Огюст Ренуар.

Танец в городе и танец в деревне.
В 1882 году Дюран - Рюэль ( Арт - дилер, коллекционер искусства и друг художника ) попросил Ренуара начать работу над двумя большими холстами на тему танцев. Художник создал «Танец в городе» ( 1883 г. Холст, масло. )

и «Танец за городом. Танец в Шату» ( 1883 г. Холст, масло. , Париж ).
Третье, более крупное, полотно «Танец в Буживале» ( 1883 г., Бостон, США ) следует добавить к этим двум шедеврам.
Это последние из крупных работ Ренуара, которые художник посвятил Парижу и его окрестностям.
Критики по - разному оценивают эти картины. С одной стороны, здесь Ренуар заменяет свой импрессионистский стиль «статуарной жесткостью», причём делает это впервые. С другой стороны, весь холст подавляют изображённые в натуральную величину фигуры.
Кажется, Ренуар не пытается поместить их в пространство картины, ограниченное размерами. Возможно, здесь заметно влияние Италии.
Вместо того чтобы передать всю атмосферу, как на картине «Мулен де ла Галетт», художник концентрирует своё внимание на единственной теме, а именно на изображении танцующей пары.
«Мулен де ла Галетт»

«Танец в Буживале» передаёт страстную пылкость танцующих, запечатлённых в нежной, многозначительной позе. Лодочник показывает своё желание по отношению к женщине, старым, как мир, жестом, привлекая ее к себе. Она же отдаётся ему, покоряясь, и «лицо ее светится румянцем желания».
Дерзкий лодочник, позировавший для всех трёх «Танцев», - это Поль Огюст Лот, который сопровождал Ренуара во время его путешествий в Алжир и в Италию и, согласно Ривьеру, был близким другом художника.
Танцовщица - женщина поразительной красоты, чьё лицо, элегантные жесты и великолепная фигура привлекали к ней внимание целого ряда художников. Она начала работать в возрасте пятнадцати лет, став акробаткой на трапеции в цирке, однако полученная во время выступления травма спины положила конец ее карьере. Затем она стала натурщицей, хотя, как и Алина Шариго, называла себя «портнихой». Одновременно она была подругой Пюви де Шаванна и Тулуз - Лотрека ( который, как она надеялась, мог жениться на ней ), а также Ренуара.
Ее звали Мари Клементин Валадон, и вскоре она сама стала известной художницей, приняв имя Сюзанны Валадон. Когда она позировала для картин «Танец в Буживале» и «Танец в городе», ей было 17 лет. В то время она ожидала рождение сына, и никто, включая, возможно, и ее саму, не знал, кто же из трёх художников был отцом мальчика.

Ренуар выбрал Сюзанну Валадон с ее юной стройной фигуркой, чтобы передать городской шик. А изображая весёлые танцы за городом, он предпочёл более пухленькую Алину Шариго.
В отличие от других натурщиц на Монмартре, Сюзанна Валадон обладала настоящим даром рисования. В этом ее поощрял Эдгар Дега, которого, возможно, влекло к ней. Впоследствии она стала довольно известной, и даже смогла жить на доходы от своего искусства.

В мемуарах Сюзанна Валадон описала страсть Ренуара к шляпам, рассказывая о том, сколько времени они проводили в мастерских модисток ; упомянула она и о том, как тщательно он подбирал ее гардероб для картин с изображением двух «Танцев». В них Ренуар запечатлел ее образ со скрупулезной точностью, так же, как в картинах «Девушка, заплетающая косу»
и «Купальщицы», где она позировала вместе с Алиной Шариго. Ренуар имел привычку дарить своим подругам на прощание портрет. Сюзанна Валадон попросила его создать меньший вариант большой картины, находящейся сейчас в Бостоне. Она попросила художника особенно тщательно выписать ее лицо, «светящееся румянцем желания». Этот малоизвестный шедевр был недавно обнаружен в одной американской частной коллекции, и здесь мы снова видим, как желал Ренуар польстить и угодить своей любимой модели того времени.

Комментарии