Христос Воскресе . Православная жизнь.
13 мая

Огненная тайна Пасхи

Схождение Благодатного Огня на Гробе Господнем
Протодиакон Сергий Шалберов
Пасха
Фото: из архива автора
Наш мистический восторг, то волнующее упование о «разгадывании Бога», захватывающее душу в предпасхальные часы - есть предощущение величайшей Тайны! Всё в эти святые дни указывает на ощущение ограниченности нашего знания окружающего мира. Через обретение Бога в этой невидимости мы начинаем понимать, что жизнь веры – это тайна, которую надо принять через любовь. Эйнштейн сказал: «Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытывать, это ощущение тайны. В ней источник всякого подлинного знания. Кому эта эмоция чужда, кто утратил способность удивляться и замирать в священном трепете – того можно считать мертвецом». Христианин должен ещё здесь, на земле, начинать входить в таинственный невидимый мир Божественной жизни, так как иначе он будет бессилен против мира невидимого зла. И, наверное, больше всего в эту мистику христианства, в великую Тайну Воскресения, вводит богослужение Святой Пасхи Христовой!
Предваряет Пасху таинственное и непостижимое явление космического масштаба - схождение Благодатного Огня на Гробе Господнем во Святом Граде Иерусалиме. Сейчас, кажется, мало кто не слышал об этом. Для христиан – это великое чудо, для приземлённого большинства – ловкая мистификация. В годы безбожия об Огне вообще настойчиво рекомендовали помалкивать. И тем удивительнее, что, в «просвещённой» Европе многие никогда не слышали об этом вероукрепляющем чуде. Благодатный Огонь, как сияющий венец православной веры, нарушает все аскетические представления о сдержанности в духовно-мистических переживаниях. Не всем довелось быть причастным нисхождению Небесного Огня, но «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20, 29). А те, кто наяву лицезрел Огонь во Святом Граде, возвращаются оттуда с несмываемыми следами какого-то таинственного и радостного преображения - все они теперь немного другие, чуть менее мирские, чуть более радостные, словно нечаянно заглянувшие туда, на Небо. Они, соприкоснувшиеся с вечной Отеческой Любовью, невольно становятся выразителями этой милосердной Любви.
Милосердие Божие столь велико, что сейчас, в эпоху глобального размытия национальных границ и стремительного развития всех видов транспорта, Бог дает нам прямую возможность прикоснуться к Неопалимому Своему Светильнику! Как-то благочестивый прихожанин собора, возвратившись из Иерусалима, привёз пучок восковых свечей, возжённых непосредственно от Святого Огня. Свечи из него я понемногу раздавал богомольцам, а вот последняя, тридцать третья свеча завалилась на дно рюкзака и там изломалась. Будучи в своём загородном доме, обнаружил её обломок. Возжёг и удивился, что некоторое время пламя совершенно не обжигало! Ладонь закоптилась, при этом чувствовалось обволакивающее сердце умиление и всё возрастающее тепло! Остаточная неопаляющая благодать Огня понемногу убывала, превращая Пасхальную Свечу в обычный бытовой светильник. И подумалось – вот Христос в этот день словно приглашает нас за Собой на Небо, а мы всё равно с усиленной жадностью цепляемся за земное. И, как угасает этот огонёк в моей руке, так же убывают духовные силы после Пасхи – душа ослабевает и ленится. Вот скоро будет последний раз спето «Христос Воскресе», храмы опустеют, люди снова погрузятся в суету земную. Несмотря на праздник, всегда немного грустно бывает от этого. И не иначе, как во укрепление исповедничества нашего, даровано это воспоминание Святого Огня Иерусалимского! Слава Тебе, Показавшему нам Свет!
Подробнее: https://ruskline.ru/analitika/2024/05/11/ognennaya_taina_pashi

Показать ещё

Комментарии

Комментариев нет.