Почему у детей появляется синдром хронической неуспешности: как избежать зацикливания на неудачах

Девочке Тане 7 лет. Целый год она ходила на подготовительные занятия, старательно выполняла вместе с мамой все задания, но «толку – ноль». Так бабушка говорит. И учительница в школе. И как бы Таня ни пыталась, в десятый раз стирая ластиком криво написанную букву, лучше у нее не получается… Почему так? Преподаватели онлайн-школы программирования решили рассказать о синдроме хронической неуспешности.
Откуда берется
Обычно синдром хронической неуспешности возникает в период окончания дошкольного и с началом школьного возраста. Именно тогда большинство родителей начинают усиленные занятия с ребенком и ожидают быстрых и отличных результатов. Но так бывает не всегда.
И от того, как в этой ситуации поведут себя взрослые, в том числе, педагог, будет зависеть психологическое состояние ребенка в ближайшие годы. Но чаще всего «причитания», беспокойство и волнения относительно успеваемости высказываются в его присутствии и обсуждаются с другими членами семьи, а ребенок все слышит. И что получаем в итоге?
Постоянно высокий уровень тревожности, неуверенность, низкую самооценку и представление о себе как о самом плохом ученике. То есть, все неприятные проявления синдрома хронической неуспешности.
И для того, чтобы не допустить такой ситуации, родителям важно понимать базовые причины, которые могут вызвать этот синдром:
1. Ребенок недостаточно подготовлен к школе. Недоразвитие мелкой моторики, памяти, внимания и усидчивости с первых дней учебы приводит к трудностям в восприятии информации, ее запоминанию, владении ручкой или карандашом, да и адаптации в целом.
2. Применяемые методы обучения не соответствуют возможностям ребенка. Особенно часто это встречается, когда родители стремятся отдать сына или дочь в специализированные школы, лицеи или гимназии «с уклоном». Но при этом не рассчитывают, что ребенок может не справиться с нагрузкой.
3. Возможности школьника изначально завышались родителями. Если мальчика все в семье считали «вундеркиндом», но в школе его успехи стали средними, по сравнению с другими детьми, для родителей, да и для него самого, такое приравнивается к неудаче и даже поражению.
4. Общая неуверенность в себе и своих силах вызвана неправильным стилем воспитания. Или постоянными конфликтами в семье. Все это приводит к тому, что даже незначительные трудности вызывают у ребенка панику и переносятся крайне тяжело.
5. Есть слишком высокая родительская установка на исполнительность, послушание и беспрекословное выполнение требований взрослых.
Чем опасен такой синдром
Все это приводит к тому, что ребенок через негативные оценки, замечания и недовольство постоянно получает «подтверждение» своей несостоятельности от родителей, учителей, одноклассников.
Многие полагают, что подобная ситуация лишь «подстегнет» ребенка поверить в свои силы и стать лучше, чем о нем думают. Происходит обратное:
- еще не начав делать задание, ребенок уже тревожится и рассуждает о том, как он с ним не справится, как получит плохую оценку и что на это скажут родители;
- даже простое задание воспринимается им как заведомо сложное;
- страх допустить ошибку не дает сконцентрироваться на главном: ребенок отвлекается на незначительные мелочи, тратит на них много времени и в итоге не успевает сделать ничего.
Образуется замкнутый круг: тревога – нарушение деятельности, ведущая к неуспехам – негативная оценка окружающих – тревога и закрепление неудачи.
Что делать
Правильное поведение родителей в подобной ситуации – главный ключ к ее исправлению. Необходимо:
1. Хвалить ребенка как можно чаще. Но не просто так, а когда он что-то делает.
2. Не сравнивать ни с кем. Особенно – с отличниками из класса, детьми друзей и родственников.
3. Сравнивать только с ним самим, отмечая улучшение его результатов.
4. Найти сферу деятельности, в которой ребенок показывает особые успехи – рисование, лепка, конструирование, спорт и т.д., и уделять этому занятию как можно больше времени. Это поможет ему чувствовать себя увереннее.
5. Никогда не обвинять в плохой успеваемости и не обсуждать эту тему при ребенке. Напротив – после каждой ошибки стоит подбадривать и говорить о том, что у него обязательно получится.
6. Снизить требования к школьным оценкам и их значимость. Возможно, некоторое время вообще не интересоваться ими. Это позволит уменьшить тревожность и болезненное восприятие всего, что связано со школой.
7. Сместить внимание с успеваемости на отношения ребенка со сверстниками, чаще водить его на экскурсии, организовывать походы.
8. Поменьше ругать и не критиковать.
А вы сталкивались с синдромом хронической неуспешности? Удалось ли справиться с ним и как? Расскажите в комментариях!
#родители #психология #школьники

Комментарии

  • 9 ноя 2022 00:36
    Плох тот учитель, который вбивает знания в головы ученикам, запугивая их.
  • 12 ноя 2022 22:22
    А ребенок замечает не справедливости,если после болезни приходит и сразу контрольная ,учитель делает разницу между отличником и другими детьми.Отличник не пишет.А другим обящаткльно надо писать.
  • 13 ноя 2022 10:36
    Очень знакомая ситуация Сын в сентябре приболел 2 недели, вышел и сразу контрольная, без предупреждения, учитель переписать не дал, за неделю 7 двоек по русскому и математике поставила в сумме... Мотивация учиться упала до 0 кое как на 3 наскреб к концу триместра...Ребенок боиться в школу идти, чтобы 2 не получить... Самооценка упала ниже некуда