Московский театр "Школа современной пьесы"

СЕКРЕТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУХНИ (8)

Художник по свету.
Светики – так ласково называют в театре работников осветительного цеха.
Светить всегда, светить везде – вот лозунг светоцеха. Так сказал поэт Маяковский, и даже если он говорил несколько иначе, мы его поняли именно таким образом.
Художник по свету – профессия, становление которой впрямую зависело от научно-технического прогресса. Вообще задумывались ли вы, как осуществлялось освещение сцены в доэлектрические времена? Сколько свечей нужно было зажечь, чтобы зрители видели происходящее на сцене? А как пахло в театре – представляете? А как театры горели? Например, Большой театр горел трижды!
И вот – счастье. Электричество проникает не только в быт, но и в театральное творчество. Свет постепенно превращается из чисто функционального, технического средства – артисты должны быть хорошо видны публике – в средство театрального языка - художественное, выразительное, образное. Есть понятие «дежурный свет» - некое нормативное освещение, которое позволяет все видеть. При таком свете проводятся репетиции. Но вот начинается процесс выстраивания световой партитуры – и здесь художник по свету становится главным партнером сценографа и режиссера. Светом можно «сказать» очень многое – от создания атмосферы и настроения до тонких психологических акцентов, от спецэффектов, заимствованных из соседних жанров типа эстрадных шоу, до формирования у зрителей самых разных состояний – восторга, покоя, беспокойства, страха.
Знаменитых художников по свету - их часто теперь называют светодизайнерами - не так много. Первые из них – Дамир Исмагилов и Глеб Фильштинский. Они не просто ставят свет – они соавторы, а иногда и авторы концепции спектакля. Не зря Глеб Фильштинский сегодня выступает не только как художник по свету, но и как сценограф и режиссер.
Амплитуда средств выразительности художника по свету – огромна. Здесь может быть эффектная партитура с многообразием цветовых композиций, яркости, движения луча и прочих трюков, которые применяются, к примеру, в бродвейских мюзиклах, а может быть иллюзия бытового освещения, как это сделано в чеховских спектаклях Петера Штайна.
Художник по свету создает световую партитуру, которая в наши дни записывается в виде компьютерной программы. Завершив свою работу, художник по свету пойдет на следующий проект, а программу оставит своим коллегам, работникам светоцеха. И уж, конечно, им не придется вручную крутить световые приборы, как это было когда-то – приборы сами будут двигаться и в нужное время фиксироваться на точках, установленных в партитуре, повинуясь компьютеру.
Но если что-то пойдет не так, горе светоцеху! Осветиители могут насмерть «завалить» спектакль при сбое программы. Как когда-то в старые времена могли испортить дело из-за поломки прибора. Именно поэтому работников светоцеха иногда называют не «светики», а «князья тьмы».
На фото: световая композиция спектакля "Все тут".
Даты ближайших показов: 22, 23, 24 июня.
Билеты: https://neglinka29.ru/play/vse-tut/

Комментарии

Комментариев нет.