НЕЗАМЕТНЫЕ ГЕРОИ ВОЙНЫ

(О ВКЛАДЕ СЫЗРАНСКИХ РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ В ПОБЕДУ)
А.П. Косицына
Путь к Победе в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг.) был тяжелым и трудным, ведь она досталась ценой огромных жертв и потерь. Мы гордимся беспримерным мужеством, воинскими подвигами на полях сражений, не забываем тех, кто в это суровое время, когда наша Родина была в опасности, трудились в тылу. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта. Тяжелые условия жизни, изнуряющая работа, голод, потеря родных, здоровья, возможности учиться - такова была цена победы. Сызрань в годы Великой Отечественной войны стала объектом стратегического военного значения. Этому послужили выгодное географическое расположение, важный транспортный узел с железнодорожным мостом через Волгу, центральные военные базы и крупный арсенал, нефтепромыслы и нефтепереработка, оборонные заводы и близость к запасной столице – городу Куйбышеву (ныне Самара). За счет эвакуированных предприятий промышленный потенциал Сызрани в годы войны увеличился в пять раз.
Среди предприятий города одним из ключевых был Сызранский арсенал, который выпускал снаряды для пушек разных калибров, знаменитых «катюш» и минометов. В 1941 году выпуск снарядов для реактивных систем здесь увеличился в 28 раз, а в 1944 – 1945 гг. арсенал снабжал боеприпасами артиллерию четырех Украинских, трех Прибалтийских, Ленинградского и Волховского фронтов. За четыре года войны Сызранским арсеналом было направлено на фронт около 41 миллиона снарядов.
Всего месяц потребовался коллективу эвакуированного Днепропетровского авиационного завода, чтобы подготовить все оборудование к запуску производства в Сызрани. Уже осенью 1941 года предприятие, на котором стали работать многие горожане, начало поставлять комплектующие изделия и вооружение для ИЛ-2, ПЕ-2, ЯК-7 и других марок самолетов.
За годы войны Сызрань приняла немало эвакуированных предприятий, госпиталей, людей. Среди них был Людиновский локомобильный завод, который впоследствии стал основой современного завода ОАО «Тяжмаш».
15 августа 1941 года в город прибыл первый эшелон с людьми, оборудованием и материалами Людиновского завода. В завокзальном районе города Сызрань под руководством директора завода Павла Ивановича Аброскина и начальника капитального строительства А. И. Вострова в октябре людиновцы начали строительство нового завода, который впоследствии назвали Сызранский локомобильный завод. Последний эшелон прибыл в Сызрань 10 ноября 1941г.
Заводчане трудились без отдыха, одновременно со строительством налаживая производство. Первые оборонные изделия механосборочным цехом были выпущены для фронта уже 7 ноября 1941 года.
На победы Красной Армии под Сталинградом завод отвечал трудовыми победами – и в конце 1942 года решением Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов и Народным комиссариатом тяжелого машиностроения Локомобильному заводу было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое коллектив долго удерживал.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1945 года Сызранский Локомобильный завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени «За успешное выполнение заданий Правительства, за строительство завода, за организацию производства локомобилей и за изготовление боеприпасов».
В период военного времени коллектив завода изготовил оборонных изделий для Красной Армии на 87 720 000 рублей и 727 локомобилей для хозяйства страны.
Во время Великой Отечественной войны на всех, без исключения, заводах города Сызрани развернулось движение многостаночников, движение женщин за переход на мужские профессии.
Победа в бою была обеспечена ударной работой в тылу, в том числе – силой научной и изобретательской мысли. Превосходство над противником в технике и вооружении стало возможным благодаря использованию многочисленных новшеств, рационализаторских предложений и изобретений.
Сызранский локомобильный завод не был исключением. Как только на заводе стали выпускать изделия для фронта, работники старались всеми силами улучшить качество и увеличить количество выпускаемой продукции. Из-за неготовности основных цехов завода заводчанам приходилось работать в очень тяжелых условиях, но, несмотря на все трудности, уже с 1942 года началась регистрация рационализаторских предложений. В этом же году на заводе было создано бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ).
В журнале регистрации рационализаторских и изобретательских предложений по литейному цеху Сызранского локомобильного завода за 1942 год сделано 9 записей. 67% предложений было внедрено, а два были отмечены особо. За них рационализаторы Васиков Иван Яковлевич и Вишневский Виктор Елизарович были награждены денежной премией в размере 50 рублей. Всего за 1942 год в БРИЗ поступило 122 предложения, из них 80% предложений было внедрено.
Предложение Михеева А. Г. и Колесникова А. П. изменить конструкцию приспособления для обработки деталей принесло колоссальную выгоду – 44553 рубля. Общезаводская экономия от рационализаторской деятельности в 1942 году составляла 290000 рублей.
