Садриддин Айни.

Великий ТАДЖИК.
ЖМИТЕ КЛАСС!!! ПУСТЬ УЗНАЮТ ВАШИ ДРУЗЬЯ!!!
— Выдающийся советский писатель, основоположник таджикской советской литературы родился 15 апреля 1878 года в кишлаке Соктаре Гиждуванского тумана Бухарского ханства (ныне Гиждуванский район: Бухарской области Узбекской ССР) в дехканской семье. Его отец, большой любитель поэзии, сумел заронить, в душу будущего писателя, только начинавшего осваивать грамоту, любовь к литературе и знанию.
В 1890 году во время эпидемии холеры почти одновременно умирают отец и мать. Садриддин уезжает из родного кишлака в Бухару и поступает и медресе, традиционное для мусульманских стран учебное заведение религиозного типа, как бы совмещавшее в себе среднюю и высшую школу. Учась, в медресе, он зарабатывает на жизнь стиркой, прислуживанием в богатых домах, уборкой, студенческих келий.
Знакомство с произведением выдающегося таджикского просветителя Ахмада Дониша (1827 — 1897) «Редкостные происшествия» производит в душе Айни, по его собственному выражению, «первую духовную революцию». Он начинает внимательнее присматриваться к окружающей действительности, отчетливее видеть мракобесие и деспотизм, царящие в Бухарском ханстве. Проникается критическим отношением к феодальному режиму, сочувствием к трудящимся. Он вступает на путь просветительской деятельности — принимает активное участие в организации первых в Бухаре новометодных школ для таджикских детей, пишет для них учебники, стихи, рассказы, утверждая в противовес религиозному мусульманскому богословию пользу светских знаний.
Во время первой мировой войны публикует в периодической печати («Благородная Бухара», «Зеркало» и др.) статьи, пропагандируя просветительские идеи. Пишет стихотворения «Обращение к молодежи» (1914), «Не продавайте землю!» (1916) и ряд других произведений.
Преследование властей вынудило С. Айни в 1915—1916 гг. скрываться вне Бухары. Он работает около года весовщиком на хлопкоочистительном заводе в Кизил-Теппе. В апреле 1917 года во время разгула реакции, вызванного провокационной джадидской манифестацией в честь объявленных эмиром куцых реформ, С. Айни был наказан 75-ю палочными ударами и брошен в тюрьму. Вместе с другими политическими заключенными был освобожден из тюрьмы русскими революционными солдатами и после почти двухмесячного лечения в госпитале в Кагане переехал на постоянное жительство в Самарканд. В 1918 году эмир из мести казнил младшего брата С. Айни.
Восторженно встретив Октябрь, писатель принимает активное участие в создании первых советских школ, пишет листовки и прокламации с призывами к трудящимся Бухары восстать против власти эмира, деятельно сотрудничает в первых советских периодических изданиях на таджикском и узбекском языках. Через некоторое время после создания Бухарской Народной Республики избирается членом ЦИК республики, а после создания Таджикской АССР в течение ряда лет работает в Таджикском представительстве в Самарканде, в самаркандском отделении Таджикского государственного издательства. С созданием в 1929 году Таджикской Советской Социалистической Республики избирается членом ЦИК Таджикской ССР.
В 1934 году на I Всесоюзном съезде писателей избирается и членом Правления Союза писателей СССР.
В 1940 году С. Айни за большие заслуги в области литературоведения присваивается звание заслуженного деятеля науки Таджикской ССР. В 1943 году он избирается почетным членом Академии наук Узбекской ССР, а позже ему присваивается звание заслуженного деятеля науки Узбекской ССР. В 1949 году ученый совет Ленинградского государственного университета им. Жданова присваивает ему без защиты диссертации ученую степень доктора филологических наук, а Высшая аттестационная комиссия — звание профессора.
В 1951 году С. Айни избирается первым президентом организовавшейся Академии наук Таджикской ССР.
В 1950 году удостаивается Государственной премии СССР за первые две части «Воспоминаний» (на русском языке вышли под названием «Бухара»).
Богатейшее творческое наследие С. Айни полностью еще не опубликовано.
Его первые стихи относятся к 90-м годам прошлого века. Начал писать под псевдонимами Сифли, Мухтоджи, Джунуни и лишь позднее, с 1895 года, под псевдонимом Айни.
Самые первые стихотворные опыты поэта были им уничтожены, и под своими первыми псевдонимами он упоминается лишь в некоторых стихотворениях своего друга и наставника в поэзии, безвременно скончавшегося талантливого поэта Мухаммад-Сиддика Хайрата (1876—1902).
Стихи С. Айни конца 90-х — начала девятисотых годов приведены в ряде тазкира (поэтических антологий) того времени, авторы которых дают высокую оценку таланту молодого поэта. Некоторые из своих стихотворений тех лет С. Айни привел позднее на основе сохранившихся у него тетрадей в своих «Воспоминаниях».
