Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
и обув ноги в готовность благовествовать мир;
а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф. 6:10-17)

Слово Божие - наше оружие!
Евангельские чтения дня с комментариями [часть 30].

Часть 29 -
https://ok.ru/tikhayapri/topic/154916462234918
[cсылки на части 1 - 27 указаны в части 28]
#СвятоеПисание

Комментарии

  • 13 мар 2023 16:14

    Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

    (Притчи Соломона, Глава 6:20-7:1)


    Как и во многих других местах книги Притчей, здесь ее автор продолжает раскрывать тему соблюдения седьмой заповеди закона Моисея — «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14, Втор. 5:18). Если сама по себе заповедь не объясняет почему именно категорически не стоит так поступать, то Притчи дают исчерпывающий ответ, причем они описывают последствия с самых разных сторон: книга говорит об экономической составляющей этого греха, говорит о напрасной трате сил и драгоценного времени жизни, а сегодня мы услышали еще об одном аспекте — о том, что через этот грех человек рискует нажить себе врагов, с которыми никогда и ни при каких условиях не удастся примириться, человек не сможет жить спокойно, потому как его будет подстерегать месть. Вообще, для человека верующего должно быть достаточно одного того, что таково повеление Бога — не прелюбодействовать, но Бог, зная нашу всеобщую страсть к исследовательской деятельности и стремлению непрестанно задавать вопрос «почему?» через различные места Священного Писания объясняет причину такого Своего повеления.


    Конечно, для взрослого человека, который знает жизнь и знаком с лучшими образцами мировой литературы, в словах книги Притчей нет ничего нового. Мы все это знаем. Знаем, и можем рассказать другим, дополнив своими собственными красочными историями. Спасает ли это нас от греха? Хочется верить, что да. Хочется верить, что заключительные слова сегодняшнего отрывка для каждого из нас не пустой звук, ведь этими словами книга Притчей дает универсальный рецепт избавления от любого вида страха, рецепт гениален и, как все гениальное, прост — если нет желания проводить свою жизнь в страхе, то надо всего лишь чтить Господа, чтить Его всей своей жизнью, а центром почитания должно быть исполнение заповедей. Всех без исключений и без каких-либо хитрых отговорок.

  • 13 мар 2023 16:15

    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


    «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт.6:3).


    В человеке две противоположности, а сознание одно – личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа – будет человек духовен; если она на стороне плоти – будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения.


    И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу чрез пост, на сон чрез бдение, на покой чрез непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств чрез уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине.


    В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание с свободою станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем.


    С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество, и как мало оно помнится, ценится и ищется!

  • 14 мар 2023 01:07

    Евангелие святого апостола Марка, глава 1, стихи 35 - 44:


    А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

    Симон и бывшие с ним пошли за Ним

    и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

    Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел.

    И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

    Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

    Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

    После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

    И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

    и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

    Фотография
  • 14 мар 2023 01:07

    Послание апостола Павла к Евреям, Глава 3, стихи 12 - 16:


    Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.

    Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

    Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,

    доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».

    Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

  • 14 мар 2023 01:07

    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


    «Вышел (Иисус) и удалился в пустынное место и там молился» (Мк.1:35).


    Господь молится, как человек, или, лучше, как вочеловечившийся человеческим естеством. Его молитва ходатайственная за нас, а вместе образовательная для Его человечества, которому надлежало входить ограниченным путем в обладание Божественным. В последнем значении она для нас образец и пример. Апостол Павел учит, что у приявших Духа, Дух молится и, конечно, не Сам от Себя, но возбуждая молитвенныя устремления к Богу в духе человеческом. И вот у нас настоящая молитва – молитва духодвижная. Но такова она на верхней ступени. Путь к ней – труд молитвенный у ищущих очищения и освящения. Уединение, ночь – приличнейшая этому труду обстановка; самый же труд – множество поклонов с сердечными воздыханиями. Трудись и трудись, леность всякую отгнавши. Сжалится над тобою Господь и подаст тебе дух молитвы, который начнет действовать в тебе так же, как действует дыхание в теле. Начинай! «Се ныне время благоприятно».

  • 15 мар 2023 23:52

    Евангелие святого апостола Марка, глава 2, стихи 1 - 13:


    Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

    Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

    И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

    и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

    Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

    Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

    что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

    Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

    Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

    Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:

    тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

    Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

    Фотография
  • 15 мар 2023 23:52

    Послание апостола Павла к Евреям, Глава 1, стихи 10 - 13, Глава 2, стихи 1 - 3:


    И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;

    они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

    и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

    Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

    Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?


    Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

    Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

    то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,

  • 15 мар 2023 23:52

    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


    «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10:9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: «никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:6).


    И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).


