Сегодня 19 августа (6 августа по старому стилю) Второй Спас.

Преображение. Яблочный Спас. Большой крестьянский праздник. Осенины. Яблочный Спас - массовое созревание яблок. Осенины - встреча осени. Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму. Каков день во второй Спас, таков и Покров (14 октября). Погода меняется. Каков этот день, такой и январь. Сегодня день сбора первых яблок, которые ели с медом и сахаром. До Второго Спаса есть какие-либо плоды считалось грехом, а на Второй Спас разговлялись освященными яблоками. Некоторые загадывали желание, доедая последний кусок спасского яблока: считалось, что задуманное должно обязательно исполниться. В лесах тем временем собирали малину, заготавливая ее на зиму. Считалось, что после Спаса-Преображения погода «преображается»: ночи становятся по-осеннему холодными. В этот день к церквам в селах и городах яблоки подвозили возами. Возле церковных оград возникли яблочные базары. Священники выходили и кропили святой водой яблоки прямо в возах. Было такое присловье: Первый Спас – на воде стоят, второй Спас – яблоки едят, третий Спас – на Зеленых Горах холсты продают. Встреча осени. Осенины. Начинается отлет журавлей. Ко второму Спасу поспевают яровые. Яблочный Спас - всему час. Погода портится: Пришел Спас - бери рукавицы про запас, второй Спас шубу припас. Приметы 19 августа Преображение. Второй Спас. Появились рыжики — жди осенних опят. Стадо к вечеру разревелось — к дождю. Свиньи сильно валяются в грязи — перед ненастьем. Ловятся караси с кровоподтеками — к дождю. Узлы на пеньковых веревках разбухают и их трудно развязывать — к сырой погоде. Гудки тепловозов и речных судов кажутся приглушенными — к улучшению погоды. Недержание у женщин – опасная патология! Лечится просто в домашних условиях Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым. Наблюдения Во всей Великой Руси с этого дня начинают есть плоды и фрукты. Люди, имевшие сады, в старину принашивали в храмы плоды для освящения. Здесь они, из рук священника, раздавались всем прихожанам. Кроме того, наши предки поставляли себе в обязанность наделять всех бедных плодами, а больным посылать в дом. Не исполнившие сего старого обычая почитались людьми недостойными общения. Об них говаривали наши старики: «А не дай-то боже с ним дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного». К сожалению, должно заметить здесь, что заморские новизны вытесняют этот старый обычай. Со слезами смотрят старики на равнодушие молодых людей. Во многих местах на этот день бывают народные гулянья. В Москве гулянье бывает у Нового Спаса, в Туле за городом, в селе у Спаса на Рогожни. Поселяне наблюдают в этот день захождение солнца. Выходя вечером на пригорки, они с песнями и плясками проводят время. Едва начнет скрываться солнце на запад, они поют: Солнышко, солнышко, подожди! Приехали господа бояре Из Велика, де, Новагорода На Велик день пировать. Уж и вы ли, господа бояре, Вы, бояре старые, новгородские! Стройте пир большой Для всего мира крещеного, Для всей братии названой. Строили господа бояре пир, Строили бояре новгородские, Про весь крещеный мир. Вы сходитеся, люди добрые, На велик званый пир; Есть про вас мед, вино, Есть про вас яства сахарные. А и вам, крещеный мир, Бьем челом и кланяемся. 19 августа - Яблоневки (на-горах). Сбор яблок. Положено было угощать плодами нищих. Пчеловоды топят в болоте первый рой, дабы уберечься от разливов. Люди пели "закатные песни".

Комментарии