Трофейная техника Армии России на Поклонной горе.

M777 — буксируемая гаубица калибра 155 мм. Используется сухопутными войсками США, Австралии, Канады, Индии, Саудовской Аравии и Украины.
Основной элемент гаубицы M777 — артиллерийское орудие M776 калибра 155 мм с длиной ствола в 39 калибров, которое по сути является безэжекторным вариантом ствола M284, применяемого в САУ M109A6 Paladin. Орудие оснащено модифицированным дульным тормозом M199, который используется в гаубице M198. Модификация заключается в установке буксирной проушины. Дульный тормоз уменьшает отдачу орудия на 17 %. Казённая часть орудия имеет винтовой затвор с гидравлическим приводом, открывающийся вертикально, чтобы обеспечить работу между трубами люльки. Так как гаубица имеет раздельное картузное (безгильзовое) заряжание, то есть снаряд и метательный заряд заряжаются раздельно, затвор снабжен обтюратором Банжа. Производная от ударно-спускового механизма M49 крепится к механизму подачи капсюля. Магазин рассчитан на 10 капсюлей (ударных трубок) M82. Также к казённой части прикреплён автоматически открывающийся загрузочный лоток для снарядов.
Орудие M776 установлено в люльке, качающейся на поворотном верхнем станке гаубицы. Коробчатая люлька ствола конструктивно объединена с комбинированным гидропневматическим противооткатным устройством, и состоит из четырех толстостенных титановых труб, аккумулятора, двух цилиндров отдачи и уравновешивающего механизма. Верхние две трубы также играют роль резервуаров газообразного азота для балансиров уравновешивающего устройства, а нижние по совместительству являются резервуарами масла для откатников.
Так как для разгрузки лафета применен откат орудия большой длины, а для большей устойчивости высота линии огня составляет всего 650 мм, ствол с казёнником пришлось вынести далеко вперёд относительно цапф качающейся части. Как следствие — для досылания снаряда в казенник при заряжании требуется ручной прибойник в виде длинной изогнутой штанги. Также из-за большой длины отката стрельба ведётся только с использованием длинного спускового шнура.
Подъёмный механизм люльки с орудием — типа «винт-гайка». Управление может осуществляться наводчиком, либо помощником наводчика, либо обоими одновременно. Для этого с обеих сторон верхнего станка имеются штурвалы вертикальной наводки. Основным штурвалом является левый. Привод от него на подъёмный механизм идёт через редуктор штурвала, затем через телескопический приводной вал и угловой редуктор. Правый штурвал соединён с левым через систему шестерен и валов. Максимальный угол подъёма люльки с орудием составляет 71о, минимальный: −3о (минус три градуса).
Поворотный верхний станок через вертикальный шкворень соединён с лафетом — опорной плитой, в боевом положении (перед стрельбой) устанавливаемой на грунт. В задней части опорная плита имеет зубчатый сектор, который, взаимодействуя с установленным на верхнем станке зубчатым редуктором, приводимым в действие штурвалом горизонтальной наводки, обеспечивает возможность поворота орудия относительно лафета на 23о вправо и влево. Также к плите через шкворни присоединены четыре станины. Две задние станины имеют сошники — «лопаты» для закрепления на грунте. Лопаты самозакапываются при первом выстреле орудия, но небольшие углубления под них всё же необходимо выкапывать. Между пятками лопат и лафетом установлены демпферы для предотвращения удара при самозакапывании. На двух передних станинах размещен колёсный ход ​​на гидропневматической подвеске с поворотным кулаком. Каждое колесо может подниматься и опускаться при помощи персонального ручного гидравлического домкрата. С 2014 года для облегчения сворачивания-разворачивания орудия устанавливается гидроусилитель HyPak с энергопитанием от штатной АКБ гаубицы. Колёса имеют дисковые тормоза. На армейских гаубицах шины колёс имеют вставки Run-Flat, позволяющие ехать даже на спущенных колёсах. Корпус морской пехоты от системы Run-Flat отказался в целях уменьшения веса. В результате M777 морской пехоты весят примерно на 50 кг меньше армейски.
Гидравлический привод полуавтоматики затвора, приводы лотка, люльки и тормозов колес составляют единую гидросистему. Давление в системах гидропривода затвора и снарядного лотка создаётся за счет отката орудия при выстреле.