    Тот и христианин, кто весь во Христе, и кто, что ни имеет в себе ценного, все то от Христа имеет. Оправдание у него Христово, и тело его тоже Христово. Спасающийся потому спасается, что облечен во Христа. В этом только положении он имеет доступ к Отцу. Мы – отпадшие от Бога и за то подгневны. Только тогда правда Божия отступает и милость Его простирается к нам и нас приближающихся принимает, когда мы приближаемся во Христе и о Христе. Печать Христова отпечатлевается на всем естестве христианина, и носящий ее пойдет посреди сени смертной и не убоится зла. Для того, чтобы быть такими, мы имеем таинства – крещение и причащение, посредствуемое у грешащих по крещении покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, для принятия их, должны образоваться в духе приимательные расположения – вера, которая исповедует: я погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом; любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя; упование, которое, ничего от себя не чая, уверено, что не будет оставлено Господом, но всякую будет иметь от Него помощь – и внутреннюю и внешнюю – во всю жизнь, пока взято будет туда, где Он Сам.

  • 16 мар 2023 18:32

    Бытие. Глава 6, стихи 9 - 22:


    Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

    Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.

    Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.

    И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

    И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.

    Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

    И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.

    И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.

    И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

    Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.

    Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.

    Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.

    Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.

    И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.

  • 16 мар 2023 18:32

    Книга пророка Исаии. Глава 8, стихи 13 - 22. Глава 9, стихи 1 - 7:


    Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!

    И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.

    И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.

    Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих”.

    Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него.

    Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.

    И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям,- тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?

    Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.

    И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.

    И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.


    Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.

    Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

    Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.

    Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

    Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.

    Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира*.

    Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

  • 16 мар 2023 18:33

    Притчи Соломона. Глава 8, стихи 1 - 21:


    Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?

    Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;

    она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:

    «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

    Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.

    Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда;

    ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих;

    все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;

    все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

    Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;

    потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

    Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.

    Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

    У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

    Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;

    мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

    Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;

    богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;

    плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

    Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,

    чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.

  • 16 мар 2023 18:33

    Комментирует протоиерей Павел Великанов

    (Книга Бытие 6:9-22)


    История праведного Ноя и спасение человечества от вод потопа — одна из самых многогранных во всём библейском повествовании. Глубина открывается буквально с первых слов, когда речь начинается о Ное. Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Видел ты чудное родословие? — „Ной, — говорит, — был человек“. Смотри, и общее имя природы обращается в похвалу праведнику. В то время, как другие, погрузившись в плотские удовольствия, перестали даже быть людьми, Ной, сказано, среди такого множества (развращенных) сохранил образ человека, потому что именно человек тот, кто упражняется в добродетели».


    В какой же добродетели настолько преуспел Ной, что именно ему выпала честь стать отцом обновлённого человечества? Ответ — в тех же первых стихах: Ной постоянно «ходил пред Богом» — и благодаря этому он смог остаться человеком, когда все остальные вокруг — оскотинились.


    А теперь добавим сюда ещё одну интригу. Священное Писание ничего не говорит о том, что у допотопного человечества было зафиксированное в тексте Божественное Откровение о том, в чём заключается воля Божия, как именно следует человеку жить, чтобы не стать врагом Богу. Это существенно затрудняет задачу — ведь, в отличие от «людей Книги», Ною было не с чем сверяться! Получается, что единственным критерием, который позволял ему отличать добро от зла, было его собственное религиозное чувство и совесть! Насколько Ной был человеком волевым и сильным, чтобы не побояться выглядеть безумцев в глаза современников — настолько же он был тонким и чутким, чтобы уметь различать голос Божий в суете будней, и не просто услышать, но и сделать его неоспоримым руководством к построению ковчега!


    Хождение пред Богом — это состояние непрекращающегося диалога между человеком и Богом. И этот разговор — не только, и не столько словесный или мысленный. Это разговор всей жизнью, каждым поступком, каждым внешним обстоятельством, от тебя не зависящим. Только тот, кто искренне верит в живое присутствие Бога в бытии, может суметь настроить свой разум, своё сердце, свою волю на эту волну предстояния перед Богом. И критерий подлинности этой настройки — мужество быть верным тому, что придёт оттуда, с другой стороны диалога. Ведь действия Ноя с точки зрения окружающих были полнейшим безумием! И только постоянное «хождение пред Богом», мужественное стояние в вере Богу позволили Ною не отступить от строительства ковчега!


    Насколько же важно стараться как можно чаще разворачивать весь свой внутренний мир к Небесам, не только в особое время молитвы, но и в самых обычных, будничных делах — чтобы навык хождения перед Богом стал не чем-то экстраординарным, а единственно возможным состоянием нашего духа!...

  • 16 мар 2023 18:34

    Комментирует священник Дмитрий Барицкий

    (Книга пророка Исаии, Глава 8:13-9:7)


    Часто жизнь представляет нам хаосом несвязанных друг с другом событий. Нам представляется, что человеческой судьбой управляет слепой случай, фатум. И в этом бурлящем океане безликой и равнодушной стихии мы предоставлены сами себе. Только что прозвучавшее чтение говорит о совершенно другом.