В 1943 году количество рацпредложений сократилось до 81, но полученный экономический эффект от их внедрения не уменьшился. Средняя экономия от одного рационализаторского предложения в 1943 году составляла 2500 рублей.
Народный комиссариат тяжелого машиностроения и руководство Сызранского локомобильного завода, несмотря на тяжелое военное время, поощряли и поддерживали рационализаторов, награждали денежными премиями и ведомственными наградами. Например, в 1943 году 10,5% от общегодовой экономии было выдано рационализатором в качестве премий.
На заводе были свои герои – Морозов Михаил Петрович, Мельников Василий Иванович, Глухов Валентин Ильич. Все их рацпредложения внедрялись, принося большой экономический эффект, а они их вносили не по одному, а по три-четыре за год. В 1944 году Мельников В. И. и Глухов В. И. получили значки и аттестаты «Отличника соцсоревнования Народного комиссариата тяжелого машиностроения».
Всего за период Великой Отечественной войны в БРИЗ было внесено порядка 350 предложений. Общий экономический эффект от внедрения которых составил более 500000 рублей. Успех рационализаторов Сызранского локомобильного завода воодушевлял заводчан на свершение трудовых подвигов во всенародной борьбе против немецко-фашистских захватчиков.
С июля 1941 года в Сызрань на постоянную прописку эвакуируются заводы и фабрики из Москвы, Днепропетровска, Харькова. На строительную площадку нефтеперегонного завода поступает оборудование эвакуированных заводов Херсона, Одессы и Туапсе.
В августе – сентябре 1941 года в Сызрань начали поступать эшелоны с оборудованием, которое выгружали вручную, бережно складировали, огораживая колючей проволокой.
Из Херсона и Одессы в Сызрань прибыли специалисты, прошедшие выучку на этих заводах. Штейнбах, Колосов, Брекалов, Спиридонов, Андропов, Кудрев – именно они и образовали ядро будущего коллектива Сызранского НПЗ. Работали с 6 утра до 11 - 12 вечера, особенно тяжело было зимой. С ноября 1941 года было организовано обучение производственным навыкам женщин и детей, которые затем заменили на рабочих местах мужчин, ушедших в ряды Красной Армии.
Сызранский НПЗ – первенец Поволжья сурового времени. Его строили самоотверженно, а потом так же самоотверженно учились перерабатывать нефть в горючее - времени на раскачку не было. Фронт требовал топлива любой ценой. Лето 1942 – финишная прямая в строительстве завода. 22 июля в 16 часов в вахтенном журнале сделана запись о получении бензина и топочного мазута соответствующего нормам. Первая партия бензина, которая ознаменовала рождение нефтеперерабатывающей отрасли на волжской земле, предназначалась Сталинградскому фронту.
После запуска установки ТК – 1 и получения бензина, перед заводчанами встала новая задача – переход на переработку не бакинского мазута, а местной нефти. Датой, когда завод полностью перешел на работу с местной нефтью считается 18 октября 1942 года.
В это время на заводе появились и первые заводские рационализаторы. В 1942 – 1945 гг. на СНПЗ было внедрено 53 рацпредложения. Первое предложение было зарегистрировано 21 декабря 1942 года. Автор – помощник начальника ремонтного цеха Василий Александрович Зубов. В 1943г. на заводе было создано бюро рационализации и изобретательства под руководством П. А. Чириманова. Среди первых рационализаторов были Сетежев, Трейгер, Устинов, Шумский, Козюра, Берштейн и другие. Сколько раз они виртуозно находили выход из сложных положений, когда отсчет времени шел на часы. Экономический эффект от внедрения рационализаторских предложений в 1942 - 1945 гг. составил 102,2 млн. рублей.
Труженики тыла внесли огромный вклад в разгром врага, на протяжении всей войны, обеспечивая Красную Армию всем необходимым для завоевания великой Победы.
Читая строки архивных документов, можно сделать вывод, что эффективная работа в тылу также важна, как и действия армии на фронтах войны. Каждое новое изобретение работников Сызранского локомобильного завода, Сызранского НПЗ повышало количество мирной и оборонной продукции, улучшало финансовое состояние предприятия. На рационализаторов равнялись и неспроста, ведь каждое их предложение приближало на один шаг Победу.
#великая_отечественная_война #госархив_сызрань

Решение особого заседания Куйбышевского облисполкома о размещении рабочих, ИТР и оборудования эвакуированного Людиновского завода в г.Сызрань. 5 августа 1941 г.
Ф.Р-187.Оп.1.Д.234.Л.74.
Решение суженого заседания Сызранского горисполкома о предоставлении строительной площадки Людиновскому локомобильному заводу и о предоставлении зданий для размещения завода. 17 сентября 1941 г.
Ф.Р-187.Оп.1.Д.239.Л.135.
Список рационализаторов и рационализаторских предложений по Сызранскому локомобильному заводу за 1942 год.
Ф.Р-694.Оп.1.Д.6.Л.1об-2.
Наиболее ценные рационализаторские предложения, внедренные в Сызранском локомобильном заводе в 1943 году.
Ф.Р-694.Оп.1.Д.7.Л.35.

Комментарии

Комментариев нет.