Квадрига бронзовых, в несколько слоёв позолоченных коней, венчающая ныне главный портал Собора Святого Марка в Венеции, была создана в IV веке до н. э. прославленным древнегреческим скульптором Лисиппом . За долгое время своего существования непоседливая четвёрка несколько раз меняла "прописку" по воле сильных мира сего. Первоначально, гласит одна из версий, она возвышалась над храмом Аполлона в Дельфах. Потом коней вывезли из Греции в Рим, где поочерёдно использовали для декора триумфальных арок императоров: Октавиана Августа, Нерона, Траяна и Константина I Великого. Когда последний основал на месте древнего города Визáнтия новую столицу Константинополь, "кони Лисиппа" украсили её грандиозный монументальный ипподром. Они были теми "четырьмя позолоченными лошадьми, стоящими над ипподромом", которые "прибыли с острова Хиоса при Феодосии II", упоминаемыми в "Parastaseis syntomoi chronikai" (VIII — нач. IX вв.) Они находились там до 1204 года, когда были захвачены венецианцами в качестве трофея во время разграбления столицы Византийской империи в Четвертом крестовом походе. Квадрига по приказу Энрико Дандоло вновь была вывезена, на этот раз в Венецию, где шедевр Лисиппа в 1254 году установили на лоджии базилики Собора Святого Марка.
Красота этих лошадей, которым скульптор придал живое начало (вопреки традиции Лисипп не отливал бронзовые скульптуры целиком, а выковывал их по отдельным частям, которые затем были склёпаны вместе и отполированы), восхищала венецианцев и вдохновляла поэтов. Петрарка писал о Квадриге в 1364 году: "…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание." Завоевавшего Венецию в 1797 году Наполеона Бонапарта, "кони Лисиппа", которые,выражаясь поэтической строкой Байрона "сбруей золотой и бронзой блещут в ясную погоду",тоже не оставили равнодушным. По указанию командующего французской армией Квадригу вывезли в Париж и установили сначала над главными воротами дворца Тюильри, а затем сделали украшением Триумфальной арки, возведённой на площади Карусель в честь побед армии в кампании 1805 года. Ррешением Венского конгресса "кони Лисиппа" были возвращены в Венецию на прежнее место,а на Триумфальной арке вместо них установили скульптурную группу работы Бозио.
Во время Второй мировой войны Квадрига была спрятана в бомбоубежище города Доло. Свой последний переезд прекрасные кони, являющиеся единственным сохранившимся образцом многофигурной конской античной скульптуры, совершили в 1982 году, когда Квадригу на лоджии базилики заменили копией, а оригинал для сохранности поместили в музей внутри собора. #ЗастывшееИскусство
КОНИ ЛИСИППА или Квадрига Собора Святого Марка.
Квадрига бронзовых, в несколько слоёв позолоченных коней, венчающая ныне главный портал Собора Святого Марка в Венеции, была создана в IV веке до н. э. прославленным древнегреческим скульптором Лисиппом . За долгое время своего существования непоседливая четвёрка несколько раз меняла "прописку" по воле сильных мира сего.
Первоначально, гласит одна из версий, она возвышалась над храмом Аполлона в Дельфах. Потом коней вывезли из Греции в Рим, где поочерёдно использовали для декора триумфальных арок императоров: Октавиана Августа, Нерона, Траяна и Константина I Великого. Когда последний основал на месте древнего города Визáнтия новую столицу Константинополь, "кони Лисиппа" украсили её грандиозный монументальный ипподром. Они были теми "четырьмя позолоченными лошадьми, стоящими над ипподромом", которые "прибыли с острова Хиоса при Феодосии II", упоминаемыми в "Parastaseis syntomoi chronikai" (VIII — нач. IX вв.) Они находились там до 1204 года, когда были захвачены венецианцами в качестве трофея во время разграбления столицы Византийской империи в Четвертом крестовом походе.
Квадрига по приказу Энрико Дандоло вновь была вывезена, на этот раз в Венецию, где шедевр Лисиппа в 1254 году установили на лоджии базилики Собора Святого Марка.
склёпаны вместе и отполированы), восхищала венецианцев и вдохновляла поэтов. Петрарка писал о Квадриге в 1364 году:
"…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание."
Завоевавшего Венецию в 1797 году Наполеона Бонапарта, "кони Лисиппа", которые,выражаясь поэтической строкой Байрона "сбруей золотой и бронзой блещут в ясную погоду",тоже не оставили равнодушным. По указанию командующего французской армией Квадригу вывезли в Париж и установили сначала над главными воротами дворца Тюильри, а затем сделали украшением Триумфальной арки, возведённой на площади Карусель в честь побед армии в кампании 1805 года.
Ррешением Венского конгресса "кони Лисиппа" были возвращены в Венецию на прежнее место,а на Триумфальной арке вместо них установили скульптурную группу работы Бозио.
Свой последний переезд прекрасные кони, являющиеся единственным сохранившимся образцом многофигурной конской античной скульптуры, совершили в 1982 году, когда Квадригу на лоджии базилики заменили копией, а оригинал для сохранности поместили в музей внутри собора.
#ЗастывшееИскусство