    Слова пророка Исаии адресованы Северному царству евреев Израилю. Его жители не отличались особой богобоязненностью и благочестием. Здесь процветало идолопоклонство и как следствие — разврат и беззаконие. Поэтому в своей речи пророк призывает единоплеменников изменить образ жизни, покаяться в своих беззакониях и заручиться поддержкой Бога, о чем они давно перестали думать. В противном случае все закончится трагически. К Исаии не прислушались. В 722 году до нашей эры случилась трагедия. Израильское царство было полностью уничтожено армией могущественной Ассирии. Его территория была заселена языческими племенами, которые ассимилировали остатки местного еврейского населения. Теперь эти земли погрузились во мрак язычества и тьму неверия. Казалось бы, все, конец. Грешник сам стер себя с лица земли. Однако пророчества Исаии соединяются с предсказаниями о том, что мир вернется. Выжившие увидят великий свет. Родится Младенец, Которого пророк называет «Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Так пророк предвозвестил о рождение Иисуса Христа. Из Евангелий известно, что большую часть Своей земной жизни Спаситель прожил на территории бывшего Израильского царства, в Галилее. Дело в том, что именно соседство с язычниками сделало их более терпимыми и открытыми ко всему новому. Поэтому они воспринимали учение Христа и Его самого без того подозрения, с каким к Нему относились на юге Палестины, в ортодоксальном Иерусалиме. Так, земля, которую в прошлом постигло такое великое бедствие, первая увидела великий свет Евангелия.


    Все эти события в очередной раз свидетельствует об одной важной духовной закономерности. В мире действует Высшая сила, которая упорядочивает нашу жизнь, направляет ее течение к высшей цели. В христианской традиции эта сила называется Промысл Божий. Его действие настолько всеобъемлюще, что не только плоды наших добрых дел, но и даже результаты наших дурных поступков Он направляет к благим последствиям. В этом отношении Господь подобен гениальному дирижеру, который услышав фальшивую ноту в общем хоре голосов, искусно использует ее для того, чтобы обогатить с ее помощью мелодию, создать на ее основе новый тематический оттенок. Его сила такова, что даже наши слабости Он использует для нашего спасения. Каждое мгновение в том числе и при их помощи Бог создает в нашей жизни необходимые условия для принятия истины. И если это, то представьте какую силу имеет наша добродетель, наше желание во всем сотрудничать с Творцом. А потому будем стремиться во всем согласовывать свою волю с волей Создателя, чтобы великий свет Божественного присутствия воссиял в нашей душе уже сейчас и со всей силой.

  • 16 мар 2023 18:35

    Комментирует священник Стефан Домусчи

    (Притчи Соломона, Глава 8:1-21)


    Людям нередко кажется, что христианство религия очень сложная и чтобы ее усвоить необходимо быть философом или богословом, долго учиться, много читать. Сложно сказать, что на самом деле не так, ведь и на самом деле о христианстве написано столько книг, в есть множество сложных вопросов, есть догматы, с которыми обязательно необходимо соглашаться… Но возникает один вопрос: как же апостолы ходили и проповедовали, как же они обращали самых простых людей? Рабов, крестьян, вчерашних иудеев или даже язычников. Их-то сознание точно не было готово к усвоению философских категорий и богословских терминов. Однако все это неслучайно. Потому что Христос, как и Его ученики, ждали от людей к которым обращались не столько усвоения информации, не принятие одних обрядов вместо других — они ждали изменения жизни, перехода от фарисейской и эгоистичной, к жизни исполненной подлинной любви к ближнему, к способности жертвовать… Христианство на самом деле сложная религия, но не потому что очень философская и т.д. дело не в этом. Сложно жить по заповедям, сложно быть верным Богу, Прощать, когда на тебя нападают, быть щедрым, когда у самого мало… Но эти знания другого сорта, эту премудрость как раз вполне может быть усвоена. Она не скрыта и не является каким-то тайным знанием. Напротив, она «становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город». Это явно не гностическая истина, которая открывается лишь достойным и особенным. Или лучше сказать: достойным может стать любой, кто готов приобрести знание. Премудрость существует для всех, к ней призываются и неразумные и глупые.


    Выбрать ее не просто, потому что она не материальная выгода, ее не потрогать руками, не взвесить, она не серебро, не отборное золото, не жемчуг… Она ищет рассудительности, т.е. некоторого внутреннего труда. И все же «ничто из желаемого не сравнится с нею». Она в основе справедливости, в основе всякой правды и сокровище, которое она дает не погибает. Человек, который не видит ничего дальше сиюминутной выгоды не выберет ее и будет стремиться к серебру и золоту, к богатству ветшающему и временному, но тот, кто смотрит дальше, кто думает не только о временном, но и о вечном непременно будет стремиться к Премудрости, будет искать ее и найдет ее.

  • 16 мар 2023 18:36

    Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года


    «Страх Господень ненавидит неправды» (Притч.8:13); а если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и явится посему правою пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такою заботою ищем.


    Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его, и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господен не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс.33:15), которую дает пророк ищущим истинной жизни.


    Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство; но делом оно дается от Господа. Взыщи его как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно: он выправит все твои неправды.