К лучшим стихотворениям С. Айни досоветского периода следует отнести и ряд его опубликованных уже посмертно газелей и мухаммасов на газели некоторых классиков таджикской и персидской литературы (мухаммас представляет своего рода ответ одного поэта на стихотворение другого и состоит из ряда пятистрочных строф, причем первые три строки принадлежат автору мухаммаса, а следующие две — автору газели).
Из других дореволюционных произведений С. Айни следует упомянуть учебники для организованной им новометодной школы от «Правил чтения Корана» до проникнутой призывами к усвоению светских знаний популярной книги для чтения «Воспитание чад» (1909, 1917).
С. Айни был первым крупным таджикским писателем, ставшим на сторону пролетарской революции. Таджикская советская поэзия начинается с его революционных стихов 1918—1919 гг. — «Марша свободы», написанного на мотив «Марсельезы» и прозвучавшего призывом к свержению власти эмира, «Во славу Октября», ставшими любимыми песнями передовой молодежи; гневной «Элегии на смерть брата», «Интернационального марша», «Первого Мая» и других стихотворений, вошедших позже в первый поэтический сборник С. Айни «Ахтари инкилоб» («Искры революции», 1923).
В 1919—1921 гг. С. Айни сотрудничает в первом советском таджикском журнале «Шуълаи инкилоб» («Пламя революции»). Его статьи заложили основы таджикской публицистики.
В 1920 году С. Айни принял горячее участие в Бухарской народной революции. В статьях и листовках он призывал к свержению эмирата.
В своем первом крупном произведении — повести «Бухарские палачи» (1922)—С. Айни разоблачал старый феодальный режим Бухары, прибегая к острой социальной сатире.
В повести «Одина или приключения бедняка таджика» (1924) проявилась подкупающая простота и ясность реалистической манеры замечательного писателя.
Приблизительно с середины 20-х годов проза становится основным жанром, в котором работает С. Айни.В 1927—29 гг. он пишет первый таджикский роман «Дохунда» (перв. изд.— 1930 г.), посвященный, как и повесть «Одина», революции. Монументальным эпическим произведением является опубликованный в 1935 году роман С. Айни «Рабы».
Повесть «Одина», романы «Дохунда» и «Рабы» оставляют своеобразную трилогию, дающую широкую эпическую картину жизни и борьбы таджикского народа на протяжении более чем ста лет, с начала XIX века до образования Таджикской Советской Социалистической Республики и вплоть до победы колхозного строя.
Яркий сатирический образ ростовщика создан писателем в повести «Смерть ростовщика» (1939 г., в 1953 г. повесть была переработана и дополнена новыми главами). С. Айни глубоко раскрыл образ скряги, чья смерть, вызванная гибелью его накоплений после Октября, символизирует гибель феодального строя.
Из других значительных прозаических произведений писателя, созданных в 30-е годы, следует назвать рассказ «Ахмад— покоритель дивов» (1934), повесть «Старая школа» (1935), роман «Сирота» (1940), очерки «Колхоз «Коммунизм» (1933), «Краса мира» (1936) и «Исторический праздник» (1939), автобиографическое повествование «Коротко о моей жизни», опубликованное уже посмертно в 1955 году в журнале «Шарки сурх».
В годы Великой Отечественной войны выходят исторические повести С. Айни «Восстание Муканны» и «Герой таджикского народа Тимур-Малик» (обе изданы в 1944 г.), призывавшие таджикских воинов сражаться против гитлеровских захватчиков, так же беззаветно, как сражались их предки во время арабского и монгольского нашествий.
Крупнейшей послевоенной работой писателя были оставшиеся незавершенными «Воспоминания»,, первый том .которых вышел отдельным изданием в 1949 г., а последний из написанных, четвертый, уже посмертно— в 1954 г. Это крупнейшее произведение С. Айни по праву называется энциклопедией жизни таджикского народа.
В этом произведении С. Айни показал быт, нравы, социальную жизнь всех слоев общества Бухары
на рубеже XIX—XX веков. Особенно ярко нарисован облик первых таджикских просветителей, их страстное стремление к просвещению и свободе; показано, как зрели подспудные силы протеста, какую огромную роль сыграли «русские идеи», распространившиеся в ханстве. «Воспоминания» представляют в основном цепь новелл и своеобразных стихотворений в прозе. Героем этих произведений С. Айни выступает, по существу, народ. Сочный,, насыщенный бытовой лексикой язык С. Айни стал образцом современного таджикского литературного языка.
Большинство крупных прозаических произведений С. Айни переработано им как варианты на узбекском языке. Многие произведения писателя переведены на русский язык, на языки народов СССР,, на ряд европейских и восточных языков.