В базовой версии M777 имела только оптический прицел для стрельбы прямой наводкой и панораму для работы с закрытых позиций.
Оптические приборы гаубицы
На правой цапфе гаубицы (рабочее место наводчика) установлено крепление для телескопа M172A1, на котором, в свою очередь, закреплены коленчатый 8-кратный телескоп M138A1 и квадрант управления огнем M18A1
на левой цапфе (рабочее место помощника наводчика) установлено крепление для телескопа M171A1, в котором закреплены панорамный 4-кратный телескоп M137 и квадрант управления огнем M17A1.
Система управления огнём
Компоненты компьютеризованной системы управления огнём гаубицы М777A2. 1. CLE — контейнер верхней электронной сборки; 2. PIK — переходник между бортовым компьютером и индукционным программатором взрывателей EPIAFS; 3. DAGR — GPS-приёмник; 4. RPS — блок питания радиостанции; 5. RTA — радиостанция; 6. Соединительный кабель PIK — EPIAFS; 7. INU — инерционный навигатор; 8. — EPIAFS; 9. Антенна радиостанции; 10. I-PCCM — стабилизатор бортовой сети — зарядное устройство; 11. MSC — бортовой компьютер; 12. VMS — датчик вращения колеса; 13. AGD — дисплей помощника наводчика; 14. GND — дисплей наводчика; 15. CSD — дисплей командира орудия; 16. Аккумуляторные батареи; 17. MVSS — датчик начальной скорости снаряда. Голубыми стрелками обозначены узлы, закрепленные на правой стороне гаубицы, красными и жёлтыми стрелками — закреплённые (или подключенные) на левой стороне
Версии M777А1 и M777А2 оснащены цифровой компьютеризованной системой управления огнём Towed Artillery Digitization, упрощающей процесс наведения на цель. Система обеспечивает определение местоположения орудия, наведение, навигацию, и цифровую связь.
Компоненты системы
Большинство элементов системы сосредоточены в двух сборках: верхняя сборка (англ:Top Cradle Electronics Assembly (TCEA)), расположенная в металлическом контейнере CLE (англ: Communications/Location Enclosure) сверху слева на люльке, и нижняя сборка (англ: Under Cradle Electronics Assembly (UCEA)), расположенная на амортизированном поддоне под люлькой.
Нижняя сборка: слева закреплены две аккумуляторные батареи, обеспечивающие электросистему гаубицы питанием. Справа находятся стабилизатор-зарядное устройство (англ: Power Conditioning and Control Module (PCCM)) и бортовой компьютер (англ: Mission Computer (MSC)). К бортовому компьютеру подключены дисплеи наводчика и помощника наводчика (англ: Gunner’s Display (GND), Asst Gunner’s Assistantt Gunner’s Display (AGD)), находящиеся на их рабочих местах, и дисплей командира орудия (Chief of Section Display (CSD)), подключающийся длинным кабелем к разъёму слева на орудии.
Верхняя сборка: в контейнере CLE находятся: GPS-приёмник (англ: Defense Advance GPS Receiver (DAGR)), Радиостанция AN/VRC-91F SINCGARS (RTA) с блоком питания (RPS) и антенной (PLA), и, у M777А2 — Platform Integration Kit (PIK) — блок для подключения индукционного программатора взрывателей Enhanced Portable Inductive Artillery Fuze Setter (EPIAFS), которым программируются снаряды Excalibur, комплекты высокоточного наведения M1156 PGK и обычные взрыватели с индукционным программированием.
Также справа сверху на люльке закреплён инерциальный навигатор (INU) Honeywell High-GTALIN с лазерным гироскопом и акселерометрами Q-Flex. К навигатору подключен датчик, измеряющий частоту вращения левого колеса (англ: Vehicle Motion Sensor (VMS))[5]. C 2014 года в система дополнена датчиком измерения начальной скорости снаряда (MVSS), совместно с обновлением программного обеспечения под него, которое добавляет СУО гаубицы возможность бортовых баллистических вычислений. Доплеровский радар MVSS обеспечивает измерение начальной скорости снаряда в режиме реального времени, которые используются для баллистических расчетов. (В СУО DGMS гаубицы M777C1 этот датчик устанавливался с 2006 года)
Принцип работы
Бортовой компьютер MSC на основании данных, получаемых от GPS-приёмника DAGR и инерциального навигатора INU, определяет координаты гаубицы (долготу, широту, высоту над уровнем моря), и её ориентацию (азимут и возвышение (англ: quadrant elevations)). При отсутствии сигнала GPS используются данные только инерциальной системы. Данные автоматически с помощью бортовой радиостанции SINCGARS либо проводной связи пересылаются через сеть AFATDS с использованием протокола JVMF в Центр управления огнём (англ: Fire Direction Center (FDC)). Центр управления огнём (ЦУО) на основании этой информации определяет параметры вертикальной и горизонтальной наводки, типы снаряда и порохового заряда, и установки взрывателя, необходимые для поражения цели, и по сети передаёт их обратно в бортовой компьютер гаубицы. Информация из ЦУО отображается на дисплее командира орудия, а параметры вертикальной и горизонтальной наводки — на дисплеях наводчика и помощника наводчика. В случае отсутствия сети командир орудия может пересылать/принимать данные с помощью голосовой связи, которую обеспечивает либо та же бортовая радиостанция гаубицы, либо радиостанция автомобиля-буксировщика.[25]
Индуктивный программатор взрывателей
Индуктивный программатор взрывателей EPIAFS применяется для программирования мультифункциональных взрывателей MOFA и боеприпасов с GPS-управлением: снарядов M982 Excalibur, и взрывателей с функцией коррекции курса M1156 PGK.
Существует три режима работы программатора:
Автономный (Uncabled). Питание программатора осуществляется от двух расположенных в рукояти гальванических батарей типоразмера D. Данные вводятся вручную. Можно программировать только взрыватели MOFA.
Питание по кабелю (Cabled Manual). Питание программатора осуществляется по кабелю от бортовой энергосистемы гаубицы через модуль PIK. Данные вводятся вручную. Можно программировать только взрыватели MOFA.
Питание и передача данных для программирования по кабелю от СУО гаубицы через модуль PIK.(Cabled Remote). Доступно программирование взрывателей с GPS-управлением.
Стрельба боеприпасами с GPS-управлением возможна только при уверенном приёме GPS-сигнала. Запрограммированный взрыватель помнит программу 7 минут и должен быть выстрелен до истечения этого срока. Если снаряд не дослан в ствол, по истечении 7 минут допускается его повторное программирование. Всего возможно 200 заливок программы (при температуре ниже нуля — 100)
Система электропитания
Первоначально в качестве источника электроэнергии для СУО гаубицы использовались свинцово-кислотные аккумуляторные батареи (АКБ). С 2014 года вместо них начали устанавливать литий-ионные аккумуляторы VL43EFe с напряжением 28 Вольт и ёмкостью 80 Ампер-часов производства компании Saft. Они питают постоянным током 10-20 ампер систему управления огнём M777, а также энергоснабжают комплект гидроусилителя HyPak 120 амперами в течение 30-секундных периодов пиковой нагрузки.[12] Также с 2014 года стабилизатор — зарядное устройство PCCM, у которого при эксплуатации М777 в Афганистане были выявлены проблемы, заменяется на более совершенную версию — I-PCCM. I-PCCM также совместим с литий-ионными батареями.[22].
При включенной СУО срок работы АКБ до полной разрядки составляет от шести до девяти часов. После этого СУО отключается и наведение на цель становится возможным только через оптические прицелы. Зарядка АКБ возможна тремя способами:
При буксировке или на огневой позиции от автомобиля-буксировщика через стандартный разъём НАТО на 24 вольта. Зарядка от буксировщика на огневой позиции создаёт шум, демаскирует орудие, в том числе и в инфракрасном спектре, и приводит к повышенному износу двигателя буксировщика.
На огневой позиции возможна зарядка от мобильного бензогенератора с напряжением 24 вольта. Это также создаёт шум и демаскирует позицию в инфракрасном спектре.
Если рядом с гаубицей имеются работающие бытовые электросети с напряжением 110 или 220 вольт, возможна подзарядка батарей от них с использованием блока питания на 24 вольта.

Комментарии

Комментариев нет.