
#ИсторияСоздания #музыка #ИсторияВЛицах #графика

Комментарии

  • 4 июл 2015 15:30

    Сюжет о Фаусте многократно использовался в современной Гете немецкой литературе, а сам он впервые познакомился с ним пятилетним мальчиком на представлении народного кукольного театра, разыгрывавшего старую немецкую легенду. Впрочем, у этой легенды есть исторические корни. Доктор Иоганн-Георг Фауст был странствующим врачевателем, чернокнижником, прорицателем, астрологом и алхимиком. Современные ему ученые, такие, как Парацельс, отзывались о нем как о шарлатане-самозванце; с точки зрения его студентов (Фауст одно время занимал профессорскую кафедру в университете), он был бесстрашным искателем знания и запретных путей. Последователи Мартина Лютера (1583–1546 гг.) видели в нем нечестивца, с помощью дьявола творившего мнимые и опасные чудеса. После его внезапной и загадочной смерти в 1540 году жизнь Фауста обросла множеством легенд.

    Гете поднял легенду на совершенно новый уровень.

    За шестьдесят(!!!) лет работы над “Фаустом” Гете создал произведение, сравнимое по объему с гомеровским эпосом (12 111 строк “Фауста” против 12 200 стихов “Одиссеи”). Вобравшее в себя опыт целой жизни, опыт гениального постижения всех эпох в истории человечества, произведение Гете покоится на способах мышления и художественных приемах, далеких от принятых в современной литературе.

     В 1790-е годы начинается дружба Гете с Фридрихом Шиллером, уникальная в истории культуры дружба и творческое сотрудничество двух равновеликих поэтов. Они вместе вырабатывали принципы веймарского классицизма и побуждали друг друга к созданию новых произведений.Шиллер  настаивал, чтобы Гете продолжил работу над “Фаустом”, но “Фауст. Первая часть трагедии” была завершена уже после смерти Шиллера и опубликована в 1806 году. Гете не предполагал больше возвращаться к этому замыслу, но поселившийся в его доме на положении секретаря литератор И. П. Эккерман, автор “Разговоров с Гете”, убеждал Гете завершить трагедию. Работа над второй частью “Фауста” шла в основном в двадцатые годы, а опубликована она была, согласно желанию Гете, после его смерти. Таким образом, работа над “Фаустом” заняла свыше шестидесяти лет, она охватила всю творческую жизнь Гете и вобрала в себя все эпохи его развития.


    “Когда произведение будет закончено, оно воплотит в себе дух мировой истории, оно станет подлинным отражением жизни человечества, его прошлого, настоящего и будущего. В Фаусте в идеале изображено все человечество, он станет воплощением человечества”.

                                                     Ф. Шеллинг

  • Комментарий удалён.