Поэтическое наследие С. Айни вошло в его «Собрание сочинений» (том VIII, издательство «Ирфон», 1981). Кроме упоминавшегося уже сборника «Искры революции» (1923) отдельно еще были изданы сборник «На память» (1935), куда вошло около 30 стихотворений различных лет, поэма «Битва человека с водой» (1940), посвященная освоению, долины Вахша, и «Избранные стихи» (1958).
Из стихотворений С. Айни, опубликованных на страницах периодической печати, следует упомянуть стихи, написанные в годы Великой Отечественной войны: «Марш мщения», «Отомстим Гитлеру: за человечество» (1941), «Герой Ленинград» и «Песня победы» (1943), «Касыда о войне и победе» (1945), а также стихи, посвященные Горькому (1936), Пушкину (1937), Маяковскому (1950), стихотворение «Москве» (1949).
Богатейшее публицистическое наследие основоположника таджикской советской литературы, разбросанное по многочисленным изданиям таджикской, узбекской, татарской периодики только начинает изучаться. Лишь сравнительно недавно выявлены многочисленные статьи С. Айни на самые различные темы, публиковавшиеся им под различными псевдонимами в первом советском таджикском журнале «Шуълаи инкилоб» («Пламя революции») (1919—1921 гг.). К тем же годам относится активное сотрудничество С. Айни в издававшейся в Самарканде узбекской газете «Мехнаткашлар товуши» («Голос трудящихся»). Большое политическое .значение имел и ряд статей С. Айни 20-х годов в газете «Овози точик» («Голос таджика») и журнале «Рохбари дониш» («Путеводитель знания»), направленных против пантюркистов и паниранистов о защиту самобытности таджикского народа.
В тридцатые годы С. Айни опубликовал ряд статей, в которых сопоставлялись достижения Таджикистана за годы Советской власти с тем, что было до революции (статьи «Методы правителей старых времен и выборы», «Орошение», «Канал Туксанкорез», «Канал Маргидор» и др.).
Особенно большого размаха достигла публицистическая деятельность С. Айни в годы Великой Отечественной войны, когда в газетах публиковались его острые памфлеты: «Чингиз XX века» и «Семиглавый див» (1941), «Агония раненого хищника», «Уничтожить всякого, кто наносит вред человеку» (1942), «Бесхвостый осел» (1943), статьи «В фонд обороны Родины» (1941), «Львиное племя», «Место, где живет свобода и черпают вдохновение высокие мысли», «Родина-мать», «Двадцать пять лет» (1942) и др.
Активно работал С. Айни в публицистике и в последние годы своей жизни (статьи «Выборы и молодежь», «Два тридцатилетия», «Вечная сила», «Дооктябрьские судьи», «Выборы эмирских времен», «Воспитательная сила Октября» и др.).
Публицистические статьи С. Айни на таджикском языке впервые систематизированы и изданы и IX томе его полного собрания сочинений в 1969 году.
Большую роль в развитии таджикского советского литературоведения сыграли работы С. Айни по различным вопросам истории таджикской литературы: (Москва, Центральное издательство на национальных языках, 1926) в которой представлени таджикские поэты с IХ в. до середины 20-х гг хх века, работы об Ибн Сино (1939), Рудаки (1940), Фирдоуси (1940), Саади (1942), Навои (1942) и вышедшие посмертно «Мирзо Абдулкодир Бедиль» (1954) и «Васифи и его «Удивительные события» (1956).
Представляют значительный интерес исторические труды С. Айни «История мангитских эмиров Бухары» (первоначально в виде серии статей в журнале «Шуълаи инкилоб» за 1920 г., отд. изд. — Ташкент, 1922) и «Материалы по истории Бухарской революции» (Москва, 1926, на узбекском языке) .
Основоположник таджикской советской литературы С. Айни является в то же время одним из крупнейших представителей и узбекской советской литературы. Кроме упомянутых выше авторских переработок ряда прозаических произведений и сборника стихов имеется большое количество стихов, статей, небольших прозаических произведений С. Айни, относящихся преимущественно к 20-м годам, разбросанных по узбекским периодическим изданиям того времени.
Сейчас при Институте языка и литературы им. Рудаки Академии наук Таджикской ССР создан музей С. Айни, в котором сосредоточена работа по систематизации и изучению литературного и научного наследия писателя.
Изданы собрания сочинений С. Айни на таджикском языке в 15 томах, 8-томник на узбекском языке и 6-томник на русском языке.
С. Айни неоднократно избирался депутатом Душанбинского и Самаркандского городских Советов, дважды (1937, 1947) депутатом Верховного Совета Таджикской ССР, в 1950—1954 гг. был избран депутатом Верховного Совета СССР.
Награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, республиканским орденом Трудового Красного Знамени, медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Таджикской ССР.
Член Союза писателей СССР с 1934 года.
Скончался 15 июля 1954 года в городе Душанбе.
ЖМИТЕ КЛАСС!!! ПУСТЬ УЗНАЮТ ВАШИ ДРУЗЬЯ!!!

Садриддин Айни. - 572854684617

Комментарии