Настоящая работа ставит своей целью изложение, систематизацию и классификацию нового материала, относящегося к древнему славян­скому дохристианскому мифологическому миропониманию.

В ней рассматриваются представления и основанные на них обрядовые дей­ствия, которые связаны с восприятием отдельных природных явлений и могут быть названы мифологической народной метеорологией. Та­кая народная метеорология была подчинена аграрным нуждам сла­вян-земледельцев, а лучше сказать — индоевропейцев-земледельцев, ибо описываемые ниже ритуальные действия, довольно хорошо из-за своей чрезвычайной устойчивости сохранившиеся в реликтовом виде до наших дней (или почти до наших дней), очень архаичны и восходят в своей основе к индоевропейскому периоду. Ценность этого материа­ла для индоевропейской мифологии несомненна, как все более несо­мненной оказывается ценность славянских и балтийских фактов для реконструкции многих сторон индоевропейского праязыка. Отдель­ные фрагменты древнеславянской мифологии нередко оказываются архаичнее и тем самым существеннее для индоевропейской мифоло­гии, чем фрагменты достаточно развитых и хорошо зафиксированных мифологий — греческой и римской.
Архаический славянский материал представлен на славянской территории неравномерно. В одних зонах он заметно стерся, в дру­гих — не утратил многих исконных черт и, образуя определенную сис­тему символов и понятий, развивался, приобретая ряд локальных черт (в том числе и заимствований). Именно поэтому важно проводить об­следование славянских народных мифологических представлений по отдельным макрозонам, сопоставляя и анализируя при помощи срав­нительно-исторического метода данные отдельных зон.
Представленный в статье материал собран в 1974-1978 гг. во вре­мя экспедиций Института славяноведения и балканистики АН СССР и филологического факультета МГУ (под руководством Н. И. Тол­стого) в села Брестской и Гомельской областей БССР и Ровенской области УССР http://nashkraj.info/grom-i-grad-v-polese/

Комментарии

Комментариев